Экологический проект в старшей группе "Вода. Берегите воду."
проект (старшая группа)

Исламова Анна Сергеевна

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proektvoda_davayte_berech_vodu.docx1011.72 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №93 о.в. города Магнитогорска

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

ТЕМА: «Вода. Давайте беречь воду.»

Группа: старшая

Срок реализации проекта: неделя

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители

Вид проекта: краткосрочный, исследоватеско-практический

Подготовила: воспитатель Исламова Анна Сергеевна

Актуальность темы:

 Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы совместно с детьми решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. А так как Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  И главная задача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. И исходя из актуальности темы мы выявили проблему.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы:

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости. Ухудшение экологической обстановки

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи:

Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);

Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

Развивать навыки элементарного экспериментирования;

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

Дети: Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Овладеть элементарными навыками экспериментирования

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).

Родители: Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о  родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы

Этапы реализации проекта:

1 этап:

Подготовительный

2 этап:

Основной-исследовательский

3 этап:

Заключительный

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала

6. Оформление искусственного аквариума с Детьми .

7. Создание Лэпбука на тему «Давайте Беречь воду».

8. Создание плаката со вместнно с родителями

«Загрязнение Водоемов»

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода, вода – кругом вода» 

Беседа «Кому нужна вода?».

 Беседа «Берегите воду» 

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» 

игра « Подскажи словечко»

Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности.

 Дидактические игры

1.  «Водный транспорт»

2 Лабиринт «Доставка продовольствия в затопленные районы»

IIIблок – Речевое развитие

Экологические рассказы Н. А. Рыжовой

 «Как люди речку обидели»        

«Жила – была Река»

 Чтение стихов

 Г. Люшин «Капелька»

В.Фетисов «Речка зимой»

А. Тараскин  «Сколько знаю я дождей?»

С. Погорельского «Весенний разговор»

Сказка Надежда Болтачева «О круговороте воды в природе»

Пальчиковые игры:

«Водичка – вода»«Моем руки»

«Речка и рыбка»«По воду»

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

- Аппликация из бумаги « Рыбки в аквариуме»

- Коллективная работа «Морские обитатели» 

- Прослушивание аудиозаписей:

 «Шум моря»

 «Прибой»

 «Музыка дождя»

  «Гром»

  «Звонкий ручей»

V блок – Физическое развитиеПодвижные игры«Мы капельки» , «На болоте». «Мы – большие киты» 

Игра с мячом «Воздух, земля, вода» 

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.

 

Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).

 Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы:

 У детей возрос познавательный интерес к воде, как объекту природы Обогащены и систематизированы знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д.

Расширились представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.

Проект был интересен как детям так и взрослым. Дети стали бережно относится к воде. Регулируют воду в кране, смотрят чтобы вода не капала. Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Приложение

Опыты с водой

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель:Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)

.

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3«Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 4«Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 5«Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками,в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло,вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Приложение

Беседы о Воде

Беседа «Вода, вода - кругом вода»

Цель: Дать представление детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: глобус, иллюстрации с различными видами водоёмов.

Ход беседы

 Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Солнечная, чудесная,

Привозная и местная,

Волшебная, талая,

Большая и малая,

Сточная, проточная,

Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень разная.

- Ребята, а капелька это тоже вода, её маленькая частичка. Из капелек, состоят моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Давайте отгадаем загадки и вспомним, где же есть вода:

Долговязый Тимошка

Бежит по дорожке. (Дождь)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Приказало солнце: стой, 

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнце свет – 

Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

Прозрачен, как стекло,

 А не вставишь в окно … (Лёд)

Детки сели на карниз, 

И растут всё время вниз. (Сосульки)

В тихую погоду.

Нет нас нигде,

А ветер подует – 

Бежим по воде. (Волны)

День и ночь кричит,

А голос не устаёт? (Водопад)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море)

Бегу я, как по лесенке, 

По камушкам звеня,

Издалека по песенке 

Узнаете меня. (Ручеёк) 

Как вы думаете, ребята, чего больше на нашей планете воды или суши? Давайте посмотрим на глобус, синим цветом, обозначена вода. А зелёным, желтым и коричневым суша. (Больше воды)

Правильно, моря и океаны занимают 3/4 части территории земли, а суша всего ¼. А как вы думаете, почему так? (Вода нужна всем живым существам)

- Верно, вода нужна всем! Поэтому говорят: «Капля воды дороже золота».

Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает.

