Мастер - класс по теме "Здоровье детей в наших руках".
материал (младшая группа)

Мастер-класс для педагогов по теме "Здоровье детей в наших руках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Здоровье детей в наших руках»

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ №22

«Журавушка»

 Семёнова Т.С.

2020г. 

Целью сегодняшнего мастер – класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ ,познакомить с методикой проведения;

2.Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми разных возрастов;

3.Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий

Ход мастер – класса:

Вступление:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

С прекрасным  настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс, тема  которого:

 «Здоровье детей в наших руках»

Притча: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов возразил: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать, решать — куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы.

— Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?(Ответ педагогов)

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — гласит восточная мудрость.

Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Итак ,тема нашего Мастер-класса посвящена – здоровью.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье  неразделимы.

 

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В.А. Сухомлинский)

Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

 Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе  взаимодействия  ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

  • Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:
  • Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
  • Сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Здоровьесберегающие  педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1. Физкультурные занятия 

2. Утренняя гимнастика 

3. Подвижные и спортивные игры 

4. Пальчиковая гимнастика 

5.Артикуляционная гимнастика 

6.Гимнастика для глаз

7. Релаксация 

8. Бодрящая гимнастика 

9.Коррегирующая гимнастика  

10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультминутки

12. Физкультурные прогулки

13. Спортивные праздники

Релаксация   –это один из путей преодоления внутреннего напряжения. Мы помогаем детям  успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя.

«Солнечные лучики»

Закройте глаза ,и представьте ,что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочут кузнечики ,поют птички .Вы чувствуйте теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки ноги лицо .Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений . Вы ощущаете себя частью природы .Эту улыбку вы   подарите своим друзьям ..

Сделайте вдох ,выдох, и  на счет три откройте глаза.1,2,3 Ваша прогулка была чудесной.

Пальчиковая гимнастика – это, как правило, инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры незаменимы: малыши учатся связно говорить, чувствовать себя уверенно. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы. Проводится в любой удобный отрезок времени.

«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен всем, ребятам!

(Показываем большой палец.)

«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Массаж ладоней и пальцев рук:

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)

  • Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками (приговорками).

Грабли в руки мы возьмём,

И немного погребём.

Быстро руки отряхнём,

Чисто вымоем потом.

Вытрем сухо-сухо руки,

Мы совсем не знаем скуки.

  • Массаж ладоней шестигранным карандашомГрани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Упражнение « Вертолёт».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Отправляется в полёт

Необычный вертолёт.

  • Массаж с прищепками 

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.) 

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!». 

  • Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.(возьмите шарики). Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

  • Этот маленький дружок называется  -Су Джок
  • Я его в руках катаю свои пальцы разминаю
  • Будут пальчики сильней ,а головушка умней.

«Ежик»

  • Бегал ежик по дорожке у него устали ножки
  •  Он катился и катился в правую ручку закатился.
  • Бегал ежик по дорожке у него устали ножки
  • Он катился и катился и в левую ручку закатился.
  • Бегал ежик по дорожке у него устали ножки
  • Он катился и катился и на ушка прикатился,
  • Он по ушку покатался покатался и на голову забрался
  • По головке покатался, покатался, покатался и спрятался.

Массаж с разными крупами и бусамиПеребирание круп или бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

  • Покатаю я в руках бусинки, горошки
  • Станьте ловкими скорей,
  • Пальчики, ладошки 1,2,3,4,5,начинаем мы считать,1,2,3,4,5 мы закончили считать.

Гимнастика для глаз - необходима для расслабления мышц глаз, снятия зрительной усталости и профилактики возникновения близорукости, а также для предотвращения ее прогрессирования.

 «Солнышко»

Солнышко вставало, солнышко тучки считало.

Посмотрело вверх, посмотрело вниз,

Вправо, влево, глазками поморгало

И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!

Но просыпаться надо.

Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.

(Дети гладят себя по щекам).

Лучиками провело и погладило. (Дети гладят себя по голове).

С успехом в своей работе используем элементы точечного массажа. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

 «Стенка, стенка потолок…»

  • Стенка (указательным пальцем показываем на правую щеку)
  • Стенка (указательным пальцем показываем на левую щеку)
  • Потолок(указательным пальцем показываем на лоб)
  • Три ступеньки (указательным и средним пальцем шагаем по губам)
  • Дзинь-звонок (указательным пальцем нажимаем на носик)

А сейчас мы хотим познакомить вас с ещё одним методом кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата.  Дыхательные упражнения проводятся с стихотворным и музыкальным сопровождениям. Мы предлагаем один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

 «ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

Встать прямо, ноги слегка расставить, 

руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз. 

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по  дорожкам), воспитания правильной осанки, умывание.

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки — ножки,
Потягушки — пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!

Вот проснулись! Потянулись!

С боку набок повернулись!

Сели, встали, сели, встали.

(упражнения у кроватки)

Ножками потопали, ручками похлопали

Ручками помашем, ножками попляшем

По дорожке пойдём топ-топ-топ.

Самомассаж -   проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

«Путешествие по телу». 

 Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое  стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки (моргание глаз)

Щёки, нос и две ноздри, пальцами массаж внутри

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой! (хлопанье руками)

«Дождик». Дети встают друг за другом, руки на спине соседа.

Дождик капает по крыше, бом – бом – бом!

(легко хлопают по спине ладошками)

По весёлой звонкой крыше, бом – бом – бом!

(перебирают пальчиками по спине)

Дети, дома посидите! Бом – бом – бом!

(легко стучат по спине кулачками)

Никуда не выходите! Бом – бом – бом!

(по спине водят рёбрами ладоней)

Поиграйте, посчитайте, бом – бом – бом!

(Руками массажируют плечи соседа)

А уйду, тогда гуляйте! Бом – бом – бом!

(гладят ладошками по спине)

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

«Поющие звуки»   «Вкусное варенье» (облизывание губ языком); «Блинчик» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу) «Часики» (улыбнуться ,открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта  в другой)

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет).

В период дневного сна, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться, мы напеваем мелодичные колыбельные. Обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.

 

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используем разнообразные формы работы: педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, домашнее задание. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительском уголке, в папках-передвижках: («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Крепкие зубы-залог здоровья».

«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).            

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, мы поделились с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Мы можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье наших воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для нас самое главное.

Будьте всегда здоровы! Спасибо за внимание!

Литература:

1. Литвинова М.Ф. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни» 

 

2. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы»   Под редакцией Вераксы Н,Е., КомаровойТ.С., Васильевой М.А.

3. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»

4.Ю.Соколова «Игра с пальчиками»

5.Шишкина В.А. « Движение +движение»

6.Губанова Н.Ф.» Развития игровой деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов - Технология «Сторисек» «Безопасность детей в наших руках!»

Знакомство педагогов с некоторыми методами и технологией обучениядошкольников правилам ОБЖ....

Мастер- класс для родителей "Безопасность детей - в наших руках"

Мастер- класс с родителями по изготовлению  индивидуальных фликеров...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.Задачи...

Мастер-класс для родителей "Безопасность детей в наших руках"

Мастер-класс для родителей "Безопасность детей в наших руках"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.З...

Мастер-класс для родителей «Здоровье детей в наших руках»

Материал предназначен для родителей....