Презентация "Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников"
презентация

Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_modelirovanie_problemnyh_situatsiy.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников Абдулкеримова Г.К.

Слайд 2

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». С.Л. Рубинштейн

Слайд 3

В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. И задача педагога - формировать у детей положительный социальный опыт, умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равноправными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение.

Слайд 4

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя .

Слайд 6

Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Слайд 8

Моделирование игровых проблемных ситуаций – это такая форма работы, направленная на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения. Игровые проблемные ситуации - это полноценная, но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты : -она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; -в содержание игры заложена цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей -игру проводит воспитатель : предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; -воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.

Слайд 10

При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий: - Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей , учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. - Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любой игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа : 1 . Подготовительный этап 2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации 3. Установление причинно-следственных связей

Слайд 11

Приемы, методы и средства создания проблемно - игровой ситуации : - подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; -изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; -побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; -постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); -постановка проблемных задач.

Слайд 12

Этапы процесса решения проблемно - игровых ситуаций: 1) Поиск средств анализа условий проблемы, с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы ?». 2 ) Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний. 3 ) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Слайд 13

В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы : разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации , игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-игровая образовательная ситуация («Познание», «Математика») «Зоопарк для животных». Средний возраст

Задачи:Образовательные:    дать представление о животных теплых стран и Крайнего Севера;    упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические формы...

Игровые ситуации в социально эмоциональном развитии детей раннего возраста.

Игровые ситуации в социально – эмоциональном развитии детей раннего возраста.          Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей ...

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников Игровые ситуации иллюстрирующего типа «Инсценировка с игрушками – готовое решение» Подготовила воспитатель Стрельникова В.В.

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольниковИгровые ситуации иллюстрирующего типа«Инсценировка с игрушками – готовое решение»Подготовила воспитатель Ст...

Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Сценарий проблемной игровой ситуации для инженерно-математического развития детей с использованием элементов модульного оригами....

проблемно-игровая образовательная ситуация «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»

проблемно-игровая образовательная ситуацияЦель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлени...

Картотека игр и игровых ситуаций по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Цель: развитие умения понимать окружающих людей, проявлять  к ним доброжелательность, стремление к общению и взаимодействию....