Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»
методическая разработка

Масычева Мария Николаевна

Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

 «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»

Цель

-расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение педагогов технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки.

Задачи

образовательные

-познакомить с  традиционной народной  тряпичной куклой, как субъектом культуры и истории; научить технике изготовления кукол-скруток; формировать знания, умения, навыки по работе с тканью.

развивающие

-развивать творческие способности и художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

воспитательные

-прививать интерес к русскому народному творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к культуре народа;

-воспитывать культуру труда, внимательность, терпение и аккуратность;

-воспитывать способность и готовность работать совместно, создавая на занятиях дружескую рабочую атмосферу.

Материалы и инструменты

- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;   

- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

- белые  нитки;

-  вата для объема;

-  тесьма для пояса.

Мультимедийная презентация по мастер-классу.

Ход мероприятия.

 Дорогие коллеги, приветствую вас на нашем мастер-классе по старинному русскому обережному рукоделию.  Знакомить старших дошкольников с народной куклой можно  в процессе освоения социокультурной категории «Традиции дела» в рамках тем «Старание и терпение» и «Мастера и рукодельницы» или в процессе освоения социокультурной категории «Традиции праздника» в рамках темы «Семейные традиции».

Теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку…

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и была у него только одна дочь, Василиса Прекрасная. Когда жена его скончалась, девочке было всего восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе доченьку и вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и говорит: – «Послушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куколку - держи ее всегда при себе и никому не показывай. А когда вдруг приключится тебе какая напасть али горе какое, дай ей поесть и спроси у нее совета. Она покушает  да и скажет тебе, чем помочь твоему несчастью… Так вот и стала Василисонька жить… подкармливает куколку и советуется с ней. А та покушает, послушает да и подсказки, советы Василисе дает…» Это, конечно, сказка, но… как вы думаете, почему я начала с этой сказки? Кто мне скажет?

(Наверное потому, что  такая кукла стала для Василисы оберегом  и наше  занятие сегодня о  куколке-берегине )

Правильно. Именно о ней я и хочу с вами поговорить. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки. Кукла, изготовленная своими руками, всегда была и будет самой любимой и близкой.

Прошлое куклы-оберега.

В далекие времена не было ни заводов, ни фабрик и все, что, нужно для жизни, люди делали собственными руками: и посуду, и одежду, и игрушки. Куклы… Куклы имеют многовековую историю. В них отражались народные представления о мире, добре, красоте. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ… Условная человекоподобная фигурка тогда выполняла магическую роль. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях  жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичная кукла  была самой распространенной игрушкой, она «жила» в каждой семье. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были и куклы-обереги. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Человек, беря такую куклу  в руки,  приговаривал: «Отвернись со злом, повернись добром». Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман).

Какие известны куклы?

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько традиционных типов: столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек. Каждый тип в свою очередь включает множество вариантов.

Кто и как изготавливал куклу-оберег?  Оберег - от русского (славянского) слова оберегать, т.е. защищать, сторожить. Существовал обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза.  Часто, изготавливая такую куклу, она читала молитвы, приговоры. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд изготовления. Считалось, что при изготовлении кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Важна была и роль материала, тех тканей и ниток, из которых делалась  каждая из таких кукол. Тряпичные куклы из нового лоскута специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. Материал должен был быть “своим” — из своего дома и  уже бывший в употреблении. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано в первую очередь  с экономией, так как их делали вручную, а это было трудно и долго. А еще считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом;  верили, что материал, “проживший” в доме, в семье лучше защитит, закроет от опасности.

Интересно то, что у каждого народа с незапамятных времен существовали свои куклы, но при этом многие имели одну характерную особенность – у них не было лица. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для злых сил. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя.  А кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет ему навредить.

