занятие педагога- психолога с родителями детей с ОВЗ по теме: "Мама на нуле".
методическая разработка

План- конспект занятия педагога- психолога с родителями детей с ОВЗ в рамках родительского клуба "Школа успешного родителя". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_na_nule.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие родительского клуба по программе «Школа успешного родителя» (для родителей детей с ОВЗ)

Тема  занятия: «Мама на нуле»

Цель: познакомить родителей с понятием «эмоциональное выгорание»

- познакомить со способами профилактики и преодоления эмоционального выгорания;

- способствовать снижению психоэмоционального напряжения у родителей;

Ход занятия:

1. Приветствие. В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

2.Упражнение – разминка «Продолжите предложение»:

 - Бывают дни, когда…

- У меня нет сил…

- У меня не хватает времени  на …

- Я мечтаю о …

3. Мини – лекция.  Выгорание родителей стало распространенной психологической проблемой. Недавно синдром эмоционального выгорания был официально включен Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней. Раньше чаще всего синдром относили к определенным профессиям и речь шла о профессиональном синдроме. Однако, в последнее время все чаще можно услышать и о родительском выгорании. Чтобы не допустить у себя этого просто нужно вовремя заметить у себя признаки родительского выгорания, знать о его существовании и располагать информацией о том, как с ним справиться. Лекарство — в нас самих и в людях, которые окружают нас.

Как вы думаете, почему современные матери так подвержены выгоранию?

Безусловно, нашим родителям, бабушкам и дедушкам было очень тяжело растить детей: стирать пеленки, варить кашу, выжимать через марлю сок из натертых яблок, штопать дефицитные детские колготки… Однако в чем-то им было гораздо проще. У них были четкие ориентиры, традиции воспитания, советы авторитетных старших товарищей, матерей и бабушек. Была, наконец, единая схема воспитания: как кормить, как купать, за что наказывать, когда отдавать в детский сад и т.д.

Что происходит, когда современная женщина становится матерью? 

Ее образ жизни коренным образом меняется. Она теряет свои социальные контакты, перестает носить привычные каблуки и узкие брюки, ходить на работу, встречаться с друзьями, проводить время так, как ей нравится. Фактически, она оказывается запертой у себя в квартире вместе со своими проблемами.

У нас социально не одобряется родительская беспомощность. И если мама, устала, раздражена, то она скорее слышит: «Да ладно, соберись, тряпка!». Хотя на самом деле, если вовремя родителя не вытащить из этого состояния, то будет страдать вся семья. Чтобы мы не говорили, семейное счастье зависит от женщины.

КТО БОЛЬШЕ ПОДВЕРЖЕН РИСКУ ЭВ?

 Родители, у которых дети с разницей в возрасте меньше 5 лет. Это почти всегда стадия напряжения, потому что два ребенка постоянно чего-то хотят от мамы, постоянно требуют ее внимания, включения, присутствия.

 Родители часто болеющего ребенка. Это могут быть вполне стандартные простуды, но если семья живет в режиме «неделя в садике, две - на больничном», то это тоже истощает.

Мамы, которые рано выходят на работу или работают дома, живут в так называемом мультизадачном режиме.

Неполные семьи, когда вся нагрузка по воспитанию детей ложится на одного взрослого Семьи, которые вынуждены жить в тяжелых бытовых условиях (теснота, необходимость постоянно зимой топить дом, носить воду и т.д.), трудности с деньгами и т.д.

Конфликтная семья, когда семья не тыл, а второй фронт и взрослые вынуждены постоянно прикладывать усилия, чтобы конфликты сглаживать или преодолевать.


