Исследовательская деятельность дошкольников .
презентация к уроку (старшая группа)

Моржакова И.Н.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_doshkolnikov.pptx122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовательская деятельность дошкольников» . Вос – ль: Моржакова И.Н.

Слайд 2

Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. У.Эмерсон

Слайд 3

Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Слайд 4

«Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Слайд 5

Задачи исследовательской деятельности. Старший возраст. 1 . Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 2.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно. 3.Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. 4.Развитие желания пользоваться терминологией.

Слайд 6

5-6 лет Период любознательности. Привычка задавать вопросы, самостоятельно искать на них ответы. Осваивают приемы классификации. Формулируют задачи самостоятельно. Воспринимают инструкции по технике безопасности. Устанавливают причинно-следственные связи. Делают выводы. Образно-символический материал. Опыты. Эксперименты. Собирание коллекций. Все типы материалов с более сложным материалом. Геометрические эталоны. Человек. 6-7 лет Детям доступны сложные умственные операции. Выдвигают гипотезы, проверяют их истинность. Делают выводы о скрытых свойствах предметов. Хорошо дифференцируют, самостоятельно придумывают методику проведения исследования. Могут работать самостоятельно. Выполняют правила безопасности. Владеют графическими и практическими способами фиксации результатов. Опыты. Длительные эксперименты. Собирание коллекций. Собирание гербариев. Экспериментальные задачи. Все типы материалов с более сложным материалом. Агрегатные состояния воды. Особенности исследовательской деятельности дошкольников.

Слайд 7

Алгоритм проведения исследования 1.Выявление проблемы, которую хотелось бы исследовать. 2.Выбор темы исследования. 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, зачем проводится исследование), (выявить, изучить, определить). 4.Определение задач исследования (основных шагов ) . 5.Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза- это попытка предвидения событий . 6.Составление предварительного плана исследования. 7. Проверка гипотезы (проведение эксперимента, опыта, наблюдения). Вывод. 8.Возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Слайд 8

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей. Поддержание повышенного интереса детей к деятельности. 2. Создание в группе благоприятного микроклимата. 3. Создание в группе условий для детского экспериментирования в совместной и самостоятельной творческой деятельности детей. 4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов. 5.Обучение детей: ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки. 6. Обучение детей наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. 7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей. 8. Привлечение родителей к исследовательской деятельности.

Слайд 9

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; 2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: 3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности: -действие показывает педагог; -действие повторяет или показывает кто-либо из детей; -действие повторяет ребенок, -действие осуществляют все вместе . 4. Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение . 5. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики. 6. Педагог должен видеть весь коллектив детей и, также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта. 7. Во время исследований должна быть спокойная обстановка. Правила безопасности при проведении исследовательской деятельности.

Слайд 10

Памятка воспитателю. 1.Учить детей действовать самостоятельно . 2.Не сдерживать инициативы детей . 3.Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно . 4.Не спешить с вынесением оценочных суждений . 5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: -прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями . -формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования 6.Учить анализу, синтезу, классификации, информации .

Слайд 11

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.

Слайд 12

Литература: А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». О.В.Дыбина «Неизведанное рядом». И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование». Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром». Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л.Н.Прохоровой . А.И.Савенков «Путь к одаренности . Исследовательское поведение дошкольников». Н.Рыжова «Игры с водой и песком»Обруч 1997.№2 . Т.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»- Дошкольное воспитание2003 №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...