Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
методическая разработка

Пичугина Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа

детского творческого объединения

«ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaja_petelka.docx57.47 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»

Безымянный 3.JPG

Рабочая программа

детского творческого объединения

«ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»

Разработала:

воспитатель Пичугина Т.Г.

Лесосибирск – 2016

Пояснительная записка.

 Концепция программы.

 В процессе занятий вязания крючком формируются все психичекие процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.

 Актуальность.

Занятия в кружке вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результата своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.

Цель программы.

Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию; формирование творческой личности через творческую деятельность, проявление инициативы и самостоятельности.

Задачи программы.

Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать самостоятельность в решении творческих задач;

Воспитательная. Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.

Принципы содержания программы.

1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.

3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4.0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.

6. Общие принципы содержания и технологии программы: содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины).

В программе в раздел "Азы вязания" входит  аппликация, вязание.

Программа предполагает использование аппликаций,  вязаных изделий,  панно, для создания тематических выставок.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Срок реализации программы:

Продолжительность реализации программы – 2 года.

Предусматриваются 2 этапа работы:

1- "Азы вязания";

2."Первые изделия»;

Занятия ДТО проводятся 1 раз в неделю, желательно в  форме организации ручного труда детей в мини – группах (не более 7 детей).

Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с группой детей – не более 30  минут. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок  работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В работе ДТО принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.

Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы ДТО предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа  дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;

-знают историю древнего рукоделия;

-правильно сматывают клубок;

-шьют швом "через край";

-различают нитки (шерсть, синтетика);

-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;

-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.

Для детей первого года обучения характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.

После 2 этапа дети выполняют:

-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);

-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);

-учатся обвязывать носовой платок по краю;

-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);

-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);

-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;

-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;

-используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки работ детей;

-дни презентации детских работ родителям;

-развлечения.

Учебно-тематический план.

Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Курс обучения в кружке рассчитан на 2 года — в старшей и подготовительной группах. Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

Содержанием второго года обучения является формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», приема обвязывания края, изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.

 Первый год обучения – "Азы вязания".

Наименование темы

Часы

1

Знакомство со страной    "Вязанией".  

Сказка "Волшебный крючок".

 

1

2

Сказка "В страну Вязанию".  Советы "Как правильно смотать клубок"

Азы вязания: цепочка из      воздушных петель.

1

3

Цветочная поляна -  аппликация из  воздушных петель.

1

4

Сказка "Волшебные нитки".  

Освоение вязания цепочки из  воздушных петель.

1

5-6

Рябиновая ветка.

2

7

Сказка "Умелые пальчики".

Самостоятельное вязание  цепочки: у кого длиннее

цепочка.

1

8-9

Ёжик – аппликация из воздушных петель.

2

10

Самостоятельное вязание  цепочки.

1

11

Самостоятельное вязание разноцветных  цепочек.

1

12

Красивые занавески – аппликация из цепочек воздушных петель.

1

13

Самостоятельное вязание разноцветных  цепочек. Вязание столбиков без накида (прямоугольное полотно). 

1

14

Выкладывание букв, цифр из  вязаных цепочек.

Вязание столбиков без накида (прямоугольное полотно).

1

15

Самостоятельное вязание разноцветных  цепочек.

1

16

«Солнышко» - аппликация из цепочек воздушных петель.

1

17

Самостоятельное вязание разноцветных  цепочек.

1

18-19

Аквариум – аппликация из цепочек воздушных петель.

2

20-21

Новогодняя картинка.

2

22-23

Коврик столбиками без накида.

2

24

Валентинка - выкладывание сердечка из вязаных цепочек.

1

25

Подарок папе (Плывёт, плывёт кораблик).

1

26-27

Подарок маме (мимозы).

2

28-29

Салфетка для куклы.  Круг, обвязанный столбиками с одним накидом или двумя накидами.

2

30

Карандашница.

1

31

Колобок.

1

32

Одуванчики.

1

33

Подсоднухи.

1

34-35

Оформление детских работ  для выставки "В стране

Вязании".

2

Список литературы.

1. Новикова И. В. «Вязание крючком в детском саду». - Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Ракова С.А. «Вязание крючком».- Ярославль: Академия развития, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...

Рабочая программа творческого кружка "САМОДЕЛКИН"

Нетрадиционное рисование, пластилинография, аппликация......

Рабочая программа творческого кружка «Бисерная сказка»

Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии учащихся. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они уча...

рабочая программа творческой мастерской "Жар-Птица" для детей 5-7 лет

Программа  ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная прогр...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.   Содержание Программы представл...