Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность
материал

Зембаль Любовь Богдановна

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_doklad_zembal_l.b.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47

E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,

ИНН/КПП 89030343333/890301001

Мастер класс «Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»

Автор: воспитатель

ЗембальЛ.Б.

Надым – 2017 г.

1 слайд

Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

2 слайд

Цель:

      Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

3 слайд

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.

4 слайд

С внедрением новых стандартов на каждой ступени образования меняется взгляд на результаты образования, на образ выпускника. Акценты смещаются с накопления объёма знаний на овладение способами и средствами активного познания.

5 слайд

В настоящее время развитие исследовательского поведения следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Поэтому целью педагогического воздействия в данных условиях является развитие личности ребенка через формирование и совершенствование навыков исследовательского поведения.

Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого–физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослого.

6 слайд 

Актуальность в том, что совпадают три составляющие развития личности: условия жизни, потребности, способности ребёнка.

     Главная особенность современного мира – его динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого и от ребёнка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

      На практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

7 слайд

Актуальность также в том, что это естественное состояние дошкольника и его потребность к новым впечатлениям  является двигательным механизмом для развития поисково-исследовательской деятельности, так как стремление исследовать, экспериментировать, является чертой детского характера.

8 слайд

Системная работа по познавательно исследовательской деятельности позволяет:

развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

развивать детскую любознательность, пытливость ума;

достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.


Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг.

Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

9 слайд

Значимость экспериментирования проявляется в известной китайской пословице ……

10 слайд

Что же представляют исследовательские действия детей?

  1. Наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие объектов окружающего мира живой и неживой природы, рукотворного мира с целью их познания.
  2. Обследование – выявление свойств и отношений объектов окружающего мира (формы, цвета, размера, звучания, ритма, темпа, количества, числа, части и целого, пространства и времени, движения и покоя и др.) с опорой на разные органы чувств.
  3. Экспериментирование – проведение опытов, действий с объектами окружающего мира с целью выявления их неявных свойств, сущностных связей и отношений.
  4. Поиск и восприятие информации. Для дошкольников самым доступным способом получения информации является  обращение с вопросом к взрослому (родителю, педагогу и т.д.), именно поэтому дошкольников называют «почемучкками». Также источниками информации для детей является просмотр мультфильмов, детских познавательных передач, чтение книг, энциклопедий, журналов, доступ к Интернет-ресурсам.
  5. Выдвижение и проверка предложений в совместной с педагогом деятельности – вариант работы, основанный на создании проблемной ситуации и совместном её решении.

11 слайд

Формируя у детей исследовательские умения, необходимо создать условия для расширения и обогащения опыта выполнения исследовательских действий в организованной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

   Организация экспериментирования может быть организована в любой образовательной области, например в «художественно-эстетической», где предполагается ознакомление детей с изобразительными материалами.

   Планируя деятельность с изобразительными материалами педагог предусматривает выполнение детьми различных вариантов исследовательских действий с целью полного познания свойств материала, возможности его преобразования.

   Объём педагогического воздействия варьируется относительно этапов или задач экспериментальной деятельности, а также организации режимных моментов. Педагог  создаёт условия для проведения опытов, частично участвует в них или стимулирует самостоятельное детское экспериментирование.

   Для получения информации по теме, используются различные источники. Педагог может включить детей в беседу, организовать совместное чтение книг, просмотр познавательных видеосюжетов и пр. Это позволяет максимально широко охватить предмет исследования, изучить его с разных сторон.

   Исследовательские действия детей стимулирует грамотно организованная предметно-пространственная среда, которая создаёт условия для самостоятельного исследования и экспериментирования.

   12 слайд

Сейчас мы с вами будем работать в группах.

     На листочке бумаги напишите этапы организации и проведения опытов с дошкольниками.

     Ориентируйтесь на рассказ, который вы услышали.

   13 слайд

Структура экспериментальной деятельности предполагает (содержит):

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно - в старшем дошкольном возрасте).
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Распределение детей на подгруппы и выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  4. Наблюдение результатов эксперимента.
  5. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

14 слайд 

   Сегодня в игровой форме на основе сказки мы вместе с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер – класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

                   Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

   В деревушке, на птичьем дворе жил любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Утенок очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предложения. Почему лодка не тонет?

       ОПЫТ 1. Возьмите 2 банки: одна банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2столовые ложки на 0,5л воды) опустите туда второе яйцо – оно будет плавать.

     Вывод: это объясняет тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

       Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

      ОПЫТ 2.  Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

 Вывод: это происходит потому, что бумага намокнет, становится тяжелее и лепестки раскрываются.

         Потом он увидел,  что какие – то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

    ОПЫТ 3. возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды  и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так происходит?

Вывод: На поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опускается вниз. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывает. Так будет продолжаться несколько раз пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает

           Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождик закончился, снова появилось солнце. Утенок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? Чьи следы? Почему следы остаются на песке? ОПЫТ 4

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

          Утенку очень понравилось гулять и познавать это огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

          1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

          2. Почему же распускаются кувшинки?

          3. Почему плавают рыбки?

          4.Почему идет дождь, и остаются следы на песке?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

         

15 слайд

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

16 слайд

В конце мастер-класса проведём опыт – рефлексию. Если вам понравилось, опустите камень в ёмкость с весёлым смайликом. Если вам не понравилось – в ёмкость с грустным смайликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...

Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность...