Проект «Эффективное сотрудничество ДОУ и семьи»
проект

Цель данного проекта – установление партнерства ДОУ и семьи посредством использования эффективных форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.2.2.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

 Проект «Эффективное сотрудничество ДОУ и семьи»

Срок реализации проекта: 2018 - 2020 год

Автор: Тырина Анастасия Ивановна,

педагог - психолог

г. Сыктывкар

2018

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегодняшний момент является одной из актуальных.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребёнку и имеющимся у него проблемам, от качества взаимодействия ДОУ и родителей во многом зависит развитие  ребёнка.

Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи возможно обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как личности.

На наш взгляд, многие трудности ребёнка, должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребёнку, мы разрешим его проблему. Решать возникшие трудности самостоятельно, без помощи специалиста достаточно трудно.

Задача специалиста заключается в грамотной психолого-информационной поддержке компетентности родителей. Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет её, выполняя свои особые функции.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность ДОУ должна быть направлена на повышение воспитательных возможностей семьи. Этому способствуют  формирование педагогических знаний у родителей; овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста; формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком; поддержание здорового нравственного климата в семье; обеспечение взаимодействия семьи и детского сада; обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей; формирование у родителей критического подхода  к  своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей; улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.

Исходя из этих проблем, возникает необходимость совершенствования модели психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников. Необходимо выработать действенные пути сотрудничества с родителями посредством использования эффективных форм работы психолога с родителями воспитанников.

Таким образом, цель данного проекта – установление партнерства ДОУ и семьи посредством использования эффективных форм работы с родителями.

Задачи проекта:

1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

3. Формирование у родителей компетентной психолого – педагогической позиции по отношению к воспитанию и обучению детей

4. Повышение педагогической культуры родителей;

5. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

6. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Контингент, на который ориентирован проект – родители воспитанников МАДОУ «Детский сад №4».

Сроки и этапы реализации проекта –  с 2018 по 2020 год.

 Формы работы педагога – психолога с родителями

Начиная работу в дошкольном учреждении, психолог, прежде всего, должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную ил неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения с участниками воспитательного процесса.

Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе.

По нашему мнению, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее, если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными и в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Используемые групповые форм работы:

- групповые консультации; 

- родительские собрания;

- групповые беседы, лекции и консультации психолога

- психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;

- родительский всеобуч.

Одной из наиболее эффективных форм работы является Родительский всеобуч. Проводится ежемесячно.

 Основная цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

При выборе тем для родительских всеобучей учитываются запросы родителей, актуальные проблемы в развитии современных дошкольников.

Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога - психолога.

II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (законными представителями) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

Широко используются в практике индивидуальные консультации с родителями. На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание.

 От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, рекомендации по развитию и воспитанию ребенка.

Основные вопросы, с которыми обращаются родители к педагогу – психологу ДОУ: адаптация ребенка   к условиям ДОУ, подготовка к школе, кризис 3 – летнего возраста, капризы ребенка, нарушение поведения и т.д.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма, как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в холле, в группе детского сада. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

- памятки;

- буклеты.

Примеры тем информационных материалов:

- «Искусство хвалить»;

- «В детский сад с радостью»;

- «Упражнения для развития мелкой моторики»;

- «Родительские запреты»;

- «Как противостоять детским манипуляциям».

Формы работы педагога – психолога с родителями:

  1. Презентация дошкольного учреждения

Презентация ДОУ – это одна из новых форм работы с родителями. Цель презентации – познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

 В начале каждого учебного года родители вновь поступивших в детский сад детей могут получить полную информацию о ДОУ на родительском собрании. Администрация ДОУ, специалисты проводят презентацию ДОУ.

Мультимедийная презентация предоставляет возможность адресного взаимодействия с родителями.  Сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и текста позволяет передать информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Условно в презентации можно выделить несколько смысловых частей.

Первая связана с предоставлением общей информации о дошкольном учреждении.

Из второй части родители могут получить информацию о содержании работы с детьми специалистов ДОУ. Родителям знакомятся с фото – и видеоматериалами, отражающими режим дня в ДОУ.  В эту же часть входит выступление педагога – психолога.

Третья часть презентации ДОУ связана с характеристикой развивающей среды. Родителей информируют о наличии дополнительных помещений (например, кабинета педагога – психолога, спортивного зала, музыкального зала), а также групповых комнат и участков. Такое взаимодействие с родителями позволяет в доступной, наглядной и увлекательной форме рассказать о дошкольном учреждении.

  1. Посещение семьи

 Каждое посещение семьи имеет свою цель. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения должны планироваться по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее педагогом – психологом; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи – обследование жилищно – бытовых условий, проводимое обычно с участием  воспитателей и педагога - психолога. Проводится с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого – педагогическая характеристика семьи, акт жилищно – бытовых условий.

  1. Книжные выставки

Стоящая перед ДОУ задача – оказание помощи родителям в воспитании детей – предусматривает повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей. С этой целью в ДОУ могут организовываться книжные выставки. Вниманию родителей могут предлагаться новые книги по педагогике и психологии, а также детские книжки для чтения вместе с ребенком.

  1. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель открытых занятий в ДОУ: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Педагог – психолог приглашает родителей на индивидуальное занятие с их ребенком.

Практика показывает, родители с большим желанием посещают занятия и другие мероприятия с участием их детей.  Это позволяет им видеть реальные достижения каждого ребенка. К тому же возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и подходов в воспитании, позволяет по достоинству оценить стиль общения педагогов с детьми, самим включиться в общение. 

  1. Организация детско – родительских праздников и досугов

Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является организация совместных детско – родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

  1. Общие собрания родителей

На общих собраниях, как правило, обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание директор ДОО совместно со старшим педагогом, с членами родительского комитета, воспитателями, педагогом – психологом.

  1. Групповые собрания родителей

Повестка дня групповых родительских собрания включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, психолога, логопеда и других специалистов; сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3 – 4 групповых собрания. Продолжительность – 1,5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании.

  1. «Круглый стол» с родителями

Цель – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

  1. Конференции с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».

  1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
  2. Обыгрывание ситуаций – конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».

  1. Приглашенным папам для прослушивания предлагается запись беседы с детьми о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа?  Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
  2. Мнение психолога, логопеда, педагога по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
  3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет… Не ложиться же спать без сказки?» Расскажите ребенку сказку «Колобок» или «Репка».
  4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей:

  1. «Капризы дошкольников».
  2. «Растим будущих мам и пап».
  3. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
  4. «Школьное завтра» наших детей».
  1. Дни открытых дверей

 «Погружение» родителей в жизнь детского сада помогает педагогам, в свою очередь, демонстрировать особенности воспитания детей.

Педагог – психолог при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

  1.  «Почтовый ящик»

В каждой группе детского сада поочередно можно устанавливать «почтовый ящик» для родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать мнение по поводу методов воспитания, получить значимые для него сведения, задать вопросы. «Почтовый ящик» используется и как возможность для заочных консультаций, т. к.  не у всех есть желание говорить вслух о своих проблемах или просить о чем-то публично.

12. Лекции, беседы, консультации

Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

  1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
  2. «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»
  3. «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка»
  4. «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка»
  5. «Особенности подхода к «трудным» детям»
  6. «Адаптация ребенка к детскому учреждению».
  1. Личные блокноты

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки.

  1. Брошюры

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

  1. Семинар - практикум.

Данная форма работы повышает компетентность родителей путем получения родителями теоретических знаний и побуждает родителей к самостоятельному поиску выхода из проблемных ситуаций, предложенных педагогом – психологом, практическим путем. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.

  1. Родительский всеобуч

Одной из наиболее эффективных форм работы педагога – психолога с родителями является Родительский всеобуч.

Основная цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

При выборе тем для родительских всеобучей должны учитываться запросы родителей, актуальные проблемы в развитии современных дошкольников.

Темы Родительских всеобучей:

«Родительские запреты»

«Как повысить стрессоустойчивость ребенка»,

«Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев»,

«Наказание: за или против?»,

«Причины детской агрессии» и т.д.

  1.  Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной деятельности каждого педагога - психолога.

       В начале каждого учебного года в каждой возрастной группе проходят родительские собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения на данный год.

 Цель выступления педагога – психолога – познакомить родителей воспитанников с особенностями психического развития детей данного возраста.

В августе на общем родительском собрании родителям малышей презентуется система работы ДОУ (Форма работы Презентация ДОУ).

 В сентябре, когда дети поступают в детский сад, работа с родителями адаптационных групп продолжается. Педагог – психолог ежедневно посещает группы раннего возраста, наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей, с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с этим отслеживаются дети с трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и их родителями в дальнейшем планируется индивидуальная работа.

В октябре педагог – психолог посещает родительские собрания в группах раннего возраста. На собрании обсуждается, насколько легко или сложно дети адаптировались к условиям дошкольного учреждения. Со своей стороны, специалист освещает некоторые особенности развития детей раннего возраста.

Целенаправленно ведется работа педагога – психолога с родителями детей подготовительных к школе групп.

В начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое обследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Методика Семаго М., Семаго Н.)

С родителями проводятся индивидуальные консультации, на которых педагог – психолог знакомит с результатами диагностики готовности их ребенка к обучению в школе и получают рекомендации по развитию детей.

В январе с участием учителей начальных классов, педагога – психолога и логопеда проводятся собрания для родителей будущих первоклассников, на которых родители получают практические рекомендации по подготовке детей к школе. Педагог – психолог раскрывает компоненты психологической готовности к школе.

В течение года оформляются в «Уголках для родителей» тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе», «Скоро в школу», «Готовим руку к письму», «Психологическая готовность к школе».

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее, если:

- нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

- в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Так было принято решение о целесообразности использования нетрадиционных форм работы с родителями в деятельности педагога – психолога. Данное решение учитывалось при составлении перспективного плана педагога -  психолога на 2019 – 2020 учебный год.

План реализации проекта педагога – психолога

 МАДОУ «Детский сад №4» «Эффективное сотрудничество ДОУ и семьи» педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год

№/п

Название работы

Содержание работы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1

Презентация дошкольного учреждения

Визитная карточка «Детский сад № 4» г. Сыктывкара:

1.Наглядная информация о деятельности ДОУ.

2.Общее родительское собрание с выступлением администрации ДОУ и педагога – психолога.

