Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей в специфических для них видах детской деятельности
проект (подготовительная группа)

Сумбулова Елена Викторовна

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_sumbulova_24ds_2.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

    Сумбулова Елена Викторовна

                                                                 Воспитатель МБДОУ д/с № 24

Тема: содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей в специфических для них видах детской деятельности

  1. Проблема, на решение которой направлена образовательная практика.                               

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире.

 Проблема состоит в том, что в теории и практике дошкольного образования применяется стратегия, направленная на освоение детьми основ грамотности, в том числе, чтения и письма, которая трактуется как «Обучение основам грамотности» (или «обучение грамоте»), предполагает прямое обучение старших дошкольников грамоте.    

Дошкольникам предлагаются занятия - «уроки» со статичной позой, требующей усидчивости и сосредоточенности для пошагового выполнения заданий, предъявляемых взрослым. Как правило, они являют собой прообраз школьных уроков  ― работа в тетрадях, заучивание наизусть звукового анализа слов. Этот тип работы с дошкольниками, безусловно, вреден для детей, противоречит требованиям ФГОС дошкольного образования, но имеет массовое распространение и прочные позиции. Мотивом для многих воспитателей служат запросы родителей, которые предполагают, что детям нужно прийти в школу уже овладев основами грамотности («читающими» детьми), а также требования современной школы (читающему ребёнку проще адаптироваться к школьному обучению), хотя то, и другое совершенно не очевидно.  

На практике мы выявили, что, если следовать за интересами ребенка, а не навязывать свою тематику и формы взаимодействия, можно достичь гораздо больших результатов.  Для этого нами разработана и апробирована образовательная практика – «Лаборатория грамотности», идея которой основана на методических рекомендациях Л.В. Свирской, соавтора программы «Вдохновение». Также мы использовали технологии проектной деятельности Н.Е. Веракса, Евы Райхерт-Гаршхаммер, технологию «Детский совет» Л.В. Свирской и др.

     2. Цели, ключевые задачи

     Цель образовательной практики:  становление и развитие предпосылок  грамотности у детей в специфических для них видах детской деятельности.

    Задачи: на слайде

1.Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации).

2. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую  речь; развивать  речевое  творчество.

3. Знакомить  детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию  текстов различных жанров.

4. Формировать звуковую аналитико-синтетическую способность,  как предпосылки  к обучению грамоте.

      3. Суть образовательной практики

        Для решения поставленных задач, в рамках образовательной практики «Лаборатория грамотности», мы поддерживаем вариант речевого развития детей, соответствующий требованиям Федерального стандарта дошкольного образования и формулируемый как «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности». Мы предполагаем, что формирование предпосылок грамотности, развитие языковых и речевых возможностей детей может быть реализовано не только и не столько в форме специально организованных занятий, но во многих формах взаимодействия, соответствующих возрасту и интересам детей, в естественных условиях, через обеспечение широкого спектра типично детских видов деятельности.  

       4. Средства (методы, формы, способы) реализации практики.

      С целью решения поставленных задач в рамках работы «Лаборатории грамотности» мы обратились к интересным и действенным для современных детей методам и средствам, таким как книгоиздательство, исследовательская деятельность, сочинительство, создание собственных игр.

     Стимулирующим действием к словотворчеству, развитию речевой коммуникации, расширению и активизации словаря способствует детское книгоиздательство.

    Первый начальный этап – это развитие у детей навыков словотворчества. Это составление и рассказывание собственных произведений, например,  рассказов (из личного опыта, из увиденного и услышанного в детском саду и дома), сказок собственного сочинения.  Чтобы мотивировать данный процесс используем различные приёмы, например «кресло автора».  Иногда это отличающийся от всех других детский стульчик ― специально оформленный, парадный. Иногда в этой роли выступает стул (кресло) воспитателя. Предназначается для исполнения детьми собственных произведений (рассказов, сказок).

       Также мы побуждаем детей не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Придуманный ребёнком текст мы записываем под его непосредственную диктовку. Записанное сообщение можно сохранить и потом многократно возвращаться к нему, перечитывая в группе или дома.

        Многие дети сами инициируют этот процесс и при помощи взрослых создают «настоящие» книги. При этом они узнают, как устная речь превращается в письменный текст, как строится история, решают, что они хотят запомнить, какие акценты они хотят расставить. Уважение и интерес взрослых к историям детей, позволяет им почувствовать, что их ценят как «авторов». Сколько времени тратит воспитатель, чтобы добиться от детей хоть какого-либо связного повествования? В данной форме составление рассказа, пересказа и т.д. реализуется легко и естественно.  

