Статья "Дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

Литченко Елена Александровна

Статья к диплому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста

Литченко Е.А. (п. Бурея, Амурская область)

Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста является базой развития речи. Формирование мышления, памяти, восприятия, воображения тесно связано с появлением первых слов. Задержка речевого развития является следствием отставания в психическом развитии детей, причинами которого выделяются недостаточность внимания и неумелое воспитание со стороны взрослых. Любая задержка речи, недостаточное понимание говорящего, скудный словарный запас названий и понятий, усложняет коммуникативное общение детей с окружающими людьми. Как следствие, возникают сложности в организации и проведении совместных игр и занятий.

В современной жизни предпосылки речевого развития у детей среднего дошкольного возраста, по мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, определяются двумя факторами. Первый относится к неречевой или предметной деятельности, то есть расширению связи с окружающим миром посредством конкретного, чувственного восприятия мира. Второй фактор речевого развития детей, его словаря характеризуется речевой деятельностью взрослых, совместной деятельностью. Таким образом, социальная среда воспитания детей младшего дошкольного возраста отражается на развитии лексики [7].

Развитие словаря является длительным процессом количественного накопления слов, освоением их значений. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста имеет огромное значение т.к. этот возраст является сензитивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность нашей темы. Потребность овладения речью возникает в процессе различных видов деятельности.

Использование в работе с детьми дидактических игр открывает большое пространство для развития, обогащения словаря. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Следовательно, в дошкольном учреждении необходимо уделять большое внимание обучению детей дошкольного возраста активно использовать грамматику языка при взаимодействии с окружающими людьми, понятно и правильно выражать мысли в устной речи.

Цель исследования – изучить влияние дидактических игр на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие словаря является продолжительным процессом количественного накопления слов, освоения социально закрепленных значений, развитие умений использовать свой словарный запас в условиях общения с окружающими людьми.

В методике развития речи, существуют понятия активного и пассивного словаря. Активный словарь, по мнению А.М. Бордич, это слова, которые говорящий понимает и более или менее часто употребляет. Во многом активный словарь определяет культуру и богатство речи [4].

В активный словарь детей входит общеупотребительная лексика, а также ряд специфических слов, употребление которых в повседневной жизни определяется условиями жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря детей дошкольного возраста, воспитатель должен учитывать условия их речевого окружения, потребности речевой практики. Необходимо постоянно реализовывать основную цель обучения родному языку – делать язык средством общения для ребенка.

Пассивный словарь, по мнению А.М. Бородич, это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но самостоятельно не употребляет. Пассивный словарь определенно больше активного, так как в него входят слова, смысл которых может быть лишь догадкой по контексту, всплывающему в сознании тогда, когда человек их слышит [4].

Перевод слов из пассивного словаря в активный определяется специальной педагогической задачей. Введение в активную речь детей слов, которые они употребляют в искаженном виде, самостоятельно усваивают с трудом, требует педагогических усилий от воспитателя.

У детей среднего дошкольного возраста наблюдается большое количество неверного словоупотребления, переноса значения с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний, языковой опыт о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Понимание и употребление слов детьми 4-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами.

Развитие активного словаря в дошкольном учреждении заключается в планомерном расширении словарного запаса детей с использованием и закреплением трудных или незнакомых слов. Одной из форм развития детей дошкольного возраста может быть дидактическая игра, которая занимает большое место в работе дошкольного учреждения. Они используются в самостоятельной деятельности детей и на занятиях.

Под дидактической игрой А.А. Катаева и Е.А. Стребелева понимают одну из форм обучения ребенка взрослым и включает в себя две цели: обучающую со стороны взрослого, и игровую со стороны ребенка. Дидактическая игра – один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется программными задачами и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Первоначальное знакомство ребенка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются [6].

Во время подготовки к дидактической игре воспитатель особенно внимательно должен продумать все особенности проведения, эффективность условий, учитывать детскую реакцию, рассчитывать ее продолжительность. Дети будут играть лишь в том случае, если игра будет для них эмоционально захватывающей, занимательной.

Детям дошкольного возраста, по мнению Т.Ф. Губановой, необходимо объяснять правила игры, четко ставить дидактическую задачу, знакомить с предметами, используемыми в игре, проверять правильность понимания задачи. Постепенно ребенка подводят к пониманию того, для чего нужно запомнить. По завершении дидактической игры проводится оценка правильности решения задач, отмечаются успехи. Игровая мотивация помогает запомнить понятную и близкую ребенку цель [5].

Для реализации словарной задачи в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В своей работе педагоги должны расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отрабатывать артикуляцию, расширять активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.

I Использование предметно-развивающей среды группы

Непременным условием полноценного речевого развития, по мнению О.В. Артамоновой, является разнообразная и правильно организованная игровая среда. Создавая предметно-развивающую среду, необходимо учитывать возрастные особенности детей: игровые зоны важно располагать в доступном месте, оформлять тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, экологическому воспитанию, подбирать яркие игрушки, которые будут побуждать малышей к общению.

На первом этапе работы по речевому развитию используются дидактические игры на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне». Эти игры помогают малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым [1].

II Использование предметных, сюжетных, музыкальных дидактических игр

1 Развитие словаря детей в дидактических играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей используются дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др.

В процессе игр у детей совершенствуются навыки этического поведения, воспитывается заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизируется словарный запас. К концу года дети употребляют в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать).

2 Развитие словаря детей в дидактических играх на внимание

В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретает собственный действенный и чувственный опыт. По мнению З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, игры способствуют обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети составляют небольшие рассказы о новой игрушке, об обновке [2].

3 Развитие словаря детей в дидактических играх по сенсорному воспитанию.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формируются умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладевают операциями сравнения и обобщения.

4 Развитие словаря с использованием дидактических игрушек

Очень увлекают детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствуется координация движений рук, развивается мелкая моторика и глазомер. Малыши учатся понимать речь взрослого, отвечают на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяют в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяют их человеческими качествами, заботятся о них, укладывают спать. К концу года дети в своих играх сопровождают игровые и бытовые действия речью.

5 Развитие словаря детей в дидактических играх по ознакомлению с окружающим миром

Для формирования словаря, по мнению А.К. Бондаренко, также важное значение имеют дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» развивают у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они знакомятся с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усваивают слова, обозначающие трудовые действия, но и учатся их употреблять по собственному усмотрению [3].

В среднем дошкольном возрасте дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.

6 Развитие словаря детей на прогулке

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомятся с явлениями природы, получают представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делают прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

В процессе дидактических игр воспитателям необходимо следить за их ходом, за поведением детей, выявлять особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Кроме того, расширению игрового опыта способствует использование нескольких вариантов игры, различных видов дидактических игр, их последовательное усложнение.

7 Развитие словаря детей в музыкально-дидактических играх

Музыкально-дидактические игры: «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Птичка и медведь» помогают детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формируется музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Таким образом, дидактические игры помогают обогатить активный словарный запас детей среднего дошкольного возраста. Малыши учатся слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяет детям получить собственный опыт.

III Учет возрастных особенностей при использовании дидактических игр

Также в ходе работы по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста, важно учитывать их возрастные особенности при использовании дидактических игр. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Детям среднего дошкольного возраста все еще очень трудно соблюдать очередность. Каждый хочет первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Однако, желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. Важная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Для детей среднего дошкольного возраста оно должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т.п.

IV Вовлечение родителей в процесс развития активного словаря.

Родителям необходимо играть дома с детьми в разнообразные игры. С детьми среднего дошкольного возраста родителям необходимо проводить разнообразные игры по развитию словаря, предметом которых является языковая действительность. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

Для формирования активного словаря детей среднего дошкольного возраста родителям необходимо использовать разнообразные игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры, сюжетно-ролевые игры.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Например, подбор картинок по общему признаку (классификация), где требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Это могут быть игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет»; игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?», игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

Таким образом, к педагогическим условиям развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста относится использование предметных, сюжетных, музыкальных дидактических игр; учет возрастных особенностей при использовании дидактических игр; вовлечение родителей в процесс развития активного словаря; использование предметно-развивающей среды группы. Для повышения эффективности работы важно объединение всех аспектов в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: и её роль в воспитании личности / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – №3. – 1995. – С.34-36.
  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 216 с.
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. / А. К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 218с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс] / А.М. Бородич. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-1.shtml. – 12.07.2019.
  5. Губанова Т.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. – 2008. – 327 с.
  6. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-мастер, 1993. – 191 с.
  7. Лалаева, Р.Л. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.Л. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М., 2004. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

"Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста"

Цель: повысить речевой уровень детей,  развивать активный словарь....

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...