3.Книжная выставка.

Август

Ознакомление родителей с ДОУ, его уставом, программой развития, коллективом педагогов.

2

Посещение семей воспитанников

Выявление условий семейного воспитания.

Сентябрь

Взаимодействие с семьей. Выявление семей социального риска.

3

Психологическое просвещение. Беседы.

Индивидуальное консультирование

  1. «Адаптация детей в детском саду».
  2. «Как играть с малышом»
  3. «Как отучить малыша от груди, соски, бутылочки».
  4. «Как приучить малыша к горшку».

Сентябрь

Октябрь

Сотрудничество с родителями по вопросам адаптации к ДОУ

4

Книжная выставка

«Агрессивные дети»

Ноябрь

Оказание помощи родителям в воспитании детей.

5

Анкетирование родителей.

Цель анкетирования – выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада.

Все возр гр.

Сентябрь

Разработка и внедрение эффективных форм взаимодействия педагога – психолога с семьей

6

Посещение семей социального риска

Цель – выявления условий семейного воспитания.

Все возр. гр.

Сентябрь - октябрь

Психолого – педагогическая помощь детям, воспитывающимся в семьях социального риска. Составление характеристик семей социального риска, актов обследования жилищно – бытовых условий детей.

7

Личные блокноты

Цель – обмен информацией детского сада с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка.

В течение года.

Установление взаимодействия специалистов, педагога-психолога с семьями.

8

Информационно – просветительская работа (Информация в родительских уголках)

1. «Рекомендации для родителей по адаптации в детском саду».

1 мл. гр.

2. «В детский сад без слез».

1 мл.гр

3.«Патологические привычки у детей дошкольного возраста».

2 мл. гр. №8,10

Средн. гр  № 2,3

4.«Как научить дошкольника одеваться».

2 мл. гр № 8, 10

Средн. гр № 2, 3

5.«Как помочь ребенку быть вежливым».

Средн. гр № 2, 3

Старш. гр  №1,6

6.«Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса».

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

7.«Ваш ребенок агрессивен?»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

Подг. гр№4,5

8.«Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? чем занять их дома?»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

Подг. гр№4,5

9.«Скоро в школу».

Подг. гр №4,5

10.«Готовим руку к письму». (игры со счетными палочками)

Подг. гр № 4,5

11.«Как играть с малышом».

1 мл. гр

12.«Психологическая готовность к школе».

Подг. гр № 4,5

13.«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

14.«Тревожный ребенок. Как ему помочь?»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

Подг. гр№4,5

15.«Влияние современных мультфильмов и компьютерных игр на психику ребенка»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр № 2,3

Старш. гр №1,6

Подг. гр№4,5

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений. Психологическое просвещение родителей по данным вопросам

7

Психологическое консультирование

1. Индивидуальное и групповое консультирование по итогам диагностики

Подготовительные группы №4,5

2. По запросам родителей

Сентябрь

Май

В течение года

Рекомендации для родителей и по повышению уровня готовности детей к обучению в школе.

Расширение знаний родителей о воспитании и развитии детей. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений. Рекомендации по определенным проблемам

8

«Круглый стол» с родителями

«Агрессия дошкольников».

Старш.гр. № 1,6

Январь

Обсуждение актуальных проблем воспитания и развития детей. (Родители и специалисты)

9

Групповые родительские собрания

1.«Психологические особенности развития детей».

Все возр. группы

2. «Кризис 3 – х лет».

1 мл. гр №8,10

3. «Капризы детей: как их избежать?»

2 мл. гр №8,10

Средн. гр №2,3

4. «Роль игры в развитии ребенка».

2 мл. гр №8,10

Средн. гр №2,3

5. «Подготовка детей к обучению в школе»

Подг. гр  №4.5

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Расширение знаний родителей по данным вопросам. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития, нравственного становления дошкольников.

10

Психологическая игра

«Защищаем права ребенка в детском саду»

Все возр.гр.

Ноябрь

Повысить сплоченность группы родителей;

Профилактика и коррекция асоциального поведения отдельных родителей;

Ознакомление родителей с Декларацией о правах ребенка.

11

Тренинг – общение «Познай себя»

Все возр.гр

Январь

Установление сотрудничества ДОУ и семьи.

12

Открытые занятия

1. Коррекционное занятие «У страха глаза велики»

Старш. гр.

2. Коррекционно – развивающее занятие «Путешествие в сказку».

Подг. гр.

3.Коррекционное занятие «Волшебная страна»

Средняя группа.

Декабрь

Февраль

Март

Ознакомление родителей с коррекционной работой психолога. Знакомство родителей со структурой и  спецификой  проведения занятий.

13

Деловая игра

1. «Умей любить ребенка»

Все возрастные группы

2. «Здоровье ребенка в наших руках»

Октябрь

Февраль

Формирование гуманного отношения родителей к ребенку, правовой и педагогической культуры.

Формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.

Расширение знаний родителей об особенностях здорового образа жизни. Формирование интереса в необходимости соблюдать рекомендации по организации правильного режима дня.

14

Оформление стенда

«Права ребенка»

Ноябрь

Повышение правовой культуры родителей. Профилактика нарушений прав детей.