СНЕЖНЫЙ КОМ МЕЛКИХ ПРОБЛЕМ… Когда стрессов слишком много, они как снежный ком. И каждый из них ничего из себя может не представлять… Каждый сам по себе - обычные житейские события. Но когда их много и долго, и поддержки недостаточно, то они превращаются в какой-то вал проблем. Поэтому со стороны окружающим и кажется, что все так живут, чего она вдруг ноет? Но на самом деле это
стеничная стадия - когда ребенок не радует, нет легкости, удовольствия от общения с ребенком. Раздражает любое отклонение от плана. Вот вы куда-то собираетесь, ребенок уже одет, в этот момент что-то произошло. Например, ребенок вылил на себя компот - мелочь вроде бы, а мать на него орет или даже может отшлепать. На стенической стадии организм переходит в режим энергосбережения. Тут подойдет такая метафора. Если вы полны сил, энергии, у вас хорошее настроение, планы, вы идете танцующей походкой по улице. Если перед вами какое-то препятствие - камушек, ямка, вы легко его перепрыгнете, обойдете и даже не обратите серьезного внимания. Человек в стеническом состоянии - это уставший человек, он идет с грузом, сумками, у него натерты ноги. Любое препятствие в таком состоянии выводит из себя. Необходимость сделать усилие, чтобы его перепрыгнуть или обойти - очень выматывает.

Когда человек замечает свою раздражительность, включается вина. Начинается самобичевание: «Яплохаямать», «Я не справляюсь», появляется раздражение, агрессия и на себя, и на окружающих.  Ребенок начинает чувствовать неуверенность родителей, начинает тревожиться, начинает хуже себя вести, капризничать, агрессировать. Образуется порочный круг. Уставший родитель срывается на ребенке, ребенок в ответ выдает поведенчески неодобряемые вещи, родитель еще больше срывается… Снежный ком.

АСТЕНИЧНААЯ СТАДИЯ.  И вот так все продолжается. Если на этой стадии когда вы  уже на пределе, если не добавить ресурса (отдыха), то есть риск перейти на астеничную стадию. Астеничная стадия - нервное истощение, неврастения, «больше не могу», «сил больше нет». Если на стеничной стадии обычно все начинается с раздражения, то на астеничной это слезы, апатия, состояние когда руки просто опускаются. Появляются мысли «А пропади все пропадом!» Сильно ухудшается здоровье, падает иммунитет, можно легко заболеть. Ухудшается физическое состояние, все трудно, ничего не радует, ребенок не радует, умиления нет, удовольствия нет от общения с ребенком. Одно из самых неприятных последствий - проблема со сном. Все время хочется спать, а когда время спать, то заснуть не удается. Тяжелый сон,  все время гоняешь в голове эти мысли и уснуть не можешь. Это состояние само по себе все больше ухудшает ситуацию. Количество сна - главный параметр обеспечивающий личную безопасность. От природы мамы более терпимы к недосыпанию, но все имеет свои пределы. Если регулярно спать по 5-6 часов, то через какое-то время наступит нервное истощение. При астеничной стадии начинаются сложности с едой - забывают поесть, ловят себя на том, что не было крошки во рту весь день, кто-то компенсирует недостаток сна большим количеством еды. Тянет на сладкое, жирное, когда сил нет. Если астения далеко зашла, то женщина не справляется со своими чувствами, ее не хватает на ребенка, на хозяйство, если ее не трогать, то она будет сидеть и смотреть в одну точку или долго плакать, если вдруг есть необходимость что-то делать…

СТАДИЯ ДЕФОРМАЦИИ Совсем крайняя стадия ЭВ - это стадия деформации личности. Это состояние, когда психика больше не может, астения мучительна по переживаниям и со временем психика включает защиту «Это не ты плохая, это они все плохие». Родители начинают думать, что это их ребенок ужасен, ненависть к ребенку начинается, общение с ним уже контролирующее, унижающее, агрессивное.

4. Рекомендации. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ У СЕБЯ СИНДРОМ ЭВ? Гораздо лучше останавливаться на стеничной стадии и стараться получить ресурс. Если началась астеничная стадия - надо принимать меры. Если вы видите признаки ЭВ у близкого человека, то иногда гораздо более рентабельно дать ресурс ему: накормить, спать уложить, чай в постель принести, погладить, дать ему возможность почувствовать себя окруженным заботой. Если вы у себя видите признаки ЭВ, то следует:

 - Принять свою неидеальность, более ласково и тепло относиться к себе.

