Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»
консультация

Никурашина Татьяна Ивановна

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_ugolok.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Оснащение речевого уголка в детском саду»

Никурашина Татьяна Ивановна,

старший воспитатель МАДОУ

 города Нижневартовска

ДС № 48 «Золотой петушок»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Возраст детей

Задачи

1,5–3 года

  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.

3–4 года

  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

4–5 лет

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  2. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  3. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  4. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  5. Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
  6. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
  7. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

  1. Развитие лексической стороны речи

Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); Здесь допускаются презентации, картинки в электронном виде, но часть все равно должна быть в наличии, в бумажном виде.

  1. Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
  2. Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); серии сюжетных картинок;
  3. Воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха):

предметы для поддувания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;

  1. Звукопроизношение: 
  • схема артикуляционная гимнастика
  • альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
  1. Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например, «Игры с парными карточками» З.Т.Бобылевой;
  2. Подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения):
  • схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»; альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок» и др;
  1. Развитие мелкой моторики:
  • картотека пальчиковых игр
  • Массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Содержание родительского уголка в детском саду»

Материал предлагает рекомендации по оформлению родительского уголка в группах детского сада. Содержание каждого из представленных в уголке разделов и основные требования к материалам, представленным в...

Консультация для педагогов «Организация речевого центра в детском саду»

Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.Наполнение речевой среды определяется приоритетной линие...

Статья "Организация речевого уголка в детском саду"

Эта статья содержит советы и рекомендации по организации речевого уголка в детском саду в разных возрастных группах....

Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада

Содержание речевого уголка в группах дектского сада....

Оформление речевого уголка в детском саду.

Задачи и цели создания речевого уголкаГлавная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности ...

Речевые уголки групп детского сада

Наполняемость речевых уголков...