15

Занятие - тренинг

«Наказание и взрослые проблемы от детских наказаний»

Старш. гр. №1,6

Подг. гр. №4.5

Декабрь

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества семьи и ребенка.

16

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

«Идем в школу с радостью!»

Подг. гр. №4.5

Апрель

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Актуализировать в сознании родителей проблему подготовки себя и ребенка к обучению в школе

Список литературы:

  1. Абашаева Э. Р., Пленкова О.А. Организация профилактической работы с семьями группы риска // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №6.
  2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  3. Атемаскина Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей // Управление дошкольным образованием.2004. № 5.
  4. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества ДОУ// Дошкольная педагогика. 2010. № 2. стр. 54 – 58
  5. Богославец Л. Г., Майер А. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города

      // Управление дошкольным образованием.2004. № 5.

  1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. СПбю.,2003
  2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  3. Евдокимова Е. С. Методическое объединение педагогов – консультантов по вопросам взаимодействия с семьей дошкольника

// Управление дошкольным образованием.2006. № 4.

  1. Кротова Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества // Управление дошкольным образованием.2006. № 4.
  2. Кузнецова Е. Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

      // Управление дошкольным образованием.2006. № 4.

  1.  Лебедева Н. Б. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско – родительских отношений // Дошкольная педагогика. 2008. №10.
  2.  Лессовая О. В. Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи // Дошкольная педагогика. 2010. № 5.
  3.  Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.
  4.  Оганесян Н. Т. Методы активного социально – психологического обучения. М., 2002.
  5.   Пазухина И. А. Идем в школу с радостью!//  Дошкольная педагогика. 2010. №4.  стр. 53 – 57.
  6.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002 г.
  7.  Петренко В. О. Детский сад и семья – единое образовательное пространство // Дошкольная педагогика. 2009. №4.
  8.  Петрущенко Н. А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2009. №9. стр. 64 - 66
  9.  Рогалева Н. А. Тренинг общения «Познай себя» // Управление дошкольным образованием. 2008. №6. стр. 112 – 117.
  10.  Рылеева Е. В. Психологическая игра как форма родительского собрания // Управление дошкольным образованием. 2005. №3. стр. 94 – 100.
  11.  Свирская Л. Работа с семьей – необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка – пресс, 2007.
  12.  Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2000
  13.  Филиппович И. В. Особенности поведения родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. 2009. №4. стр. 92 – 101.
  14.  Хвисючик Н. К. Установление позитивных отношений с родителями и детьми // Управление дошкольным образованием. 2009. № 4. стр. 94 – 97.

                                                                                         

    Приложение 1

                                Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе по выявлению состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада. Выбранный ответ на вопрос подчеркните.

  1. Как вы оцениваете работу МДОУ «Детский сад №4»?

(Оцените работу по каждому направлению по пятибалльной системе, выбранный балл подчеркните.)

- Качество обучения                      1 2 3 4 5

- Безопасность ребенка                 1 2 3 4 5

- Качество питания                        1 2 3 4 5

- Отношение педагога к детям     1 2 3 4 5

- Порядок, дисциплина                 1 2 3 4 5

- Оформление интерьера              1 2 3 4 5

  1. Как чувствует себя ваш ребенок в группе детского сада?

(Выбранный ответ подчеркните.)

- Радостно

- Спокойно

- Настороженно

- Напряженно

  1. Охотно ли ребенок идет в детский сад?

(Выбранный ответ подчеркните.)

- Да

- Нет

- Не всегда

  1. Обращаетесь ли вы за помощью к воспитателям, к психологу детского сада?

(Выбранный ответ подчеркните.)

- Да

- Нет

- Не всегда

5. Какая форма работы с родителями в ДОУ вас устраивает?

(Выбранный ответ подчеркните.)

  1. Общие родительские собрания
  2. Групповые родительские собрания с приглашением специалистов, психолога
  3. Родительские клубы
  4. Психологические и деловые игры
  5. Индивидуальные консультации
  6. Беседы с родителями
  7. Совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах)

6. Что бы вы хотели узнать о воспитании, обучении, развитии детей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметьте темы, которые вы хотели бы прослушать?

- «Как подготовить ребенка к школе?»

- «Девочки и мальчики – два разных мира»

- «Воспитываем в ребенке самостоятельность»

- «Как правильно общаться с детьми»

- «Агрессивный ребенок»

- «Гиперактивный ребенок»

- «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка»

  1. Что бы вы хотели изменить в жизни детского сада?

(Ваши предложения)

В образовательном процессе       ________________________________________________________________

В воспитательном процессе                 ________________________________________________________________

В работе с родителями                                              ________________________________________________________________

                               Благодарим за сотрудничество!

                                                                                                       

                                                                                                             Приложение 2

    

Занятие для родителей с элементами тренинга

«Готовимся к школе»

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки родителям будущих первоклассников.

Задачи:

  1. Содействовать осознанию и принятию родителями новой социальной роли через повышение их компетентности в вопросах подготовки ребенка к школе.
  2. Помочь глубже осознать свои отношения с детьми, эмоционально обогатить их.
  3. Профилактика возникновения стрессовых ситуаций у родителей, связанных с предстоящим обучением в школе их детей.

Конспект занятия с элементами тренинга для родителей детей подготовительной к школе группы.

