Что мы знаем о воде?
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лосева Анна Юрьевна

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Вода – это жидкость, она не имеет запаха, вкуса, формы. Вода является растворителем и может растворять различные вещества. Учить определять различные состояния воды: жидкое, твердое (лед) и газообразное (пар). Познакомить детей с элементарным свойством очистки воды – фильтрацией. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Уточнить представления детей о том, что вода является источником жизни для всех живых существ на планете Земля. Познакомить с круговоротом воды в природе.

Коррекционно-развивающие задачи:

Учить детей обобщать, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы. Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности. Развивать у детей речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chto_my_znaem_o_vode.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

  1.              

                                          ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ

                      АДМИНИСТРАЦИИ  КАШИНСКОГО  РАЙОНА

                         КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ЭЛЕМЕНТОВ  ТРИЗ    

                            С  ДЕТЬМИ        ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

                                      ТЕМА «ЧТО  МЫ  ЗНАЕМ  О  ВОДЕ»

                                                                    Воспитатель  МБДОУ  детского  сада

                                                                                                    №10 « Солнышко»  

                                                                                          Лосева     Анна Юрьевна

                                                                                                                                                                                                                       

                                     г. Кашин , 2018г.


Цель деятельности:  развитие познавательной  активности, интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные: 

1.Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.

2.Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.

3.Формировать умение разрешать противоречия.

4.Применять « моделирование маленькими человечками» при решении задач.

Воспитательные:
1.Прививать вкус к творческой работе.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:
1.Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.

2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы , игры «Хорошо - плохо».
 Материал: иллюстрации -  вода,  чайник с водой, лед, роса на траве, иней на ветке, морозные узоры на окне, тающий  снеговик, облака, сосулька.  Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.


Ход деятельности:
Педагог: 
- Ребята, посмотрите , к нам пришел Незнайка. Он  мне рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.

-  Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды?  Вы готовы помочь Незнайке?

- Тогда я предлагаю  превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе. 

- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:

Раз, два, три, покрутись

В ученого – исследователя превратись.

- Ребята,  а что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?

( Дети рассматривают карточки - символы)

Педагог : Что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге») 

Я предлагаю,  пройти в нашу лабораторию.

Игра «Что общего?»

( На мониторе  иллюстрации с изображением: воды, морозных узоров на окне, льда, облаков, росы на ветке).

- Давайте  посмотрим   , что   здесь изображено ? (изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса) 

- Почему   же , эти картинки,    вместе  на  одной  странице? (Это все – вода.) 

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное. 

- Вы были внимательны и правильно выполнили задание. 

Педагог: 
- Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»

Мы вспомним те свойства воды, с которыми  уже  познакомились . Я буду выставлять схемы - карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено. 

( Выставляю карточки: вода течет,  вода отражает предметы, не имеет вкуса)

- Вы правильно назвали свойства воды. Давайте  проведем  небольшое исследование.

Опыт «Вода не имеет формы»

- Как вы думаете, имеет ли вода форму? ( Ответы детей).  Проверим наши предположения.

-  Возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).

- Где находится лед? (На тарелке,  в стакане) 

- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)

- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).

- А теперь  давайте проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (стакана )

Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)

- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование.  Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать что вода прозрачная? 

Опыт «Вода прозрачная»

Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке. 

- Какое   же  свойство воды мы исследовали?

Вывод: Вода - прозрачная. 

- Вы справились с заданием.

(Выставляю карточку – схему: вода прозрачная) 

Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц , в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра малой подвижности «Маленькие человечки»

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки? 

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти. 

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга). 

- Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков. 

Садитесь на стульчики  вот  к  этому  столу.

 Игра «Моделирование маленькими человечками». 

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено? Я  думаю…

(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой) 

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? ( В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха). 

Практическая работа детей за столами: 

Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? ( Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.

- Давайте  возьмем  карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразим разные состояния воды.

- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада.  
Вопросы к детям:

- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? ( Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы  и т.д.)

- Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать). Выставляю карточки – бережем воду .

Ребята, Незнайка очень  рад, что  вы  ему  помогли, он  много  нового  узнал  о  воде. Ему  очень  понравилась  игра  с  маленькими  человечками  и  он  просит  еще  раз  с  ним  поиграть. Вот  он  принес  картинки, попробуйте изобразить  состояние  воды  с  этих  картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....