Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
статья (старшая группа)

Роль детского  сада  в вопросах развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Аветисова В.Г., воспитатель

                                                            ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района  Санкт-Петербурга

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка –

 это не дар, она приобретается благодаря

 совместным усилиям педагогов, родителей

 и многих других людей,

 в окружении которых малыш растет и развивается.

                                                                                                              В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие речи.  Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому   мы, педагоги дошкольных учреждений, немало внимания уделяем этому вопросу. Развитие речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления. Речевое развитие в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) включает в себя:

  • овладение речью как средством культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В ФГОС дошкольного образования определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников  ДОУ.

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, особенно, родители и педагоги. От того, как   мы говорим с ним, сколько внимания уделяем речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителя в том, что его роль в этом очень велика и все усилия воспитателя без их помощи будут недостаточны, а может быть и безрезультатны. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно – воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов: организации различных форм помощи родителям, содержательно – педагогической работы с ребёнком.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителя и педагога. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно – воспитательном процессе. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями учитываются следующие принципы:

  • личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей;
  • применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

В работе с родителями используются все виды традиционных форм взаимодействия. Это, прежде всего, беседы и консультации. Например, « «Как правильно говорить с ребенком»«Учить стихи играючи». Рекомендации для родителей  «Как правильно беседовать при чтении произведений»«Как правильно отвечать на вопросы». Одной из форм работы является наглядная агитация, в группах есть стенды для родителей с советами по словарной работе с детьми,  пальчиковые игры и списки необходимой литературы. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объёма информации. Занятость родителей являются основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно – коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

К одной из самых эффективных форм работы с родителями относится семинары – практикумы. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки родителей по развитию речи детей. Например, семинар – практикум «Развиваем речь детей», на котором родители знакомятся с особенностями речевого развития детей и вовлекаются в процесс формирования речи детей посредствам изготовления игр и пособий.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так при реализации проекта «Эти прелестные сказки», целью которого было развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу, были достигнуты следующие результаты: дети хорошо стали знать сказки «Волк и семеро козлят»«Теремок»«Репка»«Маша и медведь»«Колобок». В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь, продуктивная деятельность. У детей появляется интерес к играм, драматизациям. Родители  активно принимают участие в  проектной деятельности. Делают маски, пальчиковый театр, подбирают раскраски «Герои сказок». Проект «Чудо пальчики» позволяет родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

Праздники и досуги – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребёнка.

Подготовка к праздникам, досугам является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи. Дети разучивают песни, стихи, учатся правильно, отчетливо воспринимать речь.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Речевое развитие – это важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильного образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

Охрана здоровья детей сегодня - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в дальнейшем определят буду...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание содействия семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитан...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников

Семья для ребёнка — это источник общественного опыта.Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, ...