Цель:

Актуализировать в сознании родителей проблему подготовки ребенка к обучению в школе.

Задачи

  1. Обобщить имеющиеся у родителей знания по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
  2. Наметить совместные пути решения возникающих проблем.
  3. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

Оборудование:

Канцелярские принадлежности (цветные карандаши, бумага для рисования, цветная бумага для бейджиков, ручки).

Бланки анкеты и мини-теста «Закончи предложение».

Музыкальное сопровождение

Наглядная информация.

Ход занятия:

Педагог – психолог:

Каждому родителю предлагается изготовить для себя бейджик, следуя принципу:

Зеленый цвет означает: «Владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе»;

Желтый – «Владею недостаточным объемом информации по вопросу готовности ребенка к школе»;

Красный – «Не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе».

Всем родителям предлагается встать в круг и обсудить условия проведения занятия, определить принцип работы группы:

- информация, обсуждаемая в работе тренинга, конфиденциальна;

-  в работе нет правильных ответов, а есть мнение каждого участника;

- в ходе тренинга не обсуждаем личности, обсуждаем проблемы;

- если информация затрагивает особо личные переживания участника, которыми в данный момент он делиться с группой не желает, то действует правило «стоп», то есть можно остановить говорящего в любой момент.

  1. Упражнение «Назови имя и повтори движение»

Цель: облегчить участникам вхождение в тренинг.

Начиная с ведущего, каждый называет своё имя и придумывает к нему определенное движение, а стоящий рядом участник должен повторить его имя и движение, не повторившись и добавив к нему свое имя и движение. Упражнение продолжается, пока таким образом не представятся все участники.

  1. Упражнение «Стаканчик»

Цель: поддержать открытое выражение положительных эмоций, способствовать развитию нестандартного, творческого мышления.

Участники остаются в кругу, а ведущий дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный способ передачи, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Заполнение анкеты

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей по вопросу подготовки детей к обучению в школе, определить их приоритеты в данном вопросе (см. Приложение 1).

- предварительный анализ анкет, сообщение основной теоретической информации по проблеме готовности к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности: все подчиняется учебе, школе, школьным правилам, делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Это безусловно стрессовая ситуация для ребенка, и поэтому главное, что необходимо сделать взрослому, - это максимально подготовить. С одной стороны, организм ребенка к нагрузкам, а с другой – обеспечить оптимальный уровень психологической готовности к обучению в школе.

- проблемная ситуация: что такое готовность ребенка к обучению в школе, как её можно определить?

Ответы родителей.

Готовность к школе – это сложное многокомпонентное образование, состоящее из предметно-специфической и психологической готовности.

Предметная готовность – это знания, умения и навыки, необходимые ребенку для успешного овладения в школе такими предметами, как чтение, письмо, математика. И на овладение ими направлена программа детского сада.

Психологическая готовность складывается из:

- собственно интеллектуальной готовности (определенный уровень развития памяти, мышления, внимания, речи, восприятия и т.д.);

- мотивационной готовности (желание ребенка идти в школу, выполнять ее правила, быть учеником);

- эмоционально-волевой готовности (умение сосредотачиваться на задании, преодолевать трудности, прилагать усилия, ставить перед собой цель и достигать ее).

- выполнение мини-теста «Закончи фразу»

Цель: помочь каждому родителю осознать свои переживания по поводу подготовки ребенка к школе, выделить основные трудности в решении этого вопроса (см. Приложение 2).

Предварительное обсуждение полученных результатов.

Выполнение рисунка «Как я представляю своего ребенка в школе»

Цель: представить в наглядной форме собственные представления и переживания.

Обратная связь:

Каждому родителю предлагается выбрать елочку определенного цвета, следуя принципу:

- красный – занятие было интересно и полезно, надеюсь на дальнейшие встречи;

-  желтый – занятие было информативно, но дальнейшие встречи не обязательны;

- зеленый – занятие содержало мало интересного материала, и дальнейшие встречи не нужны.

Вопросы, пожелания, мнения родителей.

Прощание.

АНКЕТА

Уважаемые родители!

Предлагаемая анкета поможет Вам лучше оценить готовность свою и Вашего ребенка к обучению в школе.

  1. Хочет ли Ваш ребенок пойти в школу и почему? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете уровень готовности Вашего ребенка к школе и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Чему Вы отдаете предпочтение: обучение чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности и почему?___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Ваш ребенок выполняет задания взрослых? (оцените его старательность, аккуратность, организованность и т.п.)___________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова реакция Вашего ребенка на замечания взрослых? (спокойная, заинтересованная, пассивная, агрессивная, непредсказуемая и т.п.)______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова реакции Вашего ребенка на собственные неудачи? (переживания, подъем активности, спад активности, пассивность, равнодушие и т.п.) _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проявляет ли Ваш ребенок любознательность и стремление узнать больше? Каким образом это проявляется?_________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какими трудностями Вы и Ваш ребенок можете столкнуться в первом классе и почему?_____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МИНИ-ТЕСТ «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

Уважаемые родители!

Ответив на вопросы, Вы сможете узнать, насколько проблема подготовки ребенка к школе является для Вас важной и актуальной, какие переживания возникают у Вас по этому поводу.

