Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (Из опыта работы)
консультация

Статья о значимости патриотического уголка в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников.

                                       (Из опыта работы)

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

                                       как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский.

Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада.

  В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

  Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.

  Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.

Задачи патриотического уголка:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.

• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

• формировать правовую культуру дошкольников;

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Направления патриотического уголка:

• Моя страна.

• Мой родной край (область)

• Мой город.

• Моя семья.

Оформление патриотического уголка.

Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На воспитателях лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс.

  Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать возраст детей.

Содержание патриотического уголка.

1 – я и 2 - я младшая группы

На данном этапе у детей формируются представления детей о детском садике, о своем городе, воспитываются  чувства любви и заботы к своей семье и другим людям. Формируются знания о труде работников дошкольного учреждения, даются первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, бересты).

Содержание уголка:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Русские народные игрушки

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

• Альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Средняя группа

У детей среднего возраста формируется интерес к культурным традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе, улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне); о народных героях; российских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, гимн)

• Портрет президента

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город»;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

• Генеалогические древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, растительный мир России;

• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;

• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Старшая и подготовительная группы

В данных возрастных группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, карта области, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Мои права» и др.;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Конвенция о правах ребенка (в картинках);

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Генеалогические древа детей;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности.

  Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется.

  Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Новокузнецк», дидактические игры климатических и природных зон, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.

  С целью правового воспитания детей, пополнила уголок дидактическими играми, развивающими пособиями, создала для детей «Конвенцию по правам ребенка» в картинках и стихах, альбом детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей. Разработала цикл занятий по данной теме и перспективное планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.

  Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества» и «День Победы»

  С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических праздников, развитию нравственных качеств детей провела для пап праздник «День защитника Отечества», совместно с детьми и родителями создала стенгазету «Папа – мой защитник!», разработала цикл бесед по теме и провела мастер – класс «Открытка для папы к празднику»

  О памяти павших воинах, героях Великой Отечественной Войны совместно с детьми и родителями создала книгу памяти «Гордимся. Славим. Помним» о прадедушках и прабабушках своих воспитанников, которые принимали участие в ВОВ. В рамках этой темы был проведен творческий вечер памяти «Мы помним, не забудем никогда», с участием ветерана ВОВ. Со своими воспитанниками посетила памятное место «Бульвар Героев», разработала и провела цикл занятий и бесед по данной теме. Совместно с родителями и детьми организовала выставку рисунков «День Победы», а также призвала родителей к участию в городском проекте «Дважды победители», в котором собирались сведения о героях ВОВ, родившихся или живших в нашем городе.

Таким образом, патриотический уголок, созданный совместно с родителями становится доступным и родным каждому ребенку. У детей сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю. Расширились представления о городах России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства; развились чувства ответственности и гордости за достижения своей страны, появился интерес к народным традициям, обычаям русского народа; у детей сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; обогатилась предметно-пространственная среда группы.

  Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)

О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма – очень важная задача. В развитии полноценного будущего гражданина большое значение имеет любовь к семье, близким, детскому саду, стране. В каком бы...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания дошкольника (из опыта работы)

Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (из опыта работы)

Статья о значимости патриотического уголка в детском саду...