 - Важно сбрасывать балласт. Все лишние, избыточные задачи, ненужные дела, обязанности по дому. Занимаемся собой в первую очередь. Как тут не вспомнить правила авиакомпаний? «Сначала кислородную маску себе, потом - ребенку». Потому что выгоревшая, истощенная мать уже не сможет быть справляться с родительскими обязанностями. Обязательно 7-8 часовой сон полноценный, чтобы восстановиться. Надо придумать любые способы, чтобы этот сон обеспечить. Человек должен высыпаться хотя бы 2-3 раза в неделю. Нормально и регулярно есть, гулять. Если есть признаки ЭВ, дойти до невропатолога и пить поддерживающее нервную систему. Здесь хороши витамины группы В, магний. Просите родственников о любой помощи - чтобы погуляли с детьми, взяли их на выходные. Важно позаботиться о себе! Потому что ваша забота о себе - это вклад в вашего ребенка. Надо не стесняться просить погулять, помочь по хозяйству, и т.д. Не стесняться обращаться за помощью. Ничего важнее восстановления родительского ресурса в деле воспитания ребенка нет. Никакие материальные блага - игрушки, одежда, вкусная еда не компенсируют ребенку счастливую и любящую маму. Использовать для улучшения состояния любой ресурс, который помогает. Если ваше раздражение станет меньше, то и ребенок успокоится, с ним станет легче.

ЧТО еще  ДЕЛАТЬ?

Уметь обращать внимание на свои чувства и их выражение  (У нас есть физическая гигиена: мы чистим зубы, умываемся и т.д. но часто совсем  не обращаем внимание на эмоциональную гигиену. Мы ежедневно испытываем много переживаний, как положительных, так и отрицательных. Какие – то из них мы выражаем, но есть такие эмоции, которые мы подавляем, стараемся игнорировать, забиваем, загоняем в себе, не даем возможности высказаться. И как известно, невыраженные чувства лежат в основе каких – то  психических проблем, эмоционального выгорания, приводят к психосоматическим заболеваниям.

Поэтому психогигиена, внимание к своим чувствам, к способам их выражения – важная составляющая профилактики эмоционального выгорания. Подавлять чувства не нужно, нужно искать способы их выражения. Выражать не обязательно их конкретному человеку или ситуации (написать на листке, разорвать на мелкие кусочки и выкинуть; наговорить на диктофон и затем удалить и т.д

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ УПР. «Мусорное ведро». (на листочках пишем обиды, отрицательные эмоции, описываем неприятные для вас ситуации, которые вас тревожат  и выбрасываем в мусорное ведро)

6. Рекомендации. Помогает Естественная регуляция  организма

  • Физическая активность (спорт, танцы, мытье полов, следовательно происходит избавление от мышечного напряжения)
  • Массаж
  • Смех (улучшает наше состояние: комедии, юмористические ситуации)
  • Природа
  • Общение (семья, друзья, коллеги, т.е. возможность полноценно пообщаться)
  • Сон (стресс – это физиологическое состояние, поэтому важно наладить сон: проветривание комнаты, поиск удобной позы, попробовать ложиться в другое время)
  • Искусство (самостоятельные занятия: кто- то рисует, поет и т.д., искусство – целитель стресса)

Очень важно помнить, что мы все это делаем не только потому что это нам нравится, но и потому, что это способствует снижению стресса и профилактики эмоционального  выгорания.

Психологические приемы саморегуляции

  • Дыхательная гимнастика
  • Аутотренинг
  • Релаксация
  • Выражение эмоций (в устной форме, через творчество, через движения)

Эти приемы можно применять в любой ситуации, в любой обстановке.

Дыхание – это единственная физиологическая функция, которой человек может управлять сознательно. Есть цикл упражнений, которые позволяют стабилизировать эмоциональное состояние. Какие могут быть варианты:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

а) просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут;

б) подышите с задержкой дыхания – спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза  дольше, медленнее;

в)подышите с паузами: вдохнули – пауза, задержка дыхания; выдохнули – пауза, задержка дыхания;

г) дыхание на счет: на 4 счета вдох, на 4 счета – выдох.

Основная задача дыхательной гимнастики – дать максимально расслабиться организму. Это можно делать несколько раз в день, что положительно скажется на нашем эмоциональном состоянии.

Аутотренинг. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная», где Ирина Муравьева несколько раз в день повторяла «Я самая обаятельная и привлекательная» и действительно, подобные способы эффективны.

Если вы будете использовать данный метод, важно придерживаться следующих правил:

Правила аутотренинга: (слайд)

  • В утвердительной форме! (Если вы будете говорить: «Яне волнуюсь», то наше состояние не измениться. Тут есть разные объяснения, некоторые психологи считают, что наше сознание не слышит частицы «не»
  • В настоящем времени! (Не надо говорить «Я буду спокойна!». Надо говорить: «Я спокойна!»
  • С позитивным настроем!

Что еще помогает?  

  • Делать паузы (когда дел очень много, мы на себя все взваливаем, чувствуете, что не справляетесь, обязательно делайте паузы (должны быть ритмы, как у работы сердца). Как известно, паузы не снижают продуктивность работы, а напротив, увеличивает.
  • Ограничить гаджеты (чтобы нормализовать эмоциональное состояние, необходимо ограничивать гаджеты. Есть практика «День без интернета». Т.е. целый день мы не выходим в интернет, следовательно будете больше замечать вокруг себя.
  • Побаловать себя (очень важно время от  времени себя баловать: способы у всех разные, кто- то сделает маникюр, кто- то встретится с подружками. Т.е. надо находить для себя приятные вещи, которые помогут  при профилактике эмоционального выгорания).

Еще два замечательных приема:

  • «Баночка счастья» (Вы заводите специальную баночку, коробочку, можно ее красиво оформить. И вы складываете в баночку свои записки с радостными, приятными моментами. И когда накатывает тоска, печаль, достаем эту баночку счастья, читаем записки)

Основы успешной профилактики эмоционального выгорания (слайд)

СОЗДАНИЕ ЛИЧНОЙ СТРАТЕГИИ.

  • Знаю, что помогает мне справиться с выгоранием.
  • Планирую, когда я это делаю. (важно знать, что вы делаете каждый день, что – раз в неделю. Если мы не внесем это в свой жизненный план – это так и останется идеей.
  • Понимаю, кто может меня поддержать (семья, коллеги, друзья

7. Практическое упражнение  «Коллаж». И как раз сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание: коллаж  «Мои ресурсы. Что меня поддерживает в жизни?». На столе есть различные картинки, которые могут быть для вас вашими ресурсами. Вы выбираете, что подходит  для  вас и приклеиваете на листок.

Демонстрация и обсуждение коллажей.

8. Практическое упражнение «Орехи».

Каждый из вас сейчас возьмет орех из баночки и скажет утвердительно, что, как часто он будет делать для профилактики  родительского  выгорания, снятия эмоционального напряжения.

Например: 3 раза в неделю я буду делать зарядку.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели, что такое эмоциональное выгорание,  познакомились с признаками стрессового состояния и способами профилактики эмоционального перенапряжения. Очень надеемся , что информация была полезна и вы обязательно создадите личную стратегию профилактики выгорания. Спасибо за внимание!

(Выдача памяток).

9. Завершение. С чем уходите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога для родителей , дети которых готовятся к школе.

Полезные советы для родителей  дети которых идут в школу...

Консультация педагога-психолога для родителей детей подготовительной к школе группы "Готовность ребенка к школе"

Данную консультацию для родителей я разработала  для того, чтобы объяснить им, что подготовка детей к школе заключается не только в обучении их письму, чтению, счету, но и в формировании у них пс...

«А Я В ДЕТСКИЙ САД ИДУ!» ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДОУ?» (РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ГКП).

Данный материал адресован родителям детей раннего возраста (1 - 3 года), которые собираются ходить (или уже ходят) в группу кратковременного пребывания. Рассказывается о преимуществах посещения группы...

Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе

Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе...

Проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мамы разные нужны – мамы разные важны»

Актуальность проекта:Мама – самый близкий и дорогой человек в жизни ребенка. Любовь к матери – всеобъемлющая и каждому ребенку хочется выразить свою любовь. Этим проектом, который приуроче...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...