Консультация для педагогов. «Формы работы по экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты

Болотова Ольга Юрьевна

Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисково – исследовательской деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов. 
«Формы работы по экспериментальной деятельности»

                        Болотова О.Ю., старший воспитатель МДОУ «Д/с №12»  г. Ухта,  РК

Цель работы:  развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисково – исследовательской деятельности.

Задачи:
1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей:  мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа. 
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: 
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Какие формы можно использовать в работе?

-Опыты, исследования; 
- Игры-экспериментирования,  с разными материалами
- Рассматривание, обследование, наблюдение.
- Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
- Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
- Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
- Оформление уголка природы.
- Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
- Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
- Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры
- Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
- Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения моего края», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего села» и др.

                          Принципы составления опыта:
Принцип научности:
-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;
-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии    и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

Принцип целостности:
     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  
        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:
     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач         развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных 
 повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
   - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, 
 обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

Принцип доступности: 
 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных         возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности 
 взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

  - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской         деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое         путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.


Принцип креативности:
 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:
    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы 

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; 
  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

        В группе создаются уголки экспериментирования, оборудование которой используется  на занятиях. 

                Основным оборудованием в уголке являются: 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; 
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.


При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: 

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.


Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы. 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с                       детьми и родителями

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности  детей.

  • Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно  реализовывать в следующих формах: 
  • провести родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме,
  • оформить серии наглядной информации для родителей,
  • индивидуальные и групповые консультации.
  • подбор   познавательной  литературы: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки  и т.д.

Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель МДОУ «Д/с №12 » г.Ухта Болотова Ольга Юрьевна Консультация. «Формы работы по экспериментальной деятельности»

Слайд 2

Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.

Слайд 3

Задачи: 1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование. 2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Слайд 4

3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.

Слайд 5

4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: - развитие коммуникативности ; - совершенствование самостоятельности, наблюдательности; - развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Слайд 6

Какие формы можно использовать в работе?

Слайд 7

Опыты, исследования; - Игры-экспериментирования, с разными материалами - Рассматривание, обс л едование, наблюдение. - Решение занимательных задач, проблемных ситуаций

Слайд 8

-Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др. - Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Слайд 9

Создание тематических альбомов, коллажей, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др. - Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Слайд 10

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки) - Ведение «Копилки вопросов» ( в том числе запись с помощью рисунков, символов ). Поисково-исследовательские проекты мое (например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения родного края»» и др .)

Слайд 11

Принципы составления опыта: .

Слайд 12

Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Слайд 13

Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 14

Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Слайд 15

Принцип креативности : - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности : - предусматривает получение положительного результата проводимой работы

Слайд 16

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач: 1. формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; 2. включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 3. обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); 4. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Слайд 17

Основным оборудованием в уголке являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и д р.

Слайд 18

Алгоритм организации детского экспериментирования :

Слайд 19

1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить; 2. предлагает различные варианты ее решения; 3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных; 4. делает выводы.

Слайд 20

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями - родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформить серии наглядной информации для родителей, индивидуальные и групповые консультации.

Слайд 21

- подбор познавательной литературы: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум ), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д. - тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»...

Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эст...

Консультация для воспитателей "Организация работы по экспериментальной деятельности в ДОУ"

В консультации для воспитателей представлены подробные методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в ДОУ, структуры и последовательность детского экспериментирования, содер...

Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...