Рабочая программа дополнительного образования "Моя Родина - Россия"
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа дополнительного образования "Моя Родина - Россия" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moya_rodina-rossiya.docx497 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Тёма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200524_133829.jpg

Пояснительная записка.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

 В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен,  сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

 Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

     Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

        - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

                     Актуальность проблемы

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

                      Цель разработки -  формирование социально-активной личности;

                     Задачи:

               - формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

  • воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.

      Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

  1. 1.Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

                  Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Инд.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Совместная работа детей с родителями (домашние задание)

ИЗО деятельность

Викторина

Групп.

Подгрупп.

Инд.

Освоение прав  детей

Беседы

Педагогические ситуации

     Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  5. Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  6. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  7. Название планеты, на которой мы живем;
  8. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

                  Примерные виды интеграции области «Социализации».

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и

оптимизации образовательного

процесса

Коммуникация   (развитие свободного общения со взрослыми и

Детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации»

Продолжительность НОД– 30 минут

  1. 1 группы по 10 человек
  2. 2 НОД в месяц для группы
  3. В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
  4. Мониторинг образовательной деятельности:   2 раза в год (вводный – в сентябре,  итоговый – в мае).

Перспективное планирование

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1. «Земля – наш общий дом»

2. «С чего начинается Родина?»

Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»

2.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Декабрь

1. «Что такое генеалогическое  дерево»

2. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.

Январь

Февраль

2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

3. «Права и    обязанности  ребёнка»

1. «Защитники  земли русской»

2. «Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Отражение народных традиций в национальном   костюме»

2. «Русские народные  промыслы»

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мы – патриоты»

Итоговое  интегрированное НОД    на тему: «С чего начинается Родина»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...