«ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ для сенсорного развития детей МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (младшая группа)

Горяева Юлия Рашидовна

Опыт работы с кинетическим песком для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika_2.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ для  сенсорного развития детей МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Горяева Ю.Р. воспитатель

 МДОУ «Детский сад «Чебурашка»  

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, и способствует реализации интеллектуального и творческого потенциала детей. Здоровьесберегающая деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включает воздействие педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от показателя здоровья детей, профессиональной компетентности педагога, условий дошкольного образовательного учреждений и программы, по которой работают педагоги.

Под здоровьесберегающей технологией целесообразно понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающие важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка и воздействие на здоровье. Эта совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий направленных на защиту и обеспечения здоровья, формирования ценного отношения к своему здоровью. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести арт-терапию.

Арттерапия  – способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-многое другое.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в более успешном прохождении ребенка младшего дошкольного возраста к адаптации к условиям ДОУ.

На протяжении нескольких лет в своей работе с детьми мы используем эту технологию. Арт-терапия  актуальное направление в дошкольной практике, которое, в большинстве случаев, реализуется невербальными методами и имеет ряд преимуществ по сравнению с вербальными:

  1. занятие творческой деятельностью (игра, лепка, рисование красками, карандашами, игра с песком и др.) – естественная форма активности и средство самовыражения ребенка;
  2. дети младшего дошкольного возраста в некоторых случаях недостаточно хорошо владеют речью и затрудняются в словесном описании своих переживаний и окружения, поэтому использование арт-терапии имеет особое значение.

Среди многих арт-терапевтических методов мы выделяем песочную терапию.

Эффект песочной терапии:

  1. позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
  2. положительная динамика в развитии:
  • образного мышления;
  • тактильной чувствительности;
  • зрительно-моторной координации;
  • ориентировки в пространстве;
  • сенсор-моторного восприятия.

Применяя в свое работе песочную терапию мы познакомились с таким материалом, как кинетический песок.

Кинетический песок – уникальный материал для занятий и игр с детьми всех возрастов. По структуре, кинетический песок подобен влажному и пластичному пляжному песку. Он отличается мягкостью, текучестью, а во время работы руки детей остаются чистыми, 

Каждое игровое занятие с использованием любого песка имеет свои структурные особенности:

  1. Разминка или разогревающие игры - этап прикосновений и игр на поверхности песка (снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах).
  2. Непосредственно обучающая часть - дидактические игры и упражнения на развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
  3. Завершающий этап - выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы (приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих чувствительных возможностях, а так же о свойствах предметов, которые их окружают).
  4. Рефлексия.

Знакомство с материалом

«Здравствуй, песок».

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Поговорите с ребенком о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.

Закапываем ручки

Даже взрослому приятно погрузить свою руку в эту чудесную массу, а уж ребенок тем более с удовольствием будет прятать и откапывать свою ручку.

Лепка.

Попробуйте вместе с ребенком скатать колобка, расплющить его. Сделать из песка гору, забор.

Использование формочек.

Здесь подойдут обычные формочки для песка. Но можно разнообразить игру, взяв формочки для кексов или любые маленькие емкости.

«Мы – кондитеры»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть стекой.

Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части«Угости тортиком кукол».

Штампики.

«Угадай-ка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

«Фигуры»

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

«Втыкание разных предметов»

Дети любят втыкать в песок тонкие длинные предметы. Можно использовать синельную (пушистую) проволоку, соломинки, спички, счетные палочки.

«Кто выше»

Цель: знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

Формы, сделанные из кинетического песка очень прочные, но как только давление сверху достигает определенного предельного веса – строение рушится.

Данное свойство можно использовать для игры, задача которой – построить башню как можно выше.

«Рисование на песке»

Это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка, так и на усмотрение взрослого: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию, соединить две фигуры и т. п.

«Больше-меньше»

Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.

Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.

«Трафареты»

Цель: продолжать закреплять представление о свойствекинетического песка – сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт» и др.

Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.

С помощью тематических трафаретов, можно закреплять не только тему «Транспорт», но любые другие.

 «Платочки»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка – сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

Предложить ребенку украсить платочек для куклы, для примера показав, как украсил сам взрослый.

Украшать платочек можно с помощью печаток, стек, палочек.

Взрослый должен обращать внимание на расположение узоров.

Во время деятельности с песком, мы используем:

  1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки».
  2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы»
  3. Дидактические игры-упражнения:

Археологи. Взрослый закапывает игрушку (ребёнок не знает, какую именно). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закапываем 2-3 предмета. Ребёнок раскопает один из них и на ощупь пробует определить, что это.

Прятки.

Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.

Дети очень любят искать спрятанные предметы.

Для этой игры взрослый прячет в кинетическом песке любые фигурки, пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.

Необыкновенные следы. «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребёнок расслабленными или напряжёнными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок).

Наша практическая деятельность подтверждает слова К.Д.Ушинского, что: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Каждый ребенок когда-нибудь находил потерявшуюся в песочнице игрушку. На этом подносе дети с фасолью могут обнаружить не видимые по началу «сокровища». Ребенок должен найти предмет и дать ему название. Чтобы интерес к игре у кладоискателя не пропадал, следует время от времени прятать новые «сокровища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...

Отчет по самообразованию: Рисование песком в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе....

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Проект сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста " Многогранный мир песка"

Многогранный мир песка. Цель проекта: Разработка и апробация программы сенсорного развития детей младшего  дошкольного возраста, по трем направлениям работы (работа с детьми, родителями, пед...

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...

Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Актуальность Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с мн...