  1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С началом школьной жизни мой ребенок все больше становиться __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда мой ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В моем понимании хорошо учиться в школе – это________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Готовность моего ребенка к школе я оцениваю по __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                      Приложение 3

                                                                                                                              

                                            Консультация с родителями

Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса.

Советы родителям:

- в первую очередь, необходимо вести себя так, чтобы ребенок мог вам достойно подражать и быть порядочным человеком;

- нужно создать все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой. Проявлять их не время от времени, а ежедневно;

- важно интересоваться друзьями ребенка и стараться понять его выбор;

- важно, учитывая доходы семьи, покупать ребенку достаточное количество игрушек, чтобы избежать попыток воровства;

- родителям необходимо устранять причины, вызывающие у ребенка ревность к младшим или старшим братьям и сестрам;

- необходимо учить ребенка отличать общественную собственность от личной;

- необходимо объяснить ребенку, что означает «свое – чужое» и почему чужое брать нельзя;

- разъяснить ребенку, что он может взять чужое только тогда, когда получил разрешение на это;

- если родители стали невольными свидетелями воровства, то необходимо обо всем честно рассказать ребенку;

- необходимо объяснить ребенку, что, если он не сознается в краже, то это повлечет за собой расследование родителей или других людей. Рано или поздно воровство раскроется и надо будет все равно отдавать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном;

- надо найти вместе с ребенком чужую вещь и вернуть её, но сделать это так, чтобы малыш не чувствовал позора;

- необходимо учить малыша ответственности за собственное поведение;

 - когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию;

- не нужно думать, что с малышом произошло непоправимое и объявлять о чрезвычайном положении в семье, а постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства;

- не стоит кричать, ругаться, раздражаться на ребенка, обрушивать на него шквал отрицательных эмоций;

- не стоит даже распространяться и рассказывать всем о том, что произошло, и тем более позорить ребенка прилюдно;

- нельзя оставлять без внимания случившееся и не искать причины воровства;

- нельзя невнимательно относиться к жизни и поступкам ребенка;

- искренняя доверительная беседа с ребенком может стать лучшей профилактикой воровства.

                                                                                                           Приложение 4

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С МАЛЕНЬКИМ ЛГУНИШКОЙ

● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.

● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.

● Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?

● Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?

● Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.

● Учите его говорить любую правду.

● Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.

● Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.

● Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.

● Не опекайте ребенка чрезмерно.

● Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.

● Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.

● Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.

Приложение 5

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

                            КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ,
                                      КОТОРЫЙ БЕРЕТ ЧУЖОЕ

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.

Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

● Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.

● Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.

● Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также, почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.

● Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

● Объясните ребенку, что, если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.

● Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.

● Учите малыша ответственности за собственное поведение.

● Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.

● Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.

Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.


                                                                                            Приложение 6

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним.

● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.

● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.

● Гасите тревогу по любому поводу.

● Повышайте уровень его самооценки.

● Учите, чтобы он уважал себя.

● Хвалите его и делайте ему комплименты.

● Формируйте уверенность в себе.

● Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

● Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.

● Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.

● Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.

● Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.

● Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

● Будьте нежными с ним.

● Сочувствуйте ему.

● Поддерживайте его.

● Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие.

                                                                                                                    Приложение 7

         Конспект открытого занятия «Волшебное путешествие»

Цели: закрепление знаний детей об эмоциях; развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса; обогащение сенсорного опыта; формирование основ самоанализа и саморегуляции, закрепление знаний об основных эмоциях человека (радость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие).

Оборудование: замок Тридевятого царства; пиктограммы (набор из 5 разрезных карточек); поднос; зубочистки, с наколотыми на них кусочками овощей и фруктов; бабочки; зеркало; тактильная дорожка; тактильный куб; мягкий модуль «Змейка»; кочки; аудиозапись спокойной музыки.

                                                  Ход занятия:

Педагог – психолог:

    Здравствуйте, дети! Мы в аэропорту Тридевятого царства, и сейчас полетим на ковре самолете в Волшебную страну, где правит королева Эмоций. Скажите, ребята, какие вы знаете эмоции?

Дети: Радость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие.

Педагог – психолог:

         Правильно. Ее верные подданные – разные эмоции. В трудных ситуациях они всегда приходят на помощь жителям этой страны. Итак. Садитесь на ковер, закрывайте глазки и в путь!

                                       (Звучит музыка)

Педагог – психолог: Вот мы и в Волшебной стране, а перед нами дом, в котором живет Радость.

Дети:         У Радости, у Радости

                    Сегодня день рождения.

                    Мы принесли для Радости

                    Очень много сладостей.

                    Но дом ее такой большой,

                    В нем Радость заблудилась…

                    Поможет нам волшебный телефон,

                    Чтоб Радость с нами очутилась.

Игра «Испорченный телефон»

Педагог одному из детей говорит на ухо сообщение. Тот запоминает и передает его следующему. И так далее по цепочке. Самый последний из воспитанников озвучивает сообщение педагога.

Педагог – психолог: А теперь давай отправимся в гости к Страху. Наш нелегкий путь будет лежать через болото. Идти нужно аккуратно, по кочкам, чтобы не оступиться. Вот мы и у домика, где живет Страх.

Дети:    Вдруг по небу грозному

             Стращилище летит

             И кулаком громадным

             Сердито нам грозит…

             Ты стращилище не грози,

             А на друзей своих смотри.

