Конспект мастер-класса воспитателя на тему: «Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками»
методическая разработка (старшая группа)

Богданова Екатерина Владимировна

Целью данной методической  разработки является: повышение педагогической компетентности участников мастер-класса в области использования различных методов и приёмов работы с песком в условиях детского дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_pedagogami_bogdanovoy.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса воспитателя МКДОУ №4 «Колосок» Богдановой Е.  В. на тему: «Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками»


Цель: повышение педагогической компетентности участников мастер-класса в области использования различных методов и приёмов работы с песком в условиях детского дошкольного учреждения. 
Задачи: 
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. 
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 
Оборудование:  презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации; ёмкости с песком, манной крупой, кинетическим песком; игровой, природный, бросовый материал; индивидуальные рамки, палочки, кисти, клей, шаблоны раскрасок, цветные мелки, салфетки для рисования.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками на примере песочной арт-терапии.

ХОД
Вводная часть. Показ презентации.
Слайд 1. Арт-терапия- (от англ. Art - искусство) – направление в психотерапии, психолого – педагогической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Виды арт-терапии: художественная (рисование, лепка, оригами), музыкальная, танцевальная, сказкотерапия (драматизация, сочинение сказок, изготовление кукол и обыгрывание сюжетов,), песочная, игровая (обучающие, коррекционные, проективные и т.д.).

 Слайд 2. Что такое песочная терапия?

Песочная арт-терапия (автор швейцарский учёный Дора Кальфф) – синтез педагогики, психологии и искусства, который имеет эмоциональную окраску, помогает дошкольнику получить из обычного - необычное. 

Цель— не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Преимущества перед другими арт-технологиями:

- не имеет ограничений (возраст, интеллект);

- раскрывает творческий потенциал;

- не имеет правильных или неправильных ходов;

- понятный способ самовыражения;

- даёт возможность быть самим собой.

Слайд 3. Игры с песком:

-  способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей, развитию мелкой моторики;

- дают толчок полёту творческой фантазии детей;

-снимают нервную нагрузку дошкольников, учат самоконтролю;

- дают возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждают детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений;

- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе, своих силах. 

Не рекомендуются в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка  очень высок;
  • Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Слайд 4. Упражнения

Спектр упражнений для занятий песочной терапией включает следующие:

  1. Построить дом своей мечты, замок или даже целый город;
  2. Нарисовать на песке фигуру или картину;
  3. При помощи игрушек проиграть определенные жизненные ситуации, которые являются наиболее значимыми для  ребенка;
  4. Устроить наводнение или потоп и спасти игрушки;
  5. Как можно крепче сжимать песок в руках с целью развития мелкой моторики и преодоления агрессии;

       6.Предоставить ребенку свободу выбора и позволить создавать те             композиции, которые он хочет.

Слайд 5. Формы  песочной терапии:

  1. Игры с песком («Чувствительные ладошки», «Отпечатки», «Секретик», «Рисунки на песке»);
  2. Диагностика ( индивидуальная и групповая форма);
  3. Коррекция;
  4. Развивающий аспект.

Слайд 6. Для организации песочной терапии понадобится:

  • Деревянный или пластмассовый ящик для песка,( дно  окрашено в голубой цвет), размер в сантиметрах: 50х70х8.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Вода
  • Коллекция миниатюрных фигурок, счётные палочки, буквы, геометрические фигуры, наборы посуды, штампы, трафареты, формочки, бросовый, природный материал.
  • Фартуки, салфетки.
  • Правила от Хозяина (феи песочной страны, песочного человека и др.)

Слайд 7.

        Что нужно для игры в песок?        

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Основная демонстрационная часть.

-Сегодня я хотела бы вас познакомить с техникой рисования песком.

Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из шести человек. Пожалуйста, желающие! - Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. (Педагог приветствует участников фокус-группы, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки). 

Упражнение «Рисунок на спине» 
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Педагог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги или следы). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Педагог: молодцы, прошу вас разбиться на 2 мини-группы и подойти к столам (на столах – тазы с песком. Предлагаю потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, «зарыть умелую руку», затем «неумелую». Спросить об ощущениях.)

Игра «Придумай сказку» 
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. 

Педагог: Продолжаем работать в тройках. Представьте: «Вы – Путешественники-волшебники. Долго шли и попали в пустыню. Вы хотите создать сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по три героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Расскажите о своей сказочной стране, используя приём «Сказка по кругу».(3 мин)

Педагог: молодцы, сейчас нужно разделиться на пары и присесть за столы.

Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и творческих способностей. 
Оборудование:  загадки, индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки. 
Ход игры: Участники сидят за столами, педагог объясняет правила игры. 
Педагог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать - это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. На листе вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе. 
ЗАГАДКИ

Если заболела Юля,

Где мы купим ей пилюли? (В аптеке)

Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги)

Где на прилавке товары лежат,

Все разложенные в ряд? (В магазине)

(Предлагаю создать картину на подносе из любых материалов, чтобы ответ был понятен другим участникам. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы). 
Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины. 
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок (строительный, кинетический), манная крупа, мелки цветные. 
Педагог: Сейчас, я предлагаю вам создать картины на ваших индивидуальных фоторамках. Использовать можно любые средства и материалы, стоящие на столе. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Рефлексию мы проведем с помощью стикеров-картинок.

У вас на столах лежат по 2 стикера - солнышко и тучка. Прошу выразить своё мнение о мастер-классе.

Солнышко – было интересно и познавательно, буду применять в своей практике,  тучка – есть предложения, рекомендации, замечания. На стикерах можно написать или нарисовать своё отношение к выступлению. Стикеры прошу показать и передать мне.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов! (Педагог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя стикеры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

Конспект мастер класса для воспитателей Тема: «Палитра зеленого»

Несколько игр, которые направлены на развитие цветовосприятия и создание хорошего настроения....

Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.

29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование  приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...

Мастер - класс для воспитателей "Использование Су-Джок терапии в работе с дошкольниками

Упражнения с использованием Су-Джок  развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Использование напольных игр в работе с дошкольниками»

Цель: Знакомство с практикой использования напольных игр в работе, повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1. Передача опыта путём показа приёмов, используемых в моей педагогическ...