Один из методов, оказавшихся весьма эффективным, имеет условное название «метод транзитного пассажира» (Л.В. Свирская). В его основе лежит вызывание и поддержка речевой активности детей. Достаточно часто в «Лабораторию» приходят дети, которых надолго не увлекает ни один вид деятельности, они переходят от одной группы детей к другой, нигде не задерживаясь. Предлагаем такому ребенку поиграть в «разведчика» или в «журналиста» (это будет зависеть от возраста, сферы интересов ребенка).        

Если ребенок согласен на игру с воспитателем, ему дается задание ходить по группе (или за пределы группы), смотреть, где и чем интересным занимаются дети и, постоянно возвращаясь к воспитателю - мастеру, рассказывать об увиденном.

     Эта работа требует не только согласия ребенка, но и культуры восприятия информации взрослыми. Цель не в том, чтобы подсмотреть что-либо недозволенное, а в том, чтобы увидеть интересное в играх и занятиях детей и побудить ребёнка рассказать об этом, подбирая точные слова и выражения.      

     Мы записываем все сообщения, называем их «новости» или «разведывательные данные» и т.п., и обязательно находим для них достойное применение: в «детском журнале», либо на «детском совете».

        Культурной традицией «лаборатории грамотности» стало издание журнала «Почемучки».  Журнал создают дети по своей инициативе. Как правило, записи в журнале ведут также сами дети, которые уже начали проявлять интерес к буквам и словам. Младшие дети могут размещать свой текст, записанный воспитателем под их диктовку, а также оформить журнал рисунками или вырезанными и вклеенными картинками.

      В «лаборатории грамотности» дети знакомятся с разными литературными произведениями, а также с рифмами и стихами.

Мы остановились на стихосложении по методике «Синквейн», в которой детям предлагается сочинять стихи, пользуясь несложной схемой.    

Как правило, тематическим синквейном традиционно заканчивается занятие в «лаборатории».

Исследовательская деятельность также эффективно используется как средство приобщения детей к истокам грамотности. В данном случае познание букв проходит через сенсомоторную деятельность.

     Например, в «лаборатории» можно исследовать буквы на вкус и цвет (выпекание и поедание печенья в виде букв). Действовать с буквами из разнообразных материалов ― пластмассы, губки, ткани, простой и наждачной бумаги; украшать свою букву (например, первую букву имени) или свое полное имя разными способами: штрихование, раскрашивание, лепка.

      В «Лаборатории грамотности» мы знакомим детей с историей и культурой письма, показываем разнообразные материалы и средства для письма: восковые или глиняные таблички, ткань и кусочки коры, заостренные палочки, гусиные перья, кисточки, уголек. Мы не только рассказываем об этом, но и даём детям попробовать, мотивируя желание и интерес к письму.

      Одно из оснований для работы с образами букв заключается в активном взаимопроникновении культур, в том числе и письменных. Мы показываем ребятам, как по-разному могут выглядеть буквы ― японские и китайские иероглифы, латинские, греческие буквы, кириллица. Здесь не ставится задача научить детей их различать, а тем более запоминать. Достаточно того, чтобы у детей сложилось представление о многообразии букв.

      Одна из форм работы в «лаборатории грамотности»  - это совместное изготовление игр.

      Каталоги, рекламные буклеты, вкладыши от жевательной резинки и киндер-сюрпризов, фантики конфет ― вся эта многообразная информационная «мишура» подходит для изготовления игр вместе с детьми.    

        Чтобы сделать игру, мы сначала наблюдаем за детьми (чем пользуются, чем обмениваются, о чем говорят), обсуждаем с ними варианты (игра-бродилка, игра-лабиринт, сканворд или кроссворд), подбираем вместе материалы и приступаем к работе.

        Работая вместе над созданием игр, мы решаем практически весь комплекс задач в самых естественных условиях. Например, в процессе подготовки, создания и, тем более, в ходе игры постоянно слышна активная речь детей, что, собственно и является одной из основных задач.  Еще один очень значимый эффект в том, что, создавая игры дети учатся формулировать, а потом самостоятельно соблюдать правила и задачи. Дети самостоятельно подписывают этапы игры, остановки, названия и т.д., что невозможно без аналитико - синтетического подхода к слову, предложению.

   Таким образом, все, чем заняты, заинтересованы или прочно увлечены дети в «лаборатории» - это фундамент для овладения основами грамотности в естественных условиях.

    Кроме того, в данной практике созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, что усиливает развивающий потенциал взаимодействия детей и взрослых.

      5. Организационные механизмы, используемые в практике

      «Лаборатория грамотности» действует в системе «открытый детский сад» для детей разных возрастных групп и является одной из постоянно действующих мастерских. Мастерскую дети посещают по собственному выбору. Вход и выход, как и в любом образовательном пространстве ДОУ - свободный.

