Проект "Город мастеров"
проект (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_masterov_2020g.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает ценностное отношение к труду и его результатам.

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные.

Но достижение хороших  результатов,  формируя эстетический и художественный вкус, эстетическую оценку к предметам народного декоративно-прикладного искусства невозможно без поддержки семьи. Поэтому возникла идея предложить родителям с учетом интересов ребёнка и возможностей семьи проводить творческие вечера  дома,  вместе с детьми.

Как же повысить мотивацию детей и родителей к организации творческих вечеров и созданию совместных работ?

Во время посещения комнаты русского быта «Русская изба» дети познакомились с предметами народного  декоративно-прикладного искусства: гжелью, хохломой, городецкой росписью,  жостовской росписью, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, художественными изделиями из бересты, матрёшкой, после чего у детей появилось  желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и культуре русского народа.

В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта: «Город мастеров» во взаимодействии с семьями воспитанников.

Целевая группа – дети старшей группы и их родители.

Тип проекта:

По доминирующему методу:  творческий.

По характеру содержания: включает в себя ребёнка, семью, общество и его культурные ценности.

По характеру контактов: осуществляется внутри  одной возрастной группы, в контакте с семьёй.

По продолжительности: средней продолжительности.

Цель проекта:  развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

1.Способствовать расширению и обогащению представления детей о разных видах народных промыслов: гжель, хохлома, городецкая роспись,  жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, семёновская матрёшка.

2.Развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа посредством чтения художественной литературы и народных игр.

3.Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании.

4.Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.

Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности творческой художественно-эстетической деятельности детей с участием семей воспитанников.

Ресурсы:

Временные: с 9 декабря по 15 декабря 2019г.

Методические: 

1.Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3.Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет - М.: Просвещение, 2016

4.Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты. – СПб.: Питер, 2016

Материально-технические:

  1. Альбом «Художники иллюстраторы детских книг»;
  2. Альбом «Картины известных русских художников»;
  3. Игрушка планшет для рисования с подсветкой;

Дидактические игры:

  1. «Развивающая головоломка»;
  2. «Юный художник» (штампики);
  3. «Русский сувенир»;
  4. «Разрезные картинки»;
  5. «Собери матрёшку».

Осуществление проекта: в рамках педагогической системы детского сада, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ДОУ.

Методы проекта: 

- интерактивные словесные (беседа на основе модели трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали?; совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребенка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности);

- активные наглядные (наблюдение и обследование предметов декоративно-прикладного искусства на «Полочке красоты» в группе, при посещении «Русской избы»,  рассматривание репродукций картин, иллюстраций в детских книгах с поиском ответов на проблемные вопросы; показ способов изображения и способов действий);

- практические игровые (игровые проблемные ситуации, упражнения, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом). 

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап.

1.1. Посещение комнаты русского быта «Русская изба» по развитию интереса к предметам народного  декоративно-прикладного искусства.

1.2. Беседа с детьми после посещения комнаты русского быта «Русская изба» о народных промыслах, в течение которой у детей возникли вопросы.

А что же мы знаем?

- Мне нравятся матрёшки, они очень красивые, их раскрашивают мастера  (Света Х.).

- Я помню роспись в голубом цвете на белом фоне – это гжель. (Артём О). 

- А я люблю игрушки разноцветные, они ещё умеют свистеть (Дима Б.).

Что хотим узнать?

- Научиться  отличать росписи, какие есть на белом свете (Алёна П.)

- Как можно научиться рисовать разноцветные росписи? (Маша П.)

- А как эти игрушки называются, которые свистят? (Дима Б.)

Как можем найти ответ?

- Спросить у мамы (Агата Ф.)

- В интернете (Дима Б.)

- Посмотреть мультики (Андрей П.)

  1. Консультация для родителей: «Значение декоративно -  прикладного искусства в развитии ребёнка»;

  1. Планирование практической деятельности

Выбор детьми и родителями с учётом интересов ребёнка совместной деятельности в семье по созданию:

- дидактической игры или тематического альбома;

- тематической мини-экспозиции  для полочки красоты «Из семейных закромов»:

- творческой выставки ребёнка «Весёлые картинки»;            

- видеоролика «Дети о картинах художников».

2.  Практический этап

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность ребёнка

Взаимодействие с семьями воспитанников

Занятия по теме:

1.Пластилинография  

«Жостовские подносы»

2.Рисование «Филимоновские петушок и курочка»

Подвижные игры:

«Ручеек», «Золотые ворота»

Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай».

Чтение художественной литературы: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», 

«Финист – Ясный Сокол» с рассматриванием иллюстраций художников по мотивам народной росписи.

Рассматривание  альбомов и наглядно демонстрационного материала «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины известных русских художников»;

Рассматривание мини-экспозиций на «Полочке красоты».  

Игрушка планшет для рисования с подсветкой;

Дидактические игры:

 «Развивающая головоломка»; «Юный художник» (штампики);

«Русский сувенир»

«Разрезные картинки»; «Собери матрёшку».

Индивидуальные беседы по запросу родителей:

- о создании  сменных экспозиций на полочке красоты;  

- по созданию тематического  альбома «Народные промыслы»:  «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан».

Сбор материала для создания и пополнения альбомов «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины известных русских художников».

3.Заключительный этап.  

В течение недели оформление семейных выставочных экспозиций на полочке красоты: «Хохлома», «Пирография (выжигание по дереву), «Фарфор», поделок, созданных своими руками (из атласных лент, из бросового материала) и рассказы детей о них.

Оформление трех персональных выставок «Весёлые картинки» и рассказы детей о своих творческих работах.

Просмотр трёх видеороликов «Дети о картинах  художников» В.М. Васнецова «Три богатыря», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», Х. Платунова «Крестьянская девочка» (Приложение №1).

Достижения ожидаемых результатов:

 Результаты – эффекты:

Что мы узнали?

Дети расширили и обогатили свои представления о разных  видах народного декоративно-прикладного искусства и умение отличать их  друг от друга. У детей повысился  интерес к народным промыслам,  народным традициям и культуре русского народа. Дети научились различать известные виды народных промыслов, старательно создавать выразительные узоры в различных видах продуктивной деятельности. Родители мотивированы на участие в создании дидактических игр и организации персональных выставок детей  «Весёлые картинки».

Результаты-продукты:

Пополнение РППС группы

Внесение дидактических игр, созданных совместно с родителями и детьми: «Лото – народные промыслы», «Лото – картины известных художников», «Четвёртый лишний» в уголок дидактических игр;

Внесение альбома  «Народные промыслы»,  организованные совместно с родителями и детьми: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан» в уголок художественного творчества.

Пополнение альбомов «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины русских художников» в книжный уголок.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжать привлекать родителей к активному взаимодействию в организации совместной художественно-продуктивной и творческой деятельности по желанию детей, которые  после просмотра видеоролика «Дети о картинах художников», активно начали проявлять инициативу к участию организации описания  картин. А также у многих детей появилось желание поучаствовать в оформлении  персональной выставки.

 Список литературы и интернет – источников:

1.  Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (Библиотека руководителей ДОУ). 

2. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

Интернет-ресурсы: https://img.labirint.ru/rcimg/a60d6388d318e8425ba987aea1e0bd21/1920x1080/comments_pic/1119/02labp66f1305310257.jpg?1305310246


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...