Диагностика формирования личностных качеств дошкольника
материал

Реутова Алёна Андреевна

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.diagnostika_sformirovannosti_lichnostnykh_kache.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника

 

Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте - центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложно поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание.

Ответить на эти и некоторые другие вопросы поможет диагностика личностного развития детей. С помощью методики диагностики сформированности личностных качеств дошкольника "Ориентир".

 

   Она представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:

  • уверенности в себе;
  • уважения к другим и дружелюбия;
  • альтруистичности;  
  • оптимистичности;
  • любознательности;
  • терпения;
  • сообразительности;  
  • любви к прекрасному;  
  • целеустремленности.

   

Методика достаточно экономична и проста, но требует понимания и осмысления. Диагностике подвергаются девять важнейших личностных качеств, развитие которых поможет заложить фундамент счастливой и эффективной жизни ребенка и взрослого. При этом оценивается не само личностное качество, которое можно трактовать по-разному, а его проявление в поведении, что, как правило, понимается разными людьми примерно одинаково. Подбор поведенческих проявлений осуществлен педагогами-исследователями и практиками путем обсуждения и согласования.

Процедура проведения диагностики не требует больших затрат времени и организационных усилий. Педагоги получают бланк методики (приложение 1) и ответный лист. Он представляет собой таблицу из 30 столбцов, где отмечаются данные ребенка (порядковый номер, фамилия и имя, возраст). 27 столбцов ответного листа отведены для каждого поведенческого проявления. Число строк равно количеству детей в группе.

Воспитателям предлагается ознакомиться с поведенческими проявлениями, обозначенными в методике, и в течение недели понаблюдать за детьми. Если диагностику выполняет один педагог, то он же заполняет ответный лист, а если два воспитателя, работающие с группой, - то им предлагается заполнить ответный лист после обсуждения результатов своих наблюдений. Результаты наблюдения, выраженные в баллах в ответном листе, переносятся в сводную таблицу для окончательного подсчета. Таблица может быть заполнена в формате Microsoft Office Excel и должна состоять из 13 столбцов, в которых фиксируются порядковый номер, фамилия, имя ребенка и его возраст. Девять столбцов предназначены для каждого личностного качества, в последнем отмечается сред нее значение уровня сформированности личностных качеств дошкольника (отдельная строка).

Значение сформированности каждого личностного качества равно сумме его трех поведенческих проявлений, деленной на три (среднее арифметическое), и представлено в ключе к методике (приложение 2).  

Обработка данных состоит из подсчета среднего арифметического значения сформированности всех личностных качеств (заносится в последний столбец) и отдельно каждого личностного

качества дошкольника (фиксируется в последней строке).

Анализ полученных результатов может предусматривать выявление групп детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень сформированности личностных качеств. Для этого среднее арифметическое сформированности личностных качеств каждого ребенка сопоставляется со средним значением для данной возрастной группы. Все близкие к указанному показатели относятся к среднему уровню, существенно превышающие - к высокому, уступающие им - к низкому. Таблица средних значений и диапазона среднего уровня для изучаемых возрастов представлена в (приложении 3). Для удобства группы детей можно выделить разными цветами.

 

Анализируя результаты, педагоги определяют у каждого ребенка те личностные качества, которые требуют более интенсивного развития. Их показатель существенно ниже среднего значения для данной возрастной группы.

Путем сравнения средних групповых значений сформированности каждого качества и средних значений данного качества для данной возрастной группы специалисты определяют также личностные качества дошкольников, развитию которых следует уделить особое внимание. Дополнительного внимания может потребовать развитие качества, в отношении которого установлены существенно более низкие значения.

По итогам диагностики определяется результативность работы педагогов в сфере личностного развития детей. ЕСЛИ диагностика проводится, например, в начале учебного года и в конце, можно определить динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Таким образом, данная диагностика может служить необходимым ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, т. к. помогает определять, какие именно личностные качества следует развивать для обеспечения счастливой жизни ребенка, и отслеживать трудности или успехи на пути достижения этой цели. Образно говоря, данная методика позволяет четко понять, «куда нам идти, и где мы находимся, насколько успешно продвигаемся к цели»

 

Приложение 1 

Методика оценивания характеристик поведения дошкольника Уважаемые педагоги! 

