Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
статья

Куприянова Анна Игоревна

Тай-тай, налетай! Кто в игру играй! - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры с этих слов начинающиеся "жмурки", "казаки-разбойники", "салочки" и сколько им лет этим играм. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психическихпроцессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана  ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Тай-тай, налетай! Кто в игру играй? - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры после этих слов начинающиеся «жмурки», «казакам-разбойникам», «салочки» и сколько лет этим играм. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Современная концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на признание самоценности дошкольного детства. Исходя из этого, задача педагога - обеспечение условий для полноценного проживания этого уникального периода в жизни ребёнка. Народные игры могут стать основой формирования гармонически развитой, активной личности и способствовать развитию нравственных и физических качеств ребёнка.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

В народной игре много юмора, шуток, задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, прибаутками. Они составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные игры можно разделить на несколько типов:

  • игры, отражающие отношения человека и Природы
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
  • игры по религиозно-культовым мотивам
  • игры на находчивость, быстроту и координацию
  • игры на силу и ловкость
  • военные игры

Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя во всевозможные подвижные игры. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне» — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте.

Игра начинается со считалки.

Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.

Считалки - это короткие рифмованные стихи, как правило весёлые и смешные. Иногда их придумывают сами дети, но чаще ребята пользуются теми, которые написаны поэтами. В простейшей форме считалка - это счёт. Счётом решают, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.

Вот несколько простых считалок:

Сначала одна из самых старинных, дошедших до нас ещё с прошлых веков.

- Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал? Лыко драл.

Куда клал? Под колоду.

Кто украл? Родион.

Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф! Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой,

Оказался он живой!

И ещё про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыка драл» себе на лапоточки.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи- ка там кота.

 Мальчик, с пальчик нашёл стаканчик.

Стакан разбился, лимон покатился.

Стакан, лимон- выйди вон.

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

-Здравствуй, Мишенька-друок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять,

Выплывает белый месяц.

Кто  до месяца дойдет, Тот и прятаться начнет.

Методика организации игры

Перед педагогами ставится главная задача - найти методы взаимодействия с детьми. Именно игра занимает центральное место в их жизни, где они чувствуют себя в безопасности, комфортно, ощущают психологический простор и свободу.

Важная роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию, умеет пригласить столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры,- всё это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «Я»;

- ни в коем случае в игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей;

- недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям;

- используемые для игр атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны;

каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого- умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным и надоевшим.

Педагогу следует помнить, что главная его задача- научить детей играть активно и самостоятельно.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

  Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....

Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....

Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....