Игра «Составь портрет»

Дети составляют из разрезных карточек портрет. В игре используются пиктограммы – набор из 5 карточек с символическим изображением различных эмоциональных переживаний (радость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие).

Педагог – психолог: А теперь поспешим к Интересу. Чтоб попасть к домику, нам нужно собрать волшебный куб.

Дети: В домике у Интереса

                Все настоящее

                Вещи и предметы

                Все говорящие…

Игра «Изобрази - попробовав»

Детям предлагается с закрытыми глазами пробовать кусочки фруктов и овощей на вкус и показать, что они съели. Остальные дети должны угадать. В случае затруднения, педагог – психолог дает подсказки – загадки.

Педагог – психолог: В следующем домике живет Удивление. А на пути у нас волшебная дорожка, которая поможет нам дойти до него.

Дети: Окружающий мир

           Удивляет меня,

          Много таинств и секретов храня.

          Удивительный мир,

         Окружает тебя и меня,

         Удивляет нас день ото дня.

Игра «Море волнуется раз»

Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, интереса, удивления, гнева, спокойствия) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.

Педагог – психолог: В следующем домике живет гнев.

Дети: Я – страшный гнев,

          Я – злостный гнев!

          От гнева на моих губах

          Всегда вскипает пена.

          Когда я злюсь я так кричу

          Дрожат вокруг всей стены.

Игра «Зеркало»

Ребенок должен придумать, как он предстанет перед волшебным зеркалом. Например: «Я злой тигр», «Я веселый котенок», «Я грустный клоун» и т. д.

Педагог – психолог: В следующем домике живет спокойствие.

Дети: По безмятежной глади моря

          Спокойно парусник плывет.

          Спокойствие царит повсюду.

          Добро пожаловать! Оно нас ждет.

Игра «Да» и «Нет»

Дети встают в круг и берутся за руки, педагог -  в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждениями, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет».

Педагог – психолог:

                   Есть ли в поле светлячки?

                   Есть ли в море рыбки?

                   Есть ли крылья у теленка?

                   Есть ли клюв у поросенка?

                   Есть ли гребень у горы?

                   Есть ли двери у норы?

                   Есть ли хвост у петуха?

                   Есть ли рифма у стиха?

Педагог – психолог: Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет и в путь.

                                           (Звучит музыка)

Педагог – психолог: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?Давайте вспомним, какие эмоции живут в волшебной стране?

                                    (Дети вспоминают)

Педагог – психолог: Жители волшебной страны дарят вам на память волшебных белых бабочек. Давайте их раскрасим. Закройте глаза и прислушайтесь к себе. Какое у вас сейчас настроение? Выберете тот цвет, на который похоже ваше настроение, и раскрасть бабочку.

(Дети раскрашивают бабочек. Затем приклеивают их к волшебному цветку)

 Педагог – психолог: Посмотрите, какие красивые получились бабочки! Возьмемся за руки и скажем: «До скорой встречи!».

Приложение 8

Тренинговое занятие  для родителей будущих первоклассников

Задачи

  • Развитие коммуникативных умений родителей.
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
  • Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Оборудование

  • Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.
  • Карточка к игре «Инструкция».
  • Почетное свидетельство самого активного участника.
  • Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».
  • «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» .
  • Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
  • «Школьные объяснялки»

Содержание

  1. Упражнение «Имя – качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (все родители сидят в кругу). Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое – то прилагательное (качество), которое начинается на первую букву имени. Например, Анастасия – активная (аккуратная, артистичная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т. д.

  1. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все.  Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч. Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

  1. Мини – лекция «Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный момент в социально – психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения. Новые обязанности. Новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа – это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь – все подчиняется школе. Школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный момент еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 – 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой – здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводит к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, не смотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних и диких животных и их детенышей.
  9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  10.  Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  11.  Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  12.  Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.
  13.  Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.)
  14.  Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  15.  Запомнить и назвать 6 – 9 предметов, картинок, слов.
  16.  Определить количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
  17.  Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  18.  Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  19.  Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  20.  Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).
  21.  Уметь устанавливать социальные контакты.
  22.  Иметь адекватную самооценку.
  23.  Контролировать свои эмоции.
  24.  Подчинять личные интересы общественным.
  1. Игра – ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

  1. Игровое упражнение «Инструкция»

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть – чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают. Точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

  1. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разлениться, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за выполнение какого – либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывают свои варианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.

  1. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательны к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьное будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие – заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

- Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок….

- Когда ребенок оказывается не на высоте, я ….

-  Когда моего ребенка хвалят, я …

- Когда ребенок пойдет в первый класс….

- Когда он получит двойку или замечание, я …

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предложения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

  1. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс – важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

  1. Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его – вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача – назвать объясняемое детьми понятие.

                         «Школьные объяснялки»

  1. К кому в школе обращаются (к учителю):

- Хорошо, но бывает – плохо.

- Ласково, вежливо.

- На «вы» и по имени – отчеству.

2. Чтобы это получилось на уроке (привлечь к себе внимание), нужно:

- Сделать что – то хорошее.

- Подтолкнуть соседа.

- Спросить тихо, а не кричать с места.

- поднять руку и быть умным учеником.