       Деятельность в «лаборатории грамотности» включается в проектно – тематический формат, в котором проживают дети детского сада. Темы проектов, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.                 

      Работа в «лаборатории» включает в себя определённую, но гибкую структуру: введение (общий круг, детский совет), где происходит мотивация и планирование деятельности.  Идеи, темы детей, фиксируются воспитателем - мастером  и реализуются в кратковременных проектах,  например: создание поздравительной газеты, разработка схемы-дизайна участка детского сада, сочинительство рассказа или сказки.  Либо более долговременных проектах: создание игр, разработка и создание журнала, издание книги, детская журналистика (интервьюирование, сбор данных) и т.д.

     При затруднении детей в выборе темы или дела, воспитатель имеет возможность внести своё образовательное предложение, либо использовать другие приёмы мотивации к действиям (провокации в среде, «разведчики» и др.). Реализовать образовательные задачи воспитатель-мастер может в любом случае, включается ли он в детскую деятельность или предлагает свой вариант.

      Заканчивается занятие в лаборатории подведением итоги, обменом собранной информацией или презентацией созданных продуктов.

     

  6.      Результаты, на которые направлена практика

- у детей сформирована коммуникативная компетентность, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, речь становится универсальным средством общения  с окружающими людьми;

- у детей развита связная, грамматически правильная речь: ребенок достаточно хорошо владеет речью, выстраивает свои высказывания в ситуации общения,  может легко выражать свои мысли и желания;

 - дети знакомы с книжной культурой, историей и способами письменности, многообразием  текстов, понимают тексты различных жанров;

 - у детей сформирована звуковая аналитико-синтетическая способность, дети могут выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.

В данный момент уже можно отметить некоторые результаты: дети не только подготовительной, но и старшей группы высказывают готовность и делают попытки в освоении письма и чтения, проявляют активность и самостоятельность в разных формах взаимодействия в «лаборатории»: активно используют свои умения в издании журнала, участвуют в оформлении дизайна детского сада и групп, в разных ролях участвуют в проекте «дети-журналисты», привлекают к совместной деятельности детей младшего возраста.

В ходе реализации проектов и детьми, и взрослыми производится большое количество разнообразных практических материалов, связанных с буквами, звуками, книгами: рисунков, поделок,  записей (слов, текстов), что способствует реализации цели нашей практики.    

    7. Способы измерения результатов

- наблюдение за детьми в процессе коммуникации с фиксацией и аналитикой результатов (Карты развития ребёнка);

 - измерение результатов речевого развития при помощи  шкал ECERS-R (подшкалы показателей  «речь и мышление», «взаимодействие»);

 - диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М.; Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.

   8. Проблемы и трудности при реализации практики

     Работа в условиях «открытого детского сада» предполагает взаимодействие с разновозрастными группами детей, которое способствует приобретению социальных навыков и богатого социально-эмоционального опыта, но требует более глубокой работы педагога: учёта интересов и возможностей детей всех возрастов, открытых способов постановки заданий, допускающих разный уровень и скорость их выполнения и усвоения, более глубокого анализа и отслеживания результатов. 

     Для решения проблемы, мы работали с рекомендациями авторов программы «Вдохновение». Изучали методическую и научную литературу в направлении создания и развития разновозрастного детского сообщества, методики работы с детьми в разновозрастных группах, учились планированию и аналитике при организации форм работы с детьми разного возраста. (Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе»; В. Гербова «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада»; Л. Свирская «Малокомплектный детский сад. Технология образовательной работы» и др.). слайд

      Большим подспорьем в работе с разновозрастной группой является работа в проектах. Комплексность содержания проектов дает возможность и младшим, и старшим детям найти то, что интересно для них, свое место в общем деле. Младшие дети получают многообразные стимулы для обучения и развития от старших детей, старшие дети, беря на себя руководящую роль, получают посылы к размышлениям и действиям от младших. 

          9. Практические советы для реализации практики.

          Использовать формы, методы и приёмы, содействующие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей можно не только в специально организованном открытом пространстве, но и в отдельно взятой группе, более эффективно, если это будет разновозрастная группа.

Развивать у детей интерес к буквам, звукам, художественному слову можно уже в младшем дошкольном возрасте, главное подобрать соответствующие формы, методы, способы.

У многих воспитателей возникает опасение, что дети, не участвующие в общих, привычных занятиях, не научатся чему-либо важному, не будут подготовлены к школе.

Для «тревожных» педагогов доступное объяснение предлагают авторы программы «Вдохновение», и мы имеем возможность подтвердить их исследования на практике: обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно совместной со сверстниками и взрослыми. слайд

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....

Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста в специфических для них видах детской деятельности

laquo;Обучение основам грамотности»: прямое обучение старших дошкольников грамоте по школьному типу....