Предметно развивающая среда
статья

Плиско Ксения Михайловна

Развивающая предметно пространственная среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда

РППС - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

РППС открывает в детях самостоятельность и самовыражение.  Развитие творческих способностей, требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно открывает для себя, что то новое, может ставить и решать нетиповые проблемы.

В процессе деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, способность быстро осваивать предметные области. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, поиску и решению.  

 Предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

При организации предметно - развивающей среды в группе, я придерживалась требований ФГОС ДО, основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад No 2 «Пчёлка» разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на основе ФГОС ДО под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:

  • Насыщенность предметно - развивающей среды - это соответствие возрастным возможностям детей. Наполняемость должна обеспечивать разностороннее развитие дошкольников - оснащение методическими и дидактическими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
  • Доступность - для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Полу функциональность - открывает множество возможностей разнообразного использования детской мебели, ширмы и т.д., положительно влияет на развитие ребёнка.
  • Безопасность - соответствует нормам СанПиН, оборудование группы безопасное, здоровье сберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
  • Вариативность - обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,  периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.

Предметно-пространственная среда в моей группе спланирована так, что дети сами решают - где, с кем и чем они будут заниматься, имеют возможность для уединения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможность творческого развития.  Групповое помещение организовано в виде разграниченных зон - «центров».

Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами -расстановкой мебели и оборудования. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этот принцип позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально - игровая деятельность, экспериментирование. Принцип служит для того, чтобы  не было ощущения ограниченности помещения группы.  С помощью перестановки мебели мы можем изменить площадь, пропорции и планировку группового помещения.

Для всестороннего развития ребенка в групповом помещении организованы центр математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, художественно - эстетического, физического развития, логопедический центр. Они оснащены дидактическими пособиями и играми, картотеками и необходимым оборудованием, которое находится в свободном доступе для детей.  

Так же есть отдельные зоны по гендерному принципу - для девочек и мальчиков (игровой стол для мальчиков и игровой домик для девочек, так же мягкая мебель). Всё оборудование можно двигать, для удобства игры.  В группе оборудована приёмная для детей, отдельная спальная, туалетная комната. Все помещения соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.  

В приёмной расположены стенды, где размещаются детские рисунки и поделки, родители имею свободный доступ к ним, таким образом каждый родитель видит что создаёт своими руками их ребёнок.

Предметно-пространственная среда группы достаточно мобильна, центры развития легко трансформируются, видоизменяются в соответствии с возрастом детей, их потребностями и интересами.  

Из инновационных технологий в группе есть:

  • Интерактивная панель, где дети свободно рисуют на ней с помощью специальных магнитных маркеров, а так же играют в развивающие игры. В свободном доступе для детей интерактивные кубы, с которыми мы не только играем, но и используем для динамических пауз, или просто дети на них могут покачаться, им это очень нравиться. Ещё есть интерактивный пол, дети играют в  развивающие игры.
  • Умный пол оснащён 180 играми по математике, экологии, развитию, каждая игра имеет музыкальное сопровождение, что очень нравиться детям. По желанию можно создать свою игру, для тех, кто владеет компьютером – это не составит особого труда.
  • Так же есть песочные столы, где дети рисуют песком, для эмоционального успокоения.
  • В холле расположена интерактивная песочница, где дети не только играют с песком, также она используется для образовательной деятельности по экологии.  

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда многогранно влияет на развитие моих воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие, моя задача состоит в умении моделировать предметно - пространственную среду, оснащать и дополнять её, так чтобы она позволяла ребенку проявлять творческие и познавательные способности. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметно - развивающая среда эффективно развивала индивидуальность каждого ребёнка и соответствовала его потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...