3. Что это? (Урок)

- Когда делаешь в школе и задают домой.

- Где учатся, сколько считать, сколько равняется, «плюс» или «минус».

- Дети занимаются, что им учительница говорит.

- Там, где учитель тебя учит.

4. Что такое? (Оценка)

- Когда ставят номера.

- Учительница ставит в тетради: 1, 2, 3, 4, 5.

- Детям ставят то, что они заслужили.

- Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо – «2».

5.  Что это? (Каникулы)

- Когда можно получить машину и права за хорошую учебу.

- Вообще дома сидишь.

- Школа не работает и люди отдыхают.

- дети не ходят в школу и едут отдыхать.

  1. Мини – лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день – 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он многого умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Психолог знакомит родителей с «Практическими рекомендациями родителям будущих первоклассников»

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

  1.  Итог. Обратная связь.

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

- Чем полезно именно для вас было данное занятие?

- Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

- Ваши пожелания на следующую встречу.

Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего занятия выдаются жетоны (счетные палочки). Победитель определяется простым подсчетом общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».

                                                                                            Приложение 9

Индивидуальное консультирование родителей по проблеме детского упрямства

Упрямство ребенка – извечная проблема родителей. Часто она перерастает в непрерывную борьбу взрослых и маленького человечка, в которой силы очевидно неравны.  Порой единственной надеждой уставших родителей становится консультация педагога -  психолога. Специалист позволит мамам и папам увидеть конфликтную ситуацию под другим углом зрения, даст свои рекомендации и поможет остановить противостояние «отцов и детей».

В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа.  С помощью нее можно прояснить детали проблемы: когда возникает упрямство, как ведут себя родители, как в дальнейшем развивается ситуация и т. д. Причиной упрямства ребенка дошкольного возраста может быть возрастной кризис. Иногда упрямство может быть спровоцировано чувствами обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает инструментом мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения, существующей в семье. В процессе беседы, как правило, выясняется, что причиной негативного разрешения конфликтной ситуации могут быть действия или слова самих родителей.

Обычно во время приступа детского упрямства силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение «Я устал (а) с ним (ней) бороться». Со стороны кажется, что между ребенком и родителями идет война. Так получается, что в обстоятельствах борьбы сам ребенок теряется из виду, и на первый план взрослый выносит ситуацию и свой эгоизм, но не чувства и причину, которые породили факт упрямства.

Необходимо предложить родителям вспомнить себя в детстве, свои прежние чувства, воссоздать в памяти аналогичную ситуацию, когда чего – то хотелось, но не давали или запрещали. Важно, чтобы родитель проговорил вслух эти чувства; если ему сложно, за него чувства может озвучить психолог. А после этого родителю следует вернуться в настоящее время и разглядеть собственного ребенка. Родители не всегда понимают, что дети часто воспринимают «борьбу» с их упрямым поведением, как «борьбу» с ними самими. При этом ребенок может переживать грусть, ненависть, обиду, жалость, злобу и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому, ударить его, сломать что – нибудь, убежать, спрятаться, заплакать. И это вполне естественно – это защитная реакция ребенка.

Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблему, которая звучит «Как с ним бороться?» следует переформулировать на «Как мне/нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?». В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Это объясняется физиологической незрелостью некоторых структур мозга, нервной системы, несформированностью эмоционально – волевой регуляции у детей. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, чего он хочет. Иногда ребенок не может подобрать слова, чтобы точно выразиться, тогда взрослому нужно предложить возможный список желаний ребенка, чтобы тот мог выбрать что – то из перечисленного.

После того как желание прояснилось (нет необходимости исполнять его сразу), нужно признать право ребенка на его желание. Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует проговорить, когда и как это возможно. И конечно, договоренность с ребенком необходимо выполнить, иначе у него сформируется недоверие к взрослому. Безусловно, существуют невыполнимые желания: сложно остановить ветер, срочно вызвать лето и т. д. В таком случае можно поиграть с ребенком: придумать волшебную палочку, задуть ветер в коробочку, устроить дома лето, позагорать и искупаться.

                             КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту.
  2. Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами.
  3. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами.
  4. Предоставляйте ребенку право выбора.
  5. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство.
  6. Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство.
  7. Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он «отстал».
  8. Не забывайте хвалить ребенка.
  9. Не ведите «борьбу» с ребенком: взрослый и физически, и психически крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае; выстраивайте с ним разумное взаимодействие.
  10. Посвящайте ребенку больше времени и внимания, чаще играйте с ним.
  11. Помните: ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ВЕЗДЕ И ВСЮДУ ПОДЧИНЯТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов: "Мотивация как фактор эффективного сотрудничества с семьями воспитанников"

Данный материал поможет молодому специалисту ( педагогу - психологу) качествинно и интересно провести изучаемый материал....

Формы и технологии эффективного сотрудничества семьи и детского сада

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС....

Экран эффективного сотрудничества детского сада и семьи "Чудо дерево"

Каждая семья воспитанника нашей группы, принявшая участие в конкурсе, проекте, празднике и других мероприятиях, ориентированных на работу с родителями, получает "похвалюшку" на ладошку своего ребёнка,...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: Тема: «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников...

Выстраивание диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ.  К открыт...

Моё видение выстраивания диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС.

СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В её позитивно...