Значение пальчиковой игры в развитии дошкольников
методическая разработка

Данный материал будет полезен воспитателям,родителям,логопедам.Статья раскрывает значение и пользу пальчиковой игры для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument.docx843.39 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  пальчиковой игры в

развитии дошкольника.  

Подготовила:Воспитатель Ахметвалиева Альфия Мияссаровна 

Описание материала: Представляю вашему вниманию подборку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов а также родителей.

Цель: Развитие логоритмических способностей детей.

Простая и веселая пальчиковая гимнастика принесет огромную пользу для развития моторики  малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Тренировка мышц руки, как нельзя лучше помогает в развитии мелкой моторики крохи.

Пальчиковые игры это простые и веселые упражнения, которые помогают налаживать прочный эмоциональный контакт родителя с ребенком. Для малыша нет ничего интереснее игры, а игры с пальчиками очень увлекательны и поэтому так нравятся детям.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Какое действие оказывает пальчиковая игра:

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. 
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. 
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 

Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями. 

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития.

О пользе пальчиковой гимнастики.

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;

Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками) и речевым центром  мозга. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры.

 "С добрым утром!"

С добрым утром, глазки!       Указательными  пальцами  поглаживать  глаза

Вы проснулись?                     Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него

С добрым утром, ушки!            Ладонями  поглаживать  уши

Вы проснулись?                      Приложить  ладони  к  ушам    как "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!            Поглаживать  то  одну, то  другую  ручки

Вы проснулись?                          Хлопки  в  ладоши

С  добрым утром, ножки!          Поглаживание  коленок

Вы проснулись?                           Потопать  ногами

С добрым утром, солнце!           Поднять  руки  вверх, посмотреть  на  солнце

Мы  проснулись!                              (Посмотреть  вверх)

 

"Наша группа"

В нашей группе  все  друзья,

Самый  младший - это я.

Это  Маша, это  Саша, это  Юра, это  Даша

Это  Петя, это  Коля, Это  Юля, это  Оля,

Это  тоже  наш  друг-

мальчик  Павлик  тут  как  тут.

 

 "Зайка и ушки"

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед)

 "Кто приехал?"

Кто  приехал? (соприкасаются  большие  пальцы)

Мы, мы, мы (соприкасаются  остальные  четыре  пальца).

Мама, мама, это  ты?  (соприкасаются  большие  пальцы)

Да, да, да  (соприкасаются  указательные  пальцы).

Папа, папа, это  ты?  (соприкасаются  большие  пальцы)

Да, да, да  (соприкасаются безымянные  пальцы).

Ах, сестричка, это  ты?  (соприкасаются  мизинцы)

Да, да, да  (соприкасаются  мизинцы)

Все  мы  вместе  да, да, да! (соприкасаются  все  пальцы  вместе)

"Здравствуй"

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

    Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю.

Я вас всех приветствую.

"С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?        Указательными пальцами поглаживать глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?        Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?        Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?        Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся!

(проснулась)        Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

"Гости"-русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

"Братцы"

Засиделись в избушке братцы.        Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться        Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.        Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.        Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции.

"Моя семья"

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

"Твоя ладошка"

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

"Гости"

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,(большой и средний)

Рад Серёжа,(большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

"Гномики"

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

"Гном"

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

    "Домик"

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )

Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )

Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

"Ёжик"(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

"Замок"

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

"Комар"

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

"Котик" (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

"Котёнок"

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

"Курочка"

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

"Кошка"

По ладошке по дорожке, 

Ходит маленькая кошка (водим пальцем по ладошке малыша)

В маленькие лапки 

Спрятала царапки. 

Если вдруг захочет 

Коготки поточит. 

Цап-царап (щекочем ладошку)

"Торт"

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) 

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто) 

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу) 

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга) 

И кокосовою кpошкой 

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук) 

А потом заваpим чай — 

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую) 

"С базара однажды хозяйка пришла..."

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку

, Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох? Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох. Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития дошкольников.

Презентация к родительскому собранию....

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Духовно и физически ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Познавая мир через игру, он становится более внимательным, дисциплинированным и ловким, у него развивается память и вообра...

Статья: Значение развивающей игры в развитии дошкольника.

          Развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.           Играя, ребенок...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Статья на тему: "Значение ролевой игры в развитии дошкольника"

laquo;Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» Я.Корчак...