Как мы будем беречь воду?

- Всякая ли вода пригодна для жизни? (Только пресная! Чистая)

А как эта вода попадает к нам? Отгадайте загадку:

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе,

И хозяйничает в нём.

Как мы это назовём? (Водопровод)

Мойдодыру я родня:

Отверни-ка ты меня,-

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- Ребята, а в любой реке можно купаться и брать воду для питья, и приготовления пищи? (Нет, только где вода чистая)

Почему вода может быть загрязнена? (Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах не закрывают водопроводный кран)

Мы о многом вспомнили, но и многое узнали нового.

Беседа «берегите воду».

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

Ответы детей:  Да,конечно

Воспитатель:  А умеете ли вы плотно закрывать кран?Всегда ли вы следите, чтобы из крана попросту не текла вода?

Ответы детей:   Да.

Воспитатель:  Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

Ребята вспомните, для чего мы используем водопроводную воду?

Ответы детей:   (Перечисляют,для чего используется вода в быту). Для мытья посуды, для поливки цветов, для питья и т.д.

Воспитатель:  А не случалось ли так, что в кране не было воды?

Ответы детей:   Да,случалось, и мы не могли помыть руки, не могли приготовить еду.

Воспитатель:  Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем- это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадёт к нам в кран её приходиться очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют?

Ответы детей:   Очистные сооружения.

Воспитатель:   Правильно, очистные сооружения. А если кран остаётся открытым, то текущая из него чистая вода,смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать ещё большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь, и один из способов- не тратить воду попросту, плотно закрывать кран.

Перед детьми надо поставить задачу:после мытья рук, плотно закрывать кран.

Беседа «Кому нужна Вода»

Цель: дать детям представление о пользе воды для всего живого.

Ход беседы.

Воспитатель: Детки, отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (Вода)

Дети: -Вода

Воспитатель: Правильно, это вода.  И мы сегодня с вами поговорим о воде.  Где можно встретить воду?

 Дети: Воду можно встретить на улице. Воду можно встретить в группе и дома: в кране.

Воспитатель. Кому нужна вода?

Дети. Вода нужна растениям, животным, рыбам и людям.

Воспитатель. Для чего нужна вода?

Дети. Рыбы живут в воде (вода для рыб – дом), растения и животные пьют воду. Человеку нужна вода для того, чтобы: готовить пищу, пить, умываться (мыться), убираться, стирать вещи, поливать растения.

 Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение о воде, а вы внимательно послушайте (воспитатель читает стихотворение)

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Приложение

Работа с детьми и родителями:

 

Коллективная работа «Морские обитатели»

Цель: закрепить знание детей о морских обитателях. Их образе жизни, питании.

C:\Users\Солнышко\Desktop\на флешку нужное!!!\работа с флешки\старшая группа\волшебница вода\работы с детьми\QtleLr7nqpA.jpgАппликация из бумаги на тему: «Рыбки в аквариуме»  Цель: Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, формировать знания у детей о строении рыб. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

C:\Users\Солнышко\Desktop\на флешку нужное!!!\работа с флешки\старшая группа\волшебница вода\работы с детьми\FR1as4pwE6k.jpg

Лэпбук

«Берегите Воду»

C:\Users\Солнышко\Desktop\на флешку нужное!!!\работа с флешки\старшая группа\волшебница вода\работы с детьми\RkyS8FlEVe4.jpg

 Создание плаката: «Загрязнение воды».

C:\Users\Солнышко\Desktop\на флешку нужное!!!\работа с флешки\старшая группа\волшебница вода\работы с детьми\RO01mvMHiVo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Берегите воду»

Данный конспект образовательной деятельности поможет уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, растений, животных и человека. Мы формируем понимание необходимост...

Экологический проект в старшей группе "Волшебная сила воды"

Познавательно - исследовательский проект, рассчитаный на 1 год...

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

Экологический проект в старшей группе детского сада "Берегите природу"

Тема проекта. «Берегите природу». Вид проекта: информационно-творческий.Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.Срок реализации проекта: долгосрочный (1.04....

Экологическая акция «Берегиня» на тему: «Берегите воду» (для старших дошкольников)

Цель: закрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных. Сформировать представления о необходимости её экономного расходования. Закрепить умения задавать вопросы и отвечать на них. Ра...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Берегите воду"

Аннотацияк занятию по экологическому воспитанию «Берегите воду» В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ре...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Берегите природу"

Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формировани...