Инновационная проектная деятельность в ДОУ как средство социально-личностного развития воспитанника
методическая разработка

Халезова Алина Александровна

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральным государственным стандартом Дошкольного образования) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. В связи с этим, педагоги ДОУ стремятся создать инновационные, наиболее эффективные способы и средства решения поставленных задач. Одним из наиболее эффектных, действенных, развивающих, занимательных и значимых методов, как для сотрудников ДОУ, так и для их воспитанников, является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ДОУ

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральным государственным стандартом Дошкольного образования) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. В связи с этим, педагоги ДОУ стремятся создать инновационные, наиболее эффективные способы и средства решения поставленных задач. Одним из наиболее эффектных, действенных, развивающих, занимательных и значимых методов, как для сотрудников ДОУ, так и для их воспитанников, является проектная деятельность. Инновационный характер дошкольного образования как ценность означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности детского сада, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребенка к самореализации. В связи с этим результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у выпускника ДОУ базовые компетенции. В дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность – это взаимодействие, в которое включаются не только воспитанники и педагоги, но и родители дошкольников. Этот метод чаще всего предполагает определение и решение той или иной проблемы и получение результата. Имеет большое значение, чтобы у детей возник интерес к заданной проблеме, а еще лучше, если дошкольник сам выявит проблему и у него появится желание решить ее. По этой причине перед воспитателями стоит задача развивать и поддерживать самостоятельность и инициативность ребенка, а также оказывать помощь родителям в налаживании взаимоотношений с детьми, стараясь относиться к ним как к полноценному и равноправному члену семьи, имеющему свое мнение. Эта форма работы не нова для педагогики в целом, скорее она является инновационной в сфере дошкольного образования. Как видно из результатов Конкурса инноваций в образовании, в числе представленных проектов менее 10% занимают место темы дошкольного образования. Проектная деятельность в ДОУ – это специально организованная взрослым и выполняемая детьми деятельность, завершающаяся созданием творческих работ. Это форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации[3]. Проекты в ДОУ отличаются по длительности и направленности. По продолжительности - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Наиболее продуктивные в плане результативности и поддержания интереса участников проекта, являются проекты длительностью 3–6 месяцев. По тематической направленности наиболее часто встречаются в дошкольном учреждении следующие виды проектов:

1. Исследовательско-творческие: основаны на экспериментировании, поиске ответов на проблемные вопросы. Продуктом данного проекта являются творческие работы детей, коллажи, выставки поделок;

2. Игровые: направлены на обогащение игрового опыта детей, за счѐт литературных сюжетов, положительных примеров социальной действительности, образцов внутрисемейных традиций. Результатом этого вида проектов является расширение тематического спектра детских игр, пополнение игровой среды предметами, сделанными руками детей и родителей, изготовление тематических книжек-самоделок;

 3. Информационно-практикоориентированные: основаны на сборе инфор- мации участниками проекта и практическом применении ее, ориентируясь на социальные интересы конкретной возрастной группы, продуктом этого вида проектов являются макеты, модели, альбомы тематические;

 4. Творческие: направлены на раскрытие творческого потенциала и способностей детей, поддержку инициативности, фантазии, активности, смелости мысли детей, критического мышления. Результатом этой деятельности являются участие воспитанников и членов их семей в различных открытых творческих мероприятиях: капустники, фестивали, театральные недели, недели книги, песни, праздники, тематические вечера развлечений.

  Работа с воспитанниками в МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» включает в себя специально организованное обучение в соответствии с ФГОС ДО, совместную деятельность с детьми, коллективную деятельность детей, а также анализ и корректировку работы. Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников, продуктивной деятельностью, беседы с родителями воспитанников и детьми, наблюдения за их общением внутри группы, составление по итогам наблюдения: карт активности, инициативности, самостоятельности, воспитанности, карты эмоционального благополучия позволили выявить, что у большинства дошкольников:

 • не сформировано понятие «семья»;

 • обнаруживается высокая тревожность;

 • низкая инициативность;

 • низкий уровень эмоционально-волевой сферы;

 • неумение организовать общение.

 Исходя из этого, были выдвинуты следующие задачи работы с воспитанниками ДОУ:

1. Разъяснить понятие «семья».

 2. Вырабатывать искреннее желание радовать близких добрыми делами, заботливым отношением, уровнем воспитанности.

 3. Развивать навыки взаимодействия, как с членами семьи, так и со сверстниками.

 4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.

Для выполнения поставленных задач специалисты ДОУ и педагоги привлекли родителей с целью оказания содействия в создании предметно-развивающей среды, которая включает:

• уголок «семья», уголок «дом» - зоны сюжетно-ролевой игры;

 • дидактические, творческие игры;

 • цикл картин «Семья», «Друзья», «Общество»;

 • семейные альбомы;

 • изобразительный материал;

 • книги по теме.

 Реализация задач с воспитанниками проходила в процессе специально организованного обучения. К этому относятся: занятия познавательного цикла; экскурсии на места работы взрослых;  продуктивные занятия; коллективное творчество, музыкальные занятия; занятия с психологом. Совместная игровая деятельность воспитателя и дошкольников складывается из бесед о семье, друзьях, близких, рассматривания семейных альбомов, рассказов о встречах со сверстниками; составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; картин художников из серии «Семья», «Друзья»;  чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов по тематике; игр: подвижных, творческих и дидактических; психогимнастики; праздников и семейного досуга. Также значительную роль играет в жизни, развитии дошкольников их самостоятельная деятельность, которая позволяет анализировать создаваемые образы, проецирование детьми ситуаций. Практическая комплексная работа с детьми специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и системной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений и решения прочих социально-коммуникативных проблем воспитанников внутри социума. Нашей задачей стало стимулирование раскрытия в растущем человеке любви и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любви к родному краю, родному дому, детскому саду, городу. Таким образом, участие в проектной деятельности позволяет развивать у детей дошкольного возраста способность достигать цели, социальную активность. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность общества в раскрытии активной творчески-развивающейся личности, способствует воспитании уважения к семье и близким, сверстникам. Через уважение и любовь к родителям, родственникам воспитываются и гражданско-патриотические чувства. И если старшие члены семьи и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку эмоциональный комфорт, занимательную, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью заявить, что произошедшие изменения ему на благо. Поэтому и семья, и детский сад призваны объединить усилия по преодолению трудностей, создать единое пространство развития, постоянно взаимодействовать друг с другом. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание и взаимовлияние, взаимопомощь и поддержку. Результаты такой работы не сиюминутны, они отсрочены во времени. Однако изучение мнений педагогов показал, что у родителей возрос интерес к работе ДОУ, воспитанию детей; к мероприятиям, проводимым детским садом. Работа с дошкольниками и наблюдения за ними в различных видах деятельности дают положительный результат: дети становятся активнее и инициативнее; проявляют больше самостоятельности во всех видах деятельности. Воспитанники могут рассказывать о своих родственниках, тем самым у них проявляется сформированное понятие о семье; способны выражать свои чувства по отношению к близким; проявляют желание самостоятельно готовить подарки и сюрпризы своим родным; создают сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливые, добрые отношения между членами семьи. Вовлечение родителей в круговорот педагогической деятельности, их участие в воспитательном процессе в ДОУ необходимо для социально-личностного развития их собственного ребенка. Оказание помощи ребенку-дошкольнику с проблемами в социализации носит субъективный характер и основывается на индивидуальном подходе специалистов. Грамотная организация работы с детьми позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге прийти к успешной социальной адаптации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в ДОУ по формированию социально-личностного развития детей

Краткое описание опыта работы по ииновационной деятельности в МБДОУ д/с "Улыбка" по формированию социально-личностного развития дошкольников....

Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.

С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников  стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба".  В ходе ...

«Проектный метод как средство социально-личностного развития »

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.Проекты – одна из самых успешных...

Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей.

Неотъемлемым элементом и важнейшим средством социально-личностного и  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.Театрализованная деяте...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Музыкальная театрализованная деятельность как средство социально - личностного развития дошкольника

Музыкальная театрализованная деятельность помогает разносторонне музыкальному развитию ребёнка, формирует личностные качества ребёнка,  психические процессы....

Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников

Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать це...