«Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»
статья

Шашкова Диана Евгеньевна

 «Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_v_dosh._detstve.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

               «Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»

Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий простор для проявления активности, самодеятельности. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают её. 

Сюжетно–ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Её появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес ребёнка к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести её особенности.

Для развития воображения и общения детей в процессе игровой деятельности можно использовать такие приемы развития творческой активности детей в игре как:

• внесение новых атрибутов;

• рассказ воспитателя перед началом игры;

• совместная игра педагога с детьми;

• поощрение детей к импровизации в игре (придумывание сюжета, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смена и совмещение ролей, изготовление атрибутов и костюмов) ;

• стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, гибкому использованию игрового оборудования;

• эмоциональное включение педагога в игру;

• сюрпризные моменты (внесение в игру момента неожиданности, сказочности, таинственности)

С целью дальнейшего развития сюжетосложения в игру необходимо вводить атрибуты явно не соответствующие теме игры. Данный игровой материал выступал в качестве пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, направляя замыслы детей. Для развития сюжетной линии детям можно предложить придумать рассказ о приключениях героев разыгрываемой игры, что обеспечивает появление новых коллизий, связанных с борьбой положительных и отрицательных героев. Таким образом, дополнительный игровой материал направляет развитие игрового замысла детей, побуждает высказывать предположения относительно дальнейшего развития сюжета. В случае затруднений педагог, выступая в роли помощника в реализации игровых замыслов должен направлять замыслы детей вопросами «Что было дальше? Что с ними случилось?» и др.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто»«понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме») .

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...

Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве

Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети во...

«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»

Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга   «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»  Игра — в...

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....

Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая...

«Сюжетно – ролевая игра в дошкольном детстве»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здес...