Оцените, пожалуйста, как часто проявляются следующие характеристики поведения у дошкольников, и поставьте соответствующие баллы в ответном листе.

 

Характеристика поведения

Всегда 

Часто 

Иногда 

Никогда 

1

Легко и уверенно отвечает на вопросы педагога в процессе         непосредственно         образовательной деятельности,         высказывает         свое         мнение         в повседневном общении 

3 балла

2 балла

1 балл 

0 баллов 

2

Проявляет уважение к интересам других детей

 

 

 

 

3

Оказывает помощь другим детям (предлагает сам)

 

 

 

 

 

4

Имеет хорошее настроение 

 

 

 

 

5

Задает вопросы

 

 

 

 

 

6

Умеет дождаться своей очереди в процессе непосредственно образовательной деятельности, общения, игры

 

 

 

 

 

7

Находит решение (выход) в затруднительных ситуациях (не теряется, проявляет находчивость)

 

 

 

 

 

8

Замечает красоту в окружающем

 

 

 

 

 

9

Знает, что хочет

 

 

 

 

 

10

Уверенная осанка и жестикуляция

 

 

 

 

11

Радуется успехам других детей

 

 

 

 

12

13Может поделиться игрушкой

 

 

 

 

13

Хвалит других детей

 

 

 

 

14

Проявляет         заинтересованность         в         выполнении заданий 

 

 

 

 

15

Может         подождать,         когда         отказывают         в

выполнении его просьбы 

 

 

 

 

16

Импровизирует 

 

 

 

 

17

Создает прекрасное (поделки, рисунки, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах и т. п.) 

 

 

 

 

18

Добивается поставленной цели 

 

 

 

 

 

19

Оказывает влияние на детей в игре и общении

(может управлять, командовать)

 

 

 

 

 

20

Проявляет внимание и заботу о других детях

 

 

 

 

 

21

Выполняет просьбы взрослых и детей

 

 

 

 

 

22

Говорит о позитивных моментах и событиях

 

 

 

 

 

23

Рассказывает о своих впечатлениях

 

 

 

 

24

Доводит начатое дело до конца

 

 

 

 

25

Сам придумывает игры, правила игры

 

 

 

 

26

Говорит или невербально проявляет восхищение прекрасным

 

 

 

 

27

Не останавливается на достигнутом, ставит новые цели

 

 

 

 

 

Приложение 2 

Ключ к методике

Личностное качество 

Номера пунктов в методике 

1

Уверенность в себе 

1,10,19 

2

Уважение к другим и дружелюбие

2,11,20 

3

Альтруистичность

3,12,21 

4

Оптимистичность

4,13,22 

5

Любознательность

5,14,23 

6

Терпение

6, 15,24 

7

Сообразительность

7,16,25 

8

Любовь к прекрасному

8,17,26 

9

Целеустремленность

9,18, 27 

 

 

Приложение 3 

Средние значения и диапазон среднего уровня сформированности личностных качеств по возрастным группам

Возрастная группа  

(лет, мес.) 

Диапазон среднего уровня 

3,0-3,6

0,2

0,0

0,4

0,3

0,4

0,5

0,0

0,1

0,2

0,2

0,1-0,3

3,7-3,11

0,4

0,3

1,0

0,6

0,6

1,0

0,0

0,2

0,4

0,5

0,35-0,65

4,0-4,6

0,8

0,6

0,9

1,0

0,9

0,7

0,5

0,5

0,7

0,7

0,55-0,85

4,7-4,11

1,1

1,0

1,1

1,1

1,2

1,0

0,8

0,8

1,0

1,0

0,85-1,15

5,0-5,6

1,4

1,1

1,3

1,1

1,3

1,5

0,9

1,1

1,3

1,2

1,05-1,35

5,7-5,11

1,6

1,3

1,6

1,4

1,7

1,6

1,1

1,4

1,7

1,5

1,35-1,65

6,0-6,6

1,5

1,2

1,9

1,4

1,6

1,7

1,1

1,1

1,4

1,4

1,25-1,55

6,7-6,12

1,2

1,2

1,9

1,1

1,5

1,8

1,3

1,3

1,2

1,4

1,25-1,55

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Подвижная игра с правилами – её роль в формировании личностных качеств дошкольника.

подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков....

семинар для воспитателей на тему: методика формирования личностных качеств дошкольников

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте - центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В э...

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...