В народе куклам не давали имени собственного - это связано с магическим пониманием слова.  Считалось, что озвучивание имени может нарушить охраняемую целостность куклы: ведь назвать ее мог  и чужой недоброжелательный голос, а значит, с помощью нареченной куклы можно было навредить человеку. Именно поэтому, в целях защиты от злых сил, из предосторожности кукол и оставляли безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки…

Давайте теперь познакомимся с некоторыми из них…(демонстрация образцов и фотографий кукол во время рассказа)

До появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню"Пеленашку", тщательно соблюдая условие –делать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека.  Сначала такую игрушку клали в  пустую колыбельку, чтобы она обжилась там, «обогрела» ее для малыша.  А затем укладывали ее рядом с малышом с  целью обмануть злых духов и  подложить им куклу вместо ребенка. Такая кукла служила  оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.  Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-Бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!»   Еще одна кукла того времени - "Столбушка". Березовое или осиновое полешко (или трубочку из бересты, или скрученную в тугую трубочку ткань) "одевали" с помощью цветных тряпочек и нитей и превращали полешко в куклу-женщину. Или, к примеру, кукла "Крупеничка". В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. В тех местах, где с гречихи не было, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы в наши дни – отголосок именно этого обряда.

Конечно же, я рассказала далеко не о всех и не всё о куклах-оберегах... Из глубины веков к нам пришли традиции тряпичной куклы и у неё очень обширное и  интересное  прошлое со своими тайнами и загадками.

Практическая часть.

А теперь поговорим о том, как же сделать простейшую куколку. Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть "крутым кукольным мастером". Главное - иметь желание и немного времени.  Немного творчества и фантазии  - и ваша кукла принесет вам радость. Я предлагаю вам сделать сегодня такую тряпичную куколку-оберег. (представление образца куклы-оберега)

Куколка-оберег должна быть не больше 10-12 см (размером с ладошку)  и нужно создавать ее  с добрыми мыслями и любовью.

Как в старину, мы будем делать куклу  только сворачивая и завязывая ткань, мы не сделаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки  ткани  нужного  размера  и нитки тоже отрываются руками. Если вам это неудобно, то можете пользоваться ножницами.  

Для работы нам понадобятся  

- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;   

- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

- белые  нитки;

-  вата для объема;

-  тесьма для пояса.

В квадратные лоскуты ткани необходимо завернуть тугие шарики из ваты (синтепона) и перевязать туго ниткой. Таким образом, мы получим маленькую круглую головку и две грудки. Связываем их между собой - и наша кукла почти готова. Её  осталось нарядить , одев на голову платочек и повязав передник и пояс-тесемку (демонстрация приемов  выполнения куклы. Родители и дети распределяются парами и изготавливают оберег по технологической карт (Приложение 2))

Вот и готова ваша куколка. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Рефлексия участников учебного процесса.

 Предлагаю Вам закончить фразу:

я  понял (а), что оберег – это… (от русского слова оберегать, т.е. защищать,  сторожить)

кукла может считаться оберегом, если она… (сделана с любовью родным человеком)

куклам  не рисовали лицо потому что верили, что…  (в такую куклу не сможет вселиться злой дух и навредить)

мне особенно понравилось…

у меня появилось желание…

Спасибо всем участникам за  интерес к традициям  народа,  за ваше творчество, за тёплую и душевную обстановку в нашей мастерской.  Пусть в вашем доме счастье живет всегда, пусть  всегда светятся от радости  ваши лица и пусть поможет вам в этом  ваш милый сувенир – эта куколка-берегиня!



Предварительный просмотр:

Этапы изготовления традиционной народной куклы-скрутки

Необходимые материалы:

- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;   

- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

- белые  нитки;

- вата для объема;

- тесьма для пояса.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\1.jpg

1.Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\2.jpg

2.В середину кладем  вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой. Выполняем тугое закручивание.C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\4.jpg

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\3.jpg

3.Получилась  скрутка - рулик.  Это «тулово» нашей куколки.C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\5.jpg

4.На уровне  шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

5.Берем второй  квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась  более  круглой.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\7.jpg

6.Завязываем ниткой на уровне шеи.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\8.jpg

7. Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем  в середину.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\9.jpg

8. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки  подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\10.jpg

9. Основа нашей куклы готова.  Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\11.jpg

10. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\12.jpg

11. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\13.jpg

12. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

C:\Documents and Settings\Мария\Рабочий стол\Мастер-класс по Истокам\14.jpg

Другой вариант.  Косыночка завязана вокруг головы.  Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

Перспективное планирование кружка по ХЭР "Народные умельцы" в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Перспективное планирование кружка по ХЭР в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»...

Проектная деятельность старших дошкольников в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста и эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родит...

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социо...

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Ласковая песня» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме  «Ласковая песня» в рамках реализации программы &laq...