мастер-класс "Пособия на развития дыхания у детей раннего возраста"
методическая разработка

петрова наталья владимировна

Мастер-класс ,для педагогов работающих на группах раннего возраста и родителей, по изготовлению простых, но интересных пособий на развитие правильного речевого дыхания детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс397.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Пособия на развития дыхания

у детей раннего возраста»

(мастер – класс)

Провела: воспитатель

Петрова Наталья Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 29 «Улыбка»»

г. Вязники

Цель: Повысить уровень знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологиях в жизни детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о значимости использования здоровьесберегающих технологий.
  2. Демонстрация игровых пособий для развития речевого дыхания.
  3. Мотивировать педагогов к изготовлению пособий для развития речевого дыхания.
  4. Проанализировать приобретенный опыт участников мастер – класса.

1. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке, меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Реализуемые мною программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провела диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики  использовала: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, наметила план дальнейшей работы и доставила для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья, а также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Всю свою педагогическую деятельность строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку я организую,  педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваю перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе  стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом);   прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры на прогулке способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

Большое внимание уделяю использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.

Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года начинаем постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организую двигательный режим (согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16oС)

Остановлюсь более подробно  на дыхательной гимнастике. Что из себя представляет дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания, а также при сердечно-сосудистых болезнях и др. Дыхательная гимнастика может применяться с профилактической целью для укрепления дыхательной системы, общего оздоровления организма, повышения иммунитета.

Хотя эта технология хорошо вам знакома, я хочу предложить изготовление и использование нестандартного оборудования для применения его в дыхательном упражнении, которое можно проводить с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:

1.Улучшить дыхание, провентилировать легкие, ликвидировать кислородный долг, оказать помощь сердечно-сосудистой системе в ее усиленной работе при выполнении интенсивных физических упражнений.

2.Совершенствовать дыхательный аппарат, а в дальнейшем поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

3.Выработать умение дышать всегда правильно углубленно и волнообразно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий:

  1. Не заниматься в пыльном, на проветренном или сыром помещении;
  2. Температура воздуха должна быть на уровне 18- 21 С
  3. После последнего приема пищи должно пройти не менее 30 мин.
  4. Продолжительность упражнения не более 3 мин, во избежание потери сознания
  5. Соблюдение гигиенических требований.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику?  В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.  

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

2. Предлагаю вам обзор пособий для развития правильного речевого дыхания у детей раннего возраста:

  1. «Домик» - ребенку предлагается подуть на занавеску в домике «ветерок»
  2. «Горячий чай» - предложите ребенку остудить чай в чашке.
  3. «Дракончик» - дракончик рассердился и выдыхает изо рта огонь
  4. «Веселый шарик» - в бутылке с отрезанным донышком лежит маленький пенопластовый шарик. В пробку вставлена коктейльная трубочка. Ребенку предлагается подуть в трубочку, чтобы шарик заплясал.
  5. «Слоник»  - предлагаем ребенку подуть в трубочку, чтобы слоник протрубил в хобот.
  6. «Лягушка» - лягушка проголодалась, чтобы поймать комарика нужно сильно дунуть в трубочку и язык  станет длинный, и лягушка поймает комарика.

D:\МАСТЕР КЛАСС\detsad-33785-1476372580.jpg      D:\МАСТЕР КЛАСС\63da6e0a81b2299d385ae27c42541abc.jpg

D:\МАСТЕР КЛАСС\st-elephants2.jpg          D:\МАСТЕР КЛАСС\8d0692c7e7cf08adf07bda881faebc14.jpg

А сейчас я предлагаю вам самим изготовить пособие для развития дыхания «Ракета».

3. Практическая часть. Изготовление дидактического пособия «Ракета».

  1. Раскрасить шаблоны ракеты фломастерами.
  2. Вырезать из бумаги две ракеты.
  3. Склеить две ракеты, предварительно положить в нижнюю часть короткую трубочку, запаянную, с одной стороны.
  4. Вставить коктейльную трубочку в трубочку в ракете и подуть (запустить ракету в полет).

     D:\МАСТЕР КЛАСС\Making Straw Rocket.jpg       D:\МАСТЕР КЛАСС\Making Straw Rocket.jpg      D:\МАСТЕР КЛАСС\Launching Straw Rocket.jpg

4. Сегодня я познакомила вас с пособиями для развития речевого дыхания у детей раннего возраста. Надеюсь, что мой мастер класс вам был полезен, и вы используйте мои наработки для работы со своими детьми.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста

В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения ...

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста...

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Но приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформир...