Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала-как отражение внутреннего Я»
консультация

Кулясова Татьяна Анатольевна

Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала-как отражение внутреннего  Я»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-treninga.docx340.21 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтическое занятие для педагогов

«Мандала-как отражение внутреннего  Я »

Цель мероприятия - способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.

Задачи:

- познакомить педагогов с методом «Мандала»

- нормализовать эмоциональное состояние и поведения;

- снизить уровень тревожных состояний;

-  определить и укрепить безопасность внутреннего «Я»;

- усовершенствовать аутотренинговые навыки;

- развить творческие способности;

- сплотить коллектив посредством совместного творчества.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум.

Наглядный и раздаточный материал: краски, карандаши, распечатанные приложения, портретные фоторгафии участников семинара.

Участники мероприятия: педагоги, педагог-психолог.

Продолжительность мероприятия:  20-60 минут.

План:

1.Теоретическая часть. Что такое мандала, кто ее придумал, в чем ее сила, как она работает. Виды мандал.

2. Практическая часть. Выбор мандалы (уже заполненного круга, который необходимо раскрасить). Релаксирующая музыка.

3. Рефлексия. Обсуждение чувств, ощущений.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие педагоги!

Любая работа с психологом имеет свои правила. И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наше занятие. Наша встреча продлится некоторое время, в течение которого каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно, у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.

Давайте вспомним имена, и, называя по кругу свое имя, ответим на  вопросы: «Что я хочу узнать? и второй вопрос – «Что я хотел бы получить от тренинга?».

Ведущий проговаривает ожидания участников, затем знакомит с правилами группы.

Теоретическая часть:

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита означает "круг" или "центр", "то, что содержит сущность", рисунок, в котором есть некое важное содержание, послание, идея, душа, зерно, суть. Кстати, произносить слово надо с ударением на первую букву "а". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. 

Существует красивая буддистская легенда о том, что первая мандала была изготовлена основателем течения ваджраяны в 8 веке. Он сильно нуждался в божественной помощи, поэтому соорудил геометрический узор и встал в его центр. Он молился семь дней и семь ночей, после чего божество, влекомое красотой изображения, снизошло к нему и осуществило его желание.

Известно, что христианская монахиня Хильда фон Бинген, жившая в 12 веке занималась созданием великолепных мандал. Таким образом, она выражала свои религиозные убеждения и мировоззрение.

Коренные жители Америки создавали песочные мандалы, расчерчивая поверхность необычными символами. Также они выбивали мандалы из камня, создавая колоссальные архитектурные произведения. Знаменитый ацтекский календарь тоже является мандалой. Он символизирует хронометраж и религиозное мировоззрение древнего индейского народа.

В православии тоже есть множество мандал, одним из примеров может послужить иконы "Всевидящее око" или "Неопалимая купина". Если их внимательно рассмотреть эти изображения есть самыми настоящими мандалами.
Известный психиатр и исследователь глубинной психологии человека, основоположник аналитического направления в психологии, Карл Гюстав Юнг, стал одним из первых в Европе, кто подошёл к изучению мандалы с научной точки зрения.

Первую мандалу он создал в 1916 году, и за два года практики отточил искусство, и каждый день являл миру неповторимые великолепные изображения. За годы изучения этого искусства и его духовной подоплёки он выяснил, что каждая его мандала отображает внутреннее состояние на момент рисования. Юнг начал использовать свои рисунки для фиксирования своей психической трансформации и в конечном итоге пришёл к ошеломительному заключению. Профессор открыл, что с помощью методики мандалы можно проявить уникальную индивидуальность человека, побороть его страхи и заглянуть "внутрь" себя. А позднее сделал вывод, что сама "мандала" — это целостность (как он называл её, "самость"), которая появляется тогда, когда всё гармонично. Это самый мощный архетип, он часто присутствует в сновидениях. Это священное пространство, которое защищает центр и тесно перекликается с защитой центра человеческой личности (внутреннего "я") от внешних посягательств и выставления на показ.

Мандала — простой рисунок, помещённый в круге, изображение не требует особых правил, строится спонтанно, выражая внутренние переживания. Почему же обычный рисунок имеет важное значение и большое воздействие на нас?

Дело в том, что круг является символом, который отражает глубинные и общие части сущности личности. Человек, изображающий мандалу, воздействует на себя самого через образы, позволяя осознать свои внутренние механизмы и силы, которые способствовали созданию этого образа.

В мандале отображается рисунок души, который создаёт "самость", она отображает направление движения "самости", создавая основу, которая раскрывает уникальность человека.


Что же дает работа с мандалой?

Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете познать самого себя и мир вокруг вас.

Сочетание работы с мандалой и медитации дают большую концентрацию, внутренние процессы более направлены, ориентированы на цель медитации (это может быть и расслабление, и визуализация, и работа с иными задачами).

Когда можно использовать мандалы:

  • невозможность сосредоточиться на чем-то
  • слишком частые ошибки в работе
  • ухудшение памяти
  • слишком часто возникает чувство усталости
  • мысли часто улетучиваются
  • довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • повышенная возбудимость
  • работа не представляет прежней радости
  • потеря чувства юмора
  • резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
  • пристрастие к алкогольным напиткам
  • постоянное ощущение недоедания
  • пропадает аппетит, потерян вкус к еде
  • невозможность вовремя закончить работу

Таким образом, мандалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации.

 Практическая часть:

Инструкция:

  •  во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
  • ​ дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
  • ​ не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Включается расслабляющая релаксационная музыка.

 Делаем глубокий вдох и выжох. Наблюдая за своим дыханием, постепенно, все более расслабляетесь, наполняясь теплом и спокойствием. Глаза закрыты, вы  как бы созерцаете чистое пространство круга, стараясь удерживать свой взгляд внутри очерченного пространства. Когда почувствуете, что достигли максимального расслабления, возможного для вас на данный момент, то направьте свое внутренне внимание на ту проблему, тему или жизненную задачу, которая наиболее для вас сейчас актуальна. Представте,что вы находитесь по середине этого круга. Прислушайтесь к своим ощущениям в теле, может быть, вам представятся некие абстрактные или конкретные образы, которые будут ассоциироваться с этой темой. Прислушайтесь к тем чувствам, ощущениям, которые вызывает у вас эта тема.

Затем разместите в центре мандалы свой портрет. Посмотрите на не раскрашенное место мандалы возле портрета, теперь на краски или карандаши или пастель. Какой цвет первый вам бросился на глаза. Доверьтесь этому. И не важно, приятен он для вас или нет, вписывается в логику вашей темы или нет – возьмите его.

В некоторых случаях, возникает потребность выплеснуть накопившиеся эмоции – дайте им проявиться в процессе рисования с той страстностью, с тем темпом и цветом, который просится. Это может быть и один цвет, например черный, красный или серый. Дайте возможность выплеснуться этому цвету в полную силу, зарисовав им весь круг и, может быть не один. 

Раскрашивайте.( выдаются бланки мандалы )

Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.

Знакомство с цветотерапией и символикой мандал.

Когда работа с мандалами подходит к концу и у большей части группы готовы рисунки, психолог выводит на экран или вешает на доске значение цветов в мандале:

На что следует обратить внимание на рисунке

Центр– непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство.

Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собой.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Дополнительную интерпретацию можно получить, соотнеся рисунок со стадией архетипического круга Джоан Келлог .

Цвета в мандале.

При интерпретации нужно опираться не только на культурное значение цветов, но и на то, как автор трактует тот или иной цвет.

Красный

Уверенность в себе, страсть и захлестывающие эмоции, сила, воля к выживанию, либидо, но в то же время - ярость, деструктивная злоба и страдания. В сочетании с черным - агрессивные тенденции. Отсутствие красного - пассивность и неспособность добиваться своего.

Желтый

Солнце, счастье, разрешение конфликтов и приближение новой главы в жизни. Хороший ум, любопытство, целеустремленность и живость. Чистый желтый означает позитивное отношение к отцу, затемненный - негативное.  

Зеленый

Естественное самообновление, рост, способность творить, исцелять себя. Зеленый цвет — это объединение матери (голубой) и отца (желтый) - способность заботиться и защищать.  Много зеленого – чрезмерный внутренний контроль, ригидность, гиперопека.  

Бирюзовый

Цвет исцеления, контроля болезненных воспоминаний.

Персиковый

Чувственность, отзывчивость, ответственность, высвобождение творческого потенциала, рассвет сексуальности.

Оранжевый

Власть, потребность в самоутверждении, высокие амбиции, противостояние авторитетам, эмоциональную зависимость от отца. Для женщин - эмоциональная зависимость от мужчины.

Коричневый

Возможность новых начинаний, низкая самооценка, потребность в безопасности, внутренние противоречия, конфликтные отношения с матерью.

Бордовый

Потребность в исцелении старых ран и решения проблем.

Черный

Концентрация, агрессия, разрушительный импульс. Обилие черного - признак депрессии, психологическая смерть – как начало новой жизни.

Голубой

Спокойствие, безмятежность, безусловная любовь, забота и сострадание (материнство). Темно-голубой у женщин - поглощающее материнство, обилие голубого у мужчин - пассивность.  

Индиго (темно-синий цвет)

Свидетельство тяжелых переживаний и событий, недоверчивость, попытка пережить депрессию. Потерю, замешательство. Пробуждение интуиции, достижение мудрости. Вместе с красным - борьба за независимость и преодоление симбиотической связи.

Фиолетовый

Мистическая идентификация, духовность, воображение, паранойя. Обилие – эгоизм, авторитарность и поглощенность самим собой и взгляд на себя как на находящегося вне или выше человеческого сообщества. Тёмно-фиолетовый в центре - зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.

Сиреневый

Одухотворенность, чувство оторванность от физического тела, зависимость от фантазий и уход от реальности. Часто встречается у людей, страдающих респираторными заболеваниями (кислородное голодание).

Розовый

Женственность, наслаждение чувственностью, невинность, удовольствие и боль, связанные с жизнью в физическом теле. Много розового - уязвимость, страх разоблачения и потребность в заботе. Сочетание с черным – склонность к саморазрушительным тенденциям.

Фуксия

Готовность начать обучение, творческий проект или высказывание своего мнения. Отрицательное значение - нетерпение, эгоизм или потеря концентрации из-за чрезмерной эмоциональности.

Серый

 

Отсутствие или недостаток эмоций, чувств, поиск почвы под ногами в решении мучительной внутренней проблемы, чувство вины, подавленное состояние, депрессия.

Белый

Непорочность, духовность, ясность и готовность к изменениям, в то же время – потеря энергии. Жемчужный эффект – попытка скрыть что-то важное, сокровенное.

 

  1.  Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с понятием мандала, ее символикой, значением, узнали, в каких случаях и как можно использовать, а также затронули свой личный опыт.

Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, сказать, с каким настроением вы уходите, есть ли представление о том, как можно использовать эти знания в вашей жизни.

Раздается анкета « Обратная связь».





Используемая литература:

  1. Вознесенская В. Мандалы. Магические рисунки для счастья, любви, удачи/ В.Вознесенская. ООО “Издательство АСТ”.
  2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.
  3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006г.
  5. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Интернет ресурсы:

  1. Интерпретация мандал: http://highway14.ru/psixologiya/rabota-s-mandalami.html
  2. Ковалева В. Магия Мандалы. Режим доступа: http://thelib.ru/books/kovaleva_valentina/magiya_mandaly-read.html
  3. ЭжениМакКвин. Мандала-круг жизни. Режим доступа: http://www.indao.info/index.php/eugenie-mcqueen-books/mandala-life-circle
  4.  Игорь Безручко https://www.b17.ru/article/6881/
  5. Шпакова Елена Валерьевна https://multiurok.ru/files/zaniatiie-istsieliaiushchii-krugh-mandala.html

Приложение 1: 

Приложение 2:

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________________________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Ваши мысли после занятия __________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Мандала на кинетическом песке».

С кинетическим песком я познакомилась больше года назад, и с тех пор он прочно поселился в нашем психологическом пространстве. Детям очень полюбился этот материал, и игры с живым песком, или волшебным...

Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»...

Арт-терапевтическое занятие с педагогами, направленное на профилактику профессионального выгорания

Арт-терапевтическое занятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоцио...

Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала – как отражение внутреннего Я»

Сегодня мандалы – это доступный и простой способ в решении многих трудностей, с которыми каждый из нас может столкнуться на жизненном пути, это уникальный метод, поскольку подходит всем людям, в...