"Орф - педагогика в моей профессиональной деятельности"
статья

Смотрова Светлана Анатольевна

В данной статье освещается важность и актуальность использования методики  Карла Орфа на музыкальном занятии (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orf-pedagogika_v_moey_professionalnoy_deyatelnosti.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

" Орф - педагогика в моей профессиональной деятельности"

       В настоящее время согласно ФГОС уделяется большое внимание музыкальному воспитанию дошкольников. Об этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ музыкальной педагогики.

       В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа Шульверка. "Музыка для детей" и обозначает “обучение в действии”.   Это обучение и привитие любви к музыке с раннего возраста, через игру. В основу этой игры входит: движение, речь и элементарная музыка с элементами импровизации. 

       Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку.

В своей работе применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.  Этот метод является новизной моего опыта.

      Дети обучаются в игре играя. Предлагаю такие упражнения, в которых сочетается как изучение простых фольклорных песен и стихов вместе с движением, так и изучение классических произведений, слушая их, импровизируя с движением под них, подыгрывая на простых инструментах.
    Обучение музыки начинается с речи. Не просто было объяснить детям ритм, а тем более вместе с речью.    Понимала, что было мало двигательной активности и им было скучно и неинтересно все делать. Сложно было воспринимать материал, находясь в недвижимом состоянии длительное время, и они его воспринимали менее эффективно. Мне пришлось изменить образовательную деятельность, добавить движения в песенки, звучащие жесты во все скороговорки и считалочки, пение по мнемотаблицу, презентациям к песням. Заметила, что дети очень быстро, стали заучивать четверостишья вместе со звуковыми жестами и элементарными ударными инструментами.
        А еще основным откровением для меня конечно же стало «разрешение» идти за ребенком, за группой в процессе занятия. Это действительно очень помогает.  И если песенка и упражнение не получается, дети отвлекаются, то и пусть – значит займемся чем-нибудь другим.
Импровизация – это новое слово для меня в контексте занятий с детьми. Можно сказать, что я «замедлилась», позволила детям быть самими собой и в общем сама стала получать от этого удовольствие. Вскоре поняла, что ребенку нужно изучить инструмент, поиграть с ним и только тогда он будет способен услышать и сделать то, что его просишь. 

         Вторым моментом, существенно изменившим мой подход к деятельности, было обучение пению. Прослушав вебинар, поняла, что вся система занятий, когда педагог громко поет под песню «плюс» или «минус», во-первых, не результативна в плане обучения пению (особенно чистому), во-вторых, очень утомляет детей и выполнение   движений песен, которые мы пели! В результате стало понятно, что у них не было отвлекающих факторов в виде громкой минусовки, они слышали только мое чистое пение и конечно их внимание было приковано ко мне!

         Так пришла к следующему выводу – разучивание песенок, показ только с голоса капелла. Когда вижу, что дети, в зависимости от возраста: слушают и делают движения, подпевают отдельные слова, и довольно чисто, то включаю минус, не очень громко, так, чтобы они сами могли себя слышать. Также использую фонограмму для двигательных заданий на ритм и моторику (элементарные танцы, движения под музыку) для простого ознакомления с песенкой или когда мы играем и разучиваем оркестр. Разучиваю песни теперь только с голоса. Это дает положительные результаты в работе с детьми и со взрослыми!

       С дошкольниками старшего возраста, старалась делать образовательную деятельность   более разнообразной. Использовала работу со звучащими жестами, которая проводилась по нескольким направлениям: развитие координации, крупной моторики, воспитание чувство ритма и метра. Несмотря на достаточное количество инструментов, использовала различные инструменты – шумелки изготовленные совместно с ребятами, которые применялись в работе с оркестром. Элементарное музицирование позволяло им раскрыться и почувствовать, как они сами могут создавать музыку. Видя такую отдачу со стороны детей, получала огромное удовольствие от проведенной работы с детьми. Ясно одно, что не нужно из детей пытаться сделать «музыкантов», а нужно раскрывать их творческое начало.

        Благодаря методу Орфа, дети не просто приблизились к музыке, но и непосредственно участвовали в ней, играли и импровизировали с ней. От этого они получали огромное удовольствие: могли прикасаться к инструментам - у них получалась музыка, двигались под музыку, слушали музыку - и им было не скучно, потому что они понимали её и представляли себя её участниками. Это развивало их воображение, независимость мышления, изобретательность, активизировало артикуляционный аппарат.

      Для меня важен был   сам творческий процесс. Дети получили удовольствие, радость от самого процесса той или иной игры или творческого задания, одновременно приобретая необходимые знания о музыке, ритме, импровизации.

       Орф-подход позволил мне учить детей музыке в великолепном качестве, быстрее, легче и интересней, чем обычными методами. И "сдать " родителям и обществу креативного ребенка. Именно поэтому, у орф-педагогики великое прошлое, настоящее и великое будущее...



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе моей профессиональной деятельности

Мои рассуждения  о  профессиональной деятельности воспитателей детского сада и моего личного отношения к данной сфере деятельности....

Моё портфолио моей профессиональной деятельности инструктора для аттестации

Написано  в соответствии  с   современными  требованиями  Минобразования   и науки    Мурманской области....

Немного о моей профессиональной деятельности

Громова Анастасия Николаевна Стаж педагогической работы - 10 лет ( с 2004г.)Должность - Воспитатель, Первой кваллификационной категорииИмею Высшее образование, закончила РГПУ им. Герц...

Отзыв коллеги о моей профессиональной деятельности.

                                                 Преемственность дош...

эссе "От чего зависит успех моей профессиональной деятельности"

размышление на тему значения профессии воспитатель...

Сведения о моей профессиональной деятельности

Сведения о моей профессиональной деятельности...