Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
статья

Фадеева Татьяна Михайловна

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Восприятие художественных произведений включает восприятие литературы, живописи, графики, скульптуры, театральных постановок, мультфильмов и кинофильмов. Попробуем рассмотреть восприятие детьми старшего дошкольного возраста сказок, графических изображений, музыки, спектаклей и телепередач.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность. В ней участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К.Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство…яснее мыслить и глубже чувствовать».

Т.А.Репина отмечала, что произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

В трудах Л. С. Выготского , Л. М. Гурович , А. В. Запорожца , И.А.Медведевой  и других ученых описываются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

А.В.Запорожец отмечал, что активное восприятие художественного произведения чаще выражается в отдельных речевых и действенно-игровых проявлениях ребенка, а не в способности пересказать его в результате включенности его в литературную ситуацию, когда он в игровой форме начинает содействовать и сопереживать героям произведения. При этом у ребенка возникает целая гамма переживаний, носящих яркий эмоциональный характер: удивление, недоумение, радость, ужас, восхищение и т.п.

С.С. Гусев и Г.Л. Тульчинский рассматривают стадии процесса понимания художественного произведения.

Первая стадия – узнавание, идентификация (отождествление) воспринимаемого объекта.

Вторая стадия – подведение воспринятого под определенный тип, род, то есть генерализация, объяснение, нахождение схожих черт.

Третья стадия – нахождение специфических черт и качеств, индивидуализация.

Четвертая стадия – осознание целей, причин, мотивов, источников процесса осмысления сообщения или явления.

Помимо стадиальности восприятия детьми сказок в литературе рассмотрены еще такие его особенности как: обусловленность восприятия детьми сказок особенностями композиции (Л.С. Славина); интенсивность эмоциональных реакций: (К. И. Чуковский); реалистичность (Э.И. Иванова); наивность детского восприятия (Е.А.Флерина); сопереживание героям произведения (Л.М. Гурович); «барьер красивости» (А.В. Запорожец, К. И. Чуковский);воссоздание внешнего портрета сказочного персонажа и образа ситуаций, где происходят описанные события (М.М. Нудельман).

Л.А. Венгер исследовал восприятие детей и взрослых, схематических и детализированных красочных изображений и установил, что в восприятии изображений взрослыми и детьми есть радикальные различия: дети успешнее узнают изображения по деталям, а взрослые – по схемам. Автор расценивает эти явления как показатель отсутствия у детей соответствующего опыта. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне.

По мнению С.Л. Рубинштейна, характер описания ребенком картин  меняется, переходя от простого перечисления предметов к истолковыванию всей картины. Однако в каждом отдельном случае характер рассказа ребенка по содержанию картины определяется не его возрастом, а содержанием, построением, характером самой картины, например, степенью знакомости ребенку ее содержания. Четкость исполнения замысла, динамичностью или статичностью изображенных на картине людей. Огромную роль играет уровень подготовленности ребенка к такой сложной работе, т.е. его умение рассматривать картину. А также характер и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребенку. Таким образом, оказалось, что один и тот же ребенок может сразу находиться на разных стадиях восприятия картины.

Зная особенности восприятия картины ребенком, педагог сможет строить свою работу с детьми, понимая психологическую природу этого процесса, учитывая специфику детской аудитории, уважая в маленьком зрителе его способности и личный, пусть маленький, но очень ценный жизненный опыт. (Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В.) .

В психолого-педагогической литературе представлены исследования, посвященные описанию особенностей музыкального восприятия детьми дошкольного возраста, к которым относятся стадиальность.

 А.Н. Сохор   выделяет стадии развития восприятия детьми дошкольного возраста музыкальных произведений:

1) стадия возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,

 2) стадия слушания,

 3) стадия понимания и переживания,

 4) стадия интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой.

Кроме стадиальности восприятия музыкальных произведений исследователями изучено соотношение процесса эмоционального и интеллектуального начал, роль соответствующих знаний в развитии музыкального восприятия (О.П. Радынова); обусловленность адекватности эмоционального переживания музыки самим музыкальным произведением (жанром), настроением слушающего, окружающей его обстановкой (В.Д. Остроменский).

 Исследовательнице П.В. Рыжовой удалось выделить пять уровней  художественного  восприятия театральных спектаклей детьми.

Первый уровень - дети отказываются отвечать на поставленные вопросы, не могут вспомнить название спектакля, затрудняются придумать новое заглавие ему, не в силах рассказать, чем тот или иной спектакль, не помнят образы героев и детали их одежды, интонации, не пытаются что-то изменить в сюжете спектаклей.

Второй уровень - дошкольники затрудняются дифференцировать нравственные категории, называют их несущественные признаки, неверно дифференцируют эмоциональные состояния, помнят лишь некоторые фрагменты спектаклей, вызвавшие наиболее сильные впечатления; не могут последовательно воспроизвести сюжет театральных постановок.

Третий уровень - дошкольники различают нравственные категории, но часто называют их несущественные признаки; дифференцируют некоторые эмоциональные состояния; вспоминают вызвавшие наиболее сильные впечатления события спектакля, а также конец представления и его название, перечисляют главных героев спектакля.

Четвертый уровень - у детей сформированы представления о нравственных категориях и умение их различать; дошкольники дифференцируют эмоциональные состояния персонажей, имеют адекватные эстетические представления; могут вспомнить сами начало спектакля, что произошло в нем дальше, чем кончилось, могут пересказать содержимое спектакля, знают его название; предпочитают добрых и находчивых героев спектаклей, сопереживают персонажам спектакля.

Пятый уровень - основным мотивом оценки персонажей выступает нарушение персонажами норм и правил поведения, дети осуждают некоторых действующих лиц за их отрицательные качества, их неряшливый вид.

Ещё одна разновидность  художественного восприятия - телевосприятие. По мнению Е.А. Захаровой, культура телевосприятия предполагает умение оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную телезрителю экранную информацию и разумно ею пользоваться.

Л.М. Баженова  считает, что детям 6-7 лет свойственно полное погружение в мир фильма. Просмотр фильма очень увлекает дошкольников. Они активно сопереживают его действующим лицам, идентифицируя себя с последними. Произведенное телефильмом сильное эмоциональное впечатление побуждает детей дошкольного возраста играть в телегероев и варьировать возможные приключения с ними.

Таким образом, художественное восприятие литературных, графических, музыкальных произведений, кинофильмов, спектаклей и телепередач у старших дошкольников вызывает множество различных эмоций положительных и отрицательных. Такое эмоциональное переживание ребёнка помогает сопереживать героям различных художественных произведений, даёт возможность в постижение логики развития авторской мысли. Эти переживания помогают лучше познавать окружающий мир.

Прослушивая или просматривая различные художественные произведения, дошкольник представляет образы и действия разных героев, переживает вместе с ними. Используя богатство эмоциональных состояний и, создавая художественные образы, ребёнок начинает фантазировать, это стимулирует развитие воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественных произведений дошкольниками.

Доклад на тему :,,Особенности восприятия художественных произведений дошкольниками"...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР...

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...

Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Понятие и сущность процесса восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе и развитие у них умения элементарно анализировать содержание и форму произведения является одной из наиболее актуальных проблем д...