"Воспитание у дошкольников культуры поведения в деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Леонтьева Лариса Фёдоровна

В данном материале даны рекомендации для педагогов по формиированию культуры поведения в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonteva_larisa_fyodorovna.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леонтьева Лариса Фёдоровна

Воспитатель МБ ДОУ №23 «Солнышко» г. Белорецк

Республика Башкортостан

Консультация для педагогов:

«Воспитание у дошкольников культуры

                поведения в деятельности»                                                                                                                                

                   

 Слайд №1.

Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.

Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно. Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте. Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.

Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.

       А.С. Макаренко был убежден, что "воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения.

       Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства.

        Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие современные педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.

        Слайд №2.

       Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.  

 Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.

Одним из компонентов культуры поведения дошкольников является культура деятельности.

                               Слайд №3.

Цель формирования культуры деятельности у дошкольников:

*формировать у детей умение содержать в порядке своё рабочее и игровое место;

*формировать  привычку доводить начатое дело до конца;

*воспитывать  бережное отношение к игрушкам, вещам и книгам.

                                 Слайд №4.

     

Задачи воспитания культуры поведения в деятельности в разных возрастных группах:

        3-4 года.

Учить соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом; везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам , книгам.; соблюдать дисциплину на занятиях.        

 

                                   4-5 лет.

Учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу только хорошо. Формировать навыки самостоятельности, аккуратности, настойчивости, дисциплинированности. Учить выполнять трудовые поручения.

        5-6 лет.

Учить правильно пользоваться книгами за столом. Развивать желание и умение играть совместно, формировать навыки коллективной игры. Приучать выполнять свои поручения старательно, беречь материалы и предметы, убирать их на свои места. Учить выполнять обязанности дежурного.

                                     6-7 лет.

Учить  ценить время, управлять своей деятельностью и отдыхом.. Развивать произвольно-волевое поведение ребенка в разных видах деятельности. Учить считаться с интересами товарищей, защищать слабых, справедливо решать возникающие споры и конфликты. Учить доводить начатое дело до конца, трудиться организованно, планировать работу, осуществлять самоконтроль, преодолевать трудности.

                                      Слайд №5.

Условия воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей.. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его в отношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное соблюдение режима позволяет сформировать стереотип поведения, предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомления.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной деятельности детей.

5. Связь с семьёй. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный и образованный человек.

6. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию ребёнка.

                                  Слайд №6.

При воспитании культуры поведения у следует соблюдать следующие принципы:

-       научность

-       последовательность и систематичность воспитательных воздействий;

-       индивидуальный подход к ребёнку.

                                   Слайд №7.

Методы и приёмы воспитания культуры поведения: 

приучение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение. положительная оценка, этическая беседа, контроль за поведением ребенка, напоминание, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание., рассматривание и обсуждение картин, диафильмов, просмотр презентаций.

Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с подгруппой .

1. Приучение: детям даётся определённый образец поведения, например, во время игры или занятий.

2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно поставить на полку книги.

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, разложить к обеду вилки или ложки.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко и наказание, приводящее к физическому страданию, не используют, а осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом для ребёнка. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческой ситуации.

8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

      9. Беседа: помогает выявить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребёнок может высказать своё мнение.

     10. Разнообразные игры.(дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные, словесные и др.)

     11. ООД.

    12. Прогулки-походы, экскурсии.

В младшей группе воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил .

В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил и предварительная оценка.

В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

В этом возрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.. Дети 6-7 лет должны научиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у них навыков эффективной организации труда.

Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией. Это важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью, красками, фломастерами, содержать все это в надлежащем порядке.

Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.

С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней и на протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить определённые правила:

  • береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится.
  • после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место – в книжный шкаф или на полку.
  • если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

    Будущий школьник также должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:

  • прежде чем начать игру, любое дело, подумай, что для этого потребуется.
  • определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали.
  • подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой.
  • проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок.
  • твои дела не должны вносить беспорядок в группу или комнату.
  • не оставляй дело незаконченным.
  • не берись за новое дело, не завершив старое.
  • убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности.

  *    не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его на место.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников., формирует у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

 Заложенные в детстве основы культуры поведения в деятельности посредством  умелого использования педагогом разнообразных форм, методов и приёмов в работе с дошкольниками, во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

                                     Слайд №8.

 Литература:

1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА, 2006г.

2. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия" 2001.

3. Семенчук О.Б. "Учимся культуре повседневного общения". /Воспитатель ДОУ №9 2011.

4.Тестова О.Б. "Театр вежливости". /Воспитатель ДОУ №3 2011.

5.. Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия", 1998г. - 432с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом с использованием макетов, схем и дидактических игр на тему: «Федора Егоровна ждёт гостей» (средний дошкольный возраст)

Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р...

Памятка "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

Памятка создана в программе Publisher, затем сохранена в PDF. Памятка будет полезна и педагогам и родителям дошкольников. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формирова...

"На пути к музею: воспитание у дошкольников культуры поведения в общественных местах"

Ребенка - дошкольника необходимо подготовить к посещению музея. На первом этапе, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на культуру поведения малыша в общественном месте....

НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом

НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом ...

Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр

Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр...

Семинар для родителей: "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении....