Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
материал на тему

    Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Галбайский детский сад»

Доклад

на тему:

Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель Ардуева Т.Д-Д.

2017 г.

Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа.

Игра – удивительный продукт человеческого воображения, его фантазии.

Возникнув в незапамятные времена, игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира.

Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний,

как история, этнография, педагогика, теория и методика физического воспитания.

Трудно представить себе людей, не имеющих своих национальных игр.

Самобытные игры бурят изучали Г.Н.Потанин, Л.В.Потанина, М.Н.Хангилов,

С.Д.Шагдарон, Б.Д.Очиров и другие в разных районах Бурятии, Усть-Ордынском и

Агинском национальном округах. В их работах показано влияние природных

климатических, географических, производственных и других особенностей на

общественный уклад, культуру и язык народа.

О ценности народных игр говорил ещё К.Д.Ушинский и советовал: «обратить

особое внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их

и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство».

По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению

представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психических

процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к

обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют

национальные народные игры.

Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю,

уходящую в седую древность.

К самым древним играм можно отнести:

1) «хоргодоон»- прятки;

2) «урилдаажанаадаха»- бег наперегонки;

3) «дандаалха»- догоняшки;

4) «ээрэмшээхэ»- кружиться вокруг чего-нибудь, например костра,

догоняют друг друга вокруг костра.

Но наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения всех

монголоязычных племен были игры в «шагай наадан», в переводе «бараньи кости»

(лодыжки-альчики) или бабки.

Эта игра является отражением основного занятия народа- скотоводства, поэтому

(бараньи кости) означают пять видов животных:

1) «хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх - это козел (козлик);

2) «бухэ» (горбатый), упавшее выпуклой стороной вверх - это овца;

3) «морин» (конь), упавшие на бок ровной стороной, ребром - это лошадка;

4) «ухэр», упавшие на бок разной стороной-это бычок;

5) «тэмээн»- это кости, оказавшиеся в сидячем положении-это верблюд.

Игры «шагай»-имеют более десятка разновидностей известных нам :

1) «Хонхо, бухэтуулга»-собирание костяшек, упавших спиной и на спину;

2) «урилдаажанаадаха»- бег наперегонки;

3) «дандаалха»- догоняшки;

4) «ээрэмшээхэ» - кружиться вокруг чего-нибудь, например костра, догоняют друг

друга вокруг костра.

Но наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения

всех монголоязычных племен были игры в «шагай наадан», в переводе «бараньи кости»

(лодыжки-альчики) или бабки. Эта игра является отражением основного занятия народа-

скотоводства, поэтому (бараньи кости) означают пять видов животных:

1) «хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх-это козел (козлик);

2) «бухэ» (горбатый), упавшее выпуклой стороной вверх-это овца;

3) «морин» (конь), упавшее на бок ровной стороной, ребром-это лошадка;

4) «ухэр», упавшие на бок резкой стороной -это бычок;

5) «тэмээн» - это кости, оказавшиеся в сидячем положении-это верблюд.

Игры «шагай»- имеют более десятка разновидностей известных нам:

1) «Хонхо, бухэтуулга»- собирание костяшек, упавших спиной и на спину;

2) «Таалсалга»- отгадывание;

3) «Мори урилдаалган»-«конные скачки»;

4) «Хумнараа»- подкидывание тремя костяшками -бабками;

5) «Няһалалга»- щелканье;

6) «Хореобарилга»- постройка оград для скота;

7) «Хонгордоолго»- подкидывание;

8) «Табаршаалга»- подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;

9) «Шуурэлгэ»-хватание бабок горстью;

10) «Харбалга»-метание бабки (лодыжки) в бабку.

Игра «Таалсалга»

В игре «таалсалга» в обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети

отгадывают, в какой руке их больше, в какой-меньше. Если ребенок угадает, то берет

косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот самый внимательный и наблюдательный.

В этой игре дети также постигают устный счет, различают понятия «много»,

«мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, спрашиваю

«сколько?» «хэдыб?» ребенок отвечает «один» «нэгэн», если затрудняется подсказываю.

Затем добавляется еще один «хоёр, гурба» и т.д.

Игра «Хумнараа»- подкидывание 3-х косточек

Подкидывается три косточки. Дети называют кто у них упал: козлик или овечка,

лошадка или бычок. Но если все три косточки упали одинаково, все косточки забирает

себе.

Игра «Хорео барилга»

В игре «хореобарилга»- строительство ограды для скота или других

игрушечных зверят, дети учатся ставить предметы рядышком,

последовательно, усваивая понятия «широкий», «узкий», «длинный»,

«короткий», «большой» и «маленький».

Игра «Мори урилдаалга» -конные скачки

Двое детей строят стену в 10 альчиков-бабок. В начале стены по обе стороны

становятся «кони» участников. Играющие по очереди кидают «хумнараа». Начинает игру

тот, у кого все 3 бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то

этот участник передвигает своего коня на одну косточку веред. Если у другого упали

сразу 3 коня, тот делает скачок сразу через 2 бабки и обгоняет соперника. Кто первый

доберется до конечного альчика спины, тот победитель, но по желанию соперников их

кони могут обогнуть спину и бежать в обратном направлении.

Игра «ШоноТарбагашааха»

Считалкой выбирается «волк», остальные дети- «тарбаганы». Чертится два круга -

«норы». «Тарбаганы» перебегают из одной «норы » в другую. «Волк» их ловит. Дети

«тарбаганы» стараются не стать добычей «волка».

На прогулках в вечерний отрезок времени, дети очень любят играть в спокойную

игру «Алта нюуха» (прятать золотинку). Особенно нравится она детям круглосуточной

группы. Игра побуждает детей к теплым, дружеским взаимоотношениям, развивает у

детей наблюдательность, способствует преодолению стеснительности, робости. Иногда

игра проводилась как закрепление пройденного материала, или как репетиция к

утреннику.

Ход игры: по считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица,

обернутая фольгой).

Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий

должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети

должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку»

положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!»,

ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего

места. Иначе «золотинка» будет обязана спеть или сплясать. Обычно детям хочется,

чтобы его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка»

становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в

исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления

дети хлопают в ладоши и благодарят выступающего.

В игре «Дуу андалдаан» (обмен песнями) дети закрепляют выученные песни, учатся

ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для

детей старшей группы. Дети очень любят играть в игру “Ягаруухай”. Играющие становятся в круг и поют песню («Ягаруухай»), водящий в центре круга показывает то, о чем поют дети.

Раньше когда дети не имели такого разнообразия игрушек, как сейчас, они развлекались скачками, прыжками, прятками, игрой в бабки. Излюбленной игрой была «Шагай», участники которой должны были ловить бараньи косточки - лодыжки.

Бабки-лодыжки (шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям

стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают

любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые

лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда,

которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в

другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает

следующую и т.д.Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его

лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с

противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки.

Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

Табун (Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки,

изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки,

подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят

от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить

жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий

табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра

продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко

увести к себе в логово.

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн,зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку

и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка

или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или

вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки.

Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от

друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая

впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок-волк, другой - овца, остальные-ягнята. Волк сидит на дороге, по

которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут

ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», -говорит

волк. «А зачем нас ждешь?»- «Чтобы всех вас съесть!». С этими словами он бросается на

ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить

только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за

движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) Сурхарбан – праздник, посвященный началу лета. С наступлением лета меняется набор и характер игр: они становятся более динамичными, чем зимой. Характерной чертой этих игр является борьба между командами, отдельными участниками, либо одного игрока с группой участников. Широко были распространены подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, игры с ездой (верхом, на колясках)  и национальная борьба.  

Хангалов описал, как постепенно забывалась коллективная охота на зверей, но взамен ее был установлен «праздник стрельбы». По описанию представляется возможность судить о старинных формах этого вида народного состязания, когда вместо цилиндрических мешков мишенью были «тунки бай». Тункой называют кожаный круглый мешок, набитый шерстью. Он имеет 5 дыр: одну большую – в середине и 4 – маленьких – по бокам. Тунку ставили на расстояние 20-25 тетив и старались попасть в центральное отверстие. Бай – это войлочная квадратная мишень, одна сторона которой равнялась длине тетивы лука. В бай стреляли с большего расстояния, чем в тунку. В настоящее время из лука стреляют в «суур» - кожаные валики цилиндрической формы.

Конные скачки (мори урилдааан) – любимая спортивная игра бурят, бытующая с давних пор. В старое дореволюционное время в скачках участвовало неограниченное количество лошадей. Детям можно дать импровизированных деревянных лошадей и провести скачки. Эта игра нравится особенно мальчикам. После конно-спортивных состязаний национальная бурятская борьба (барилдаан) является самой популярной народной спортивной игрой. Без нее не проводится ни одно празднество.

Анализ литературы показывает, что многие детские игры выполняли следующие

функции:

• способствовали приобретению детьми трудовых навыков;

• готовили к трудовым нагрузкам;

• моделировали жизнь взрослых людей;

• воспроизводили жизненные ситуации, воссоздавали социальные

отношения между людьми.

Также с детьми можно поиграть в  интересную игру “Малгай нюулга”(прятание шапки)

Дети, принимающие участие в игре, садятся в круг. Кто-нибудь из играющих с шапкой в руке прохаживается снаружи круга. Дети как бы не замечают его, ибо сидят лицом вовнутрь круга. Воспользовавшись этим, он тихонько прячет шапку за чьей-нибудь спиной. Тот, за чьей спиной оставлена шапка, обязан вовремя обнаружить ее и, догнав ведущего, должен ударить его этой шапкой, если же он не догонит, то лишается своего места. Если же он, вообще, прозевал и ничего не заметил, то водящий, обойдя круг, подходит к ротозею и наказывает его легкими ударами шапки.

Роль водящего переходит к тому, кто своевременно не обнаружил за своей спиной спрятанного.

В процессе этой игры у детей развивалось внимательность, быстрота реакции, преодолевалась  робость, стеснительность при исполнении песен, танцев, рассказывании стихотворений и т.д.

Бурятский народ из поколения в поколение  посредством игры передавал свой фольклор. С этой целью можно использовать старинные игры. «Таабари таалсаха» (загадывание и отгадывание загадок),  «Алта нюуха» и т.д. Эти игры можно играть в вечерний отрезок времени, на прогулке. Игра побуждает детей к теплым, дружеским взаимоотношениям, развивает у детей наблюдательность, память, внимание.

Игра, будучи категорией вечной и абсолютной, в связи с развитием общества меняет свое содержание и форму. Она, являясь составной частью народной культуры, питает ум и душу человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр. Не будь самобытных игр у различных народов, не зародилась и не развилась бы человеческая цивилизация. Отсюда ясно, почему буряты, как и все народы планеты, к своим играм относятся так же серьезно и бережно, как и к другим сферам общественной деятельности.

Подводя итог, следует сказать, что игра- единственная деятельность, которая

выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в

игре, уникально. В этом плане игра - стратегически тонко организованное культурное

пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....

Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Тай-тай, налетай! Кто в игру играй! - