Овладение продуктивными действиями через предметную деятельность в группе раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Вахницкая Наталья Викторовна

Переход с доизобразительного периода в изобразительный, появление осмысленного образа, установление связи между изображением и реальным предметом через побуждение взрослого принять цель и обратить внимание ребенка на достигнутый результат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kmo_po_izo.docx70.88 КБ

Предварительный просмотр:

Переход с доизобразительного периода в изобразительный, появление осмысленного образа, установление связи между изображением и реальным предметом через побуждение взрослого принять цель и обратить внимание ребенка на достигнутый результат

Выступление на КМО воспитателей групп раннего возраста по правобережному району г. Магнитогорска

Вахницкая Наталья Викторовна

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Ранний возраст – время творческих открытий!

Ранний возраст — период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение тесно связано с предметной деятельностью. Детские психологи отмечают большой интерес ребенка к движениям карандаша, ручки по листу бумаги и самое главное — к возникновению следов на бумаге. Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху. Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами. Без участия взрослого дети не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, создания аппликации. Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка. В. С. Мухиной (1981) выделены следующие стадии развития значения каракулей:

I стадия — каракули как результат свободного манипулирования карандашом;

II стадия — каракули как результат свободного манипулирования карандашом, но при последующих визуальных ассоциациях с реальными предметами, и называние словом этих ассоциаций (в этом случае графическое построение приобретает значение знака);

III стадия — каракули как изначально планируемый знак реального предмета, не несущий в себе изобразительности (очередность II и III стадии условна); IV стадия — каракули как специфический для изобразительной деятельности знак — графическое построение, отражающее общие черты изображаемого предмета

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

Дальнейшее развитие рисования, лепки, конструирования, аппликации, превращение их в особый вид деятельности — изобразительный — происходит в детском возрасте.

Рассмотрим доизобразительный период детей раннего возраста.

До полутора лет для изобразительной деятельности детей характерен так называемый "период марания", поскольку в этом возрасте рука ребенка непроизвольно движется взад и вперед, что приводит к появлению повторяющихся пятен и неотрывных штрихов. Их направление и форма часто определяются случайно – по положению руки ребенка в данный момент. Одинаковые движения повторяются много раз, при этом они "подчиняются" руке, а не глазу. Зрение только сопровождает движения, а не регулирует их .Постепенно появляется определенное разнообразие в получаемых штрихах: получаются короткие и длинные штрихи, штрихи в разных направлениях, точки, ломаные, прямые линии, вращательные движения, спирали и др. Со второго полугодия жизни начинается период каракуль, во время которого дети изображают отчасти закругленные, отчасти ломаные линии. Совершенствуются движения, которыми ребенок овладел в период штрихов. Линии становятся очень разнообразными: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии.

Многократное повторение однообразных движений приводит к изображению пятна, выделяющегося на фоне листа. В этом периоде действия ребенка с материалом постепенно наполняются смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит взрослому. Он показывает ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Появляется ассоциативный образ. Увидев в собственных каракулях знакомые предметы, ребенок испытывает положительные эмоции. Основой для появления ассоциативных образов является умение ребенка читать изображения-картинки и рисунки взрослых. При этом сначала ребенок с трудом отличает изображения от реальных предметов. Вскоре он начинает понимать условность изображения. В период от полутора до двух лет ребенок впервые вкладывает содержание в свои каракули. Если ребенок не видит образ в своих каракулях, важной становится помощь взрослого.

Дети начинают с интересом искать содержание в нарисованных ими линиях, что становится главным стимулом их действий с изобразительным материалом. Признаки, по которым ребенок устанавливает это сходство, могут быть различны: форма, цвет, объем, ритм и траектория движений и др. При этом сам ребенок может не осознавать эти признаки. Положительные эмоции, возникающие при появлении ассоциативных образов, приводят к желанию повторить определенное изображение и у ребенка впервые появляется замысел, цель изобразить какой-либо предмет. Это свидетельствует об окончании "доизобразительного" периода в детской деятельности.

К основным ступеням развития изобразительной деятельности относят

  • интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;
  • интерес ребенка к действиям взрослых с материалом; подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом;
  •  интерес ребенка к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа;
  • появление первых замыслов, принятие самостоятельного решения что-то нарисовать.

На третьем году жизни действия ребенка совершенствуются, обобщаются, становятся все более специфичными, совершенствуются действия переноса: способ действия карандашом переносится на фломастер, кисть, мелки и т.п. Ребенок становится более самостоятельным, но взрослый продолжает контролировать и оценивать его действия. Придание содержания собственным каракулям – один из ведущих побудителей изобразительной деятельности.

В появлении ассоциативных образов большую роль играет накопление знаний, совершенствование предметных действий, развитие речи. Обозначение словом "каракули" взрослым способствует появлению у ребенка определенной ассоциации.

Свои действия с изобразительным материалом ребенок сопровождает речью: комментирует, объясняет, дополняет образ словом. Ассоциативные образы очень неустойчивы, противоречивы, необъективны, но они способствуют осознанию ребенком изобразительного смысла своих действий. Узнанные ребенком в своих рисунках предметы могут использоваться им как игрушки-заместители в процессуальной игре на бумаге или с пластилином.

К изобразительной деятельности ребенка в этом возрасте побуждают интерес к материалу и действиям с ним, подражание взрослым, потребность в общении с ними и в их положительной оценке, стремление изобразить интересные для него предметы и явления. Ребенок все чаще самостоятельно определяет содержание будущего рисунка, определяет цель и изобразительную задачу.

Рисование по замыслу появляется примерно к двум годам. Первые замыслы ребенка неустойчивы, неотчетливы и бедны по содержанию, что объясняется непроизвольностью познавательных процессов и отсутствием достаточного изобразительного опыта.

Результат, достигнутый ребенком, важен для него не своим качеством, а наличием, т.е. мотивы, специфические для художественной деятельности, у него отсутствуют. Характерны мотивы предметной деятельности и процессуальной игры.

На третьем году жизни происходит выделение изобразительной деятельности из предметной и ее обособление. Результаты рисования все чаще обыгрываются в игре. Под руководством взрослого ребенок овладевает доступными способами изображения в рисовании, лепке и конструировании, расширяется тематика изображений.

К концу третьего года жизни ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, самостоятельно ставит изобразительные задачи, может увидеть образ в своих рисунках и лепке; комментирует то, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; при условии систематического использования изобразительного материала и руководящей роли взрослого он овладевает элементарными способами действий с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином. Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования (рисование пальчиком, ладошками; оттиски печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью; тампонирование и др.) создает особенно благоприятные условия для развития у них сенсорных процессов и творческих способностей.

Что же можно считать основным в развитии творчества детей раннего возраста?

  1. Создание условий, способствующих развитию художественного творчества: наличие материалов и возможности действовать с ними;
  2. Руководство взрослого, умение показать, подсказать, помочь, направить и вовремя остановиться, предоставляя малышу свободу самовыражения;
  3. Вооружить ребенка средствами и способами передачи выразительности. Видеть форму, величину, и цвет объектов;
  4. Эмоциональное окрашивание, воплощенный в образах, чувства, эмоции, переживания, индивидуальный жизненный опыт;
  5. Истоки развития творческого начала, начинается в игре

Рассмотрим условия, подготавливающие почву для вхождения детей раннего возраста в продуктивные виды деятельности, как вид художественно- творческой деятельности.

Первое условие связано с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире. Возможность осознания и переработки этих впечатлений.

Чем активнее будут организованы наблюдения за явлениями природы, жизнью птиц, животных; чем насыщеннее впечатлениями будут прогулка, занимательная экскурсия, связанная с жизнью улиц, тем разнообразнее будут эмоциональные переживания и впечатления ребенка и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. Важно, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепить в его эмоциональной памяти и организовать понимание смысла происходящего.

Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры. Организация дидактической игры с использованием разнообразных предметов, игрушек; со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малышей элементами экспериментирования. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, изменить или расширить сюжет за счет новых игровых действий.

Другая линия, обогащающая игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Предметы – заместители действуют не на основе реальности, не на основе игровых образов, а на основе возникающих собственных воображаемых представлений. Взрослый может показать ребенку, что один и тот же предмет может волшебным образом превращаться во многих других образах, делает игру малыша живой и свободной. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Такая игра развивает фантазию и воображение – главные составляющие любого вида творческой деятельности.

Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания и активной речи малыша создает благоприятную основу для отражения впечатлений не столько полученных в процессе восприятия окружающего, сколько для придания смысла сделанному или нарисованному.

С чего следует начинать?

Начинать с развития положительного эмоционального включения детей в совместную деятельность со взрослым. Заинтересовать малышей и включить их в процесс изобразительной деятельности. Проблемная ситуация, заставляющая задуматься, вызывающая сочувствие и желание помочь, становится основным компонентом поддержания интереса к собственной изобразительной деятельности. Другим способом заинтересовать малыша и поддержать его активность могут стать детские стихи, песенки и сказки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость и особый ритм, перебор и детализация впечатлений. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» вновь и вновь позволяют малышам переживать яркие впечатления.

Четвертое условие приобщение детей раннего возраста к изобразительной деятельности, включить эти виды внутри игрового пространства. Можно использовать коллажи на магнитной доске или «живая» аппликация из плоскостных фигур. Эти виды деятельности ближе к ведущей предметной деятельности детей раннего возраста. Такие картины недолговечны, их можно изменить и перестроить вновь, они будоражат фантазию и подталкивают воображение.

Пятое условие научить воспринимать и понимать замысел, образ рисунка, поделки. Чтобы детям раннего возраста было понятно, они должны опираться на пока еще не очень большой опыт его наблюдений и представлений. Понятными для малышей могут быть сюжеты и образы, связанные с его личными наблюдениями за явлениями природы, такими как, дождь, снег, листопад, сугробы, ручьи, сосульки, тучи и т.д

Образ одного явления природы лучше повторить в разных видах деятельности, из лепки, в рисование, в коллаж или аппликацию. Один и тот же образ, запечатленный разными средствами традиционной и нетрадиционной техники изобразительной деятельности, станет более понятен для малыша, а, с другой стороны, - произойдет знакомство с разными приемами и средствами его создания и символизации.

Шестое условие совместная деятельность детей и взрослых. Взрослый организует эту деятельность, руководит и направляет действия детей, сам активно участвует как партнер и в то же время является не только вдохновителем, но и первым ценителем детских шедевров.

Седьмое условие помогает ускорить процесс рождения своего образа. Совместное со взрослым рассматривание рисунков, картин и поделок, комментарий взрослого и его оценка детской работы позволяет ребенку обратить внимание на конечный продукт, зафиксировать его, придать на первый взгляд бессмысленной игре с красками осмысленность. Узнавание того, что слепил или нарисовал, у малыша развивается постепенно. Рассматривания рисунков столь же важное событие, как и сам процесс рисования, у малыша развивается фантазия, воображение и речь.

Для этого важно сохранять детские поделки, рисунки, и тогда можно вновь и вновь возвращаться к их рассматриванию, узнаванию предметов или явлений, к неспешному рассказу о процессе их создания. Заботливые, внимательные и любящие родители интуитивно приходят к пониманию бережного отношения к первым творческим шагам малыша. Альбомы детских рисунков становятся предметом гордости родителей. Однако они полезны и для самого ребенка. У малыша есть потребность и необходимость возвращаться к своим шедеврам, рассматривая их, узнавая образы и называя свои рисунки и поделки. Даёт возможность переживать вновь и вновь свою личностную значимость, и важность. С другой стороны, детские коллекции могут стать значимым инструментом организации личного опыта малыша сейчас и в будущем. С их помощью можно проговаривать эти события, возвращаться к прожитому опыту, снова и снова, осмысливая и оценивая его. Альбомы, коллекции поделок могут стать необходимой опорой для разговора о настоящем, прошлом, а впоследствии, и о будущем ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предметной деятельности в группе раннего возраста..

Конспект закрепляет осноовные цвета и величины. Построен на основе игры...

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...

Развитие предметной деятельности в группах раннего возраста

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации....

конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.

laquo;Озорной котенок»конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.Программное содержание:обогащать опыт детей о домашних животных...

Презентация " Овладение продуктивными действиями через предметную деятельность"

Переход с доизобразительного периода в изобразительный, появление осмысленного образа, установление связи между изображением и реальным предметом через побуждение взрослого принять цель и обратить вни...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...