Содержание уголков детского экспериментирования
консультация

Ардашева Галина Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_ugolkov_detskogo_eksperimentirovaniya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание уголков детского экспериментирования

(консультация для педагогов)

Задачи уголка: 

  • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.

2) Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

3) Место для приборов.

4) Место для хранения материалов (природного, «бросового»).

5) Место для проведения опытов.

6) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Младший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент

оборудования

Компонент

стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции:  «Семена разных растений», «Шишки», «Камешки», «Подарки зимы

( весны, осени)», «Ткани»         

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными чертами

(«Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент

оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции:  «Семена разных растений», «Шишки», «Камешки», «Подарки зимы

( весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- мини-музей (тематика различна, например «Камни», «Чудеса из стекла» и др.)

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными чертами

(«Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент

оборудования

Компонент

стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции

- мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные»,  «Изделия из камня»)

- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»;

- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

- проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие и запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

-  персонажи, наделанные определенными чертами

(«Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В помощь педагогу:

«Примерная структура занятия  - экспериментирования»

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

описание программы по экспериментированию...

Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

Все содержание уголка эксперементирование должно делится на три компонента: дидактический, стимулирующий и оборудование....

Содержание уголков экспериментирования

Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных групрпах...

"Содержание уголка природы и экспериментирования"

Содержание уголка природы и экспериментирования в ДОУ. Необходимый материал и оборудование для уголков, оформление....

Требования к содержанию уголка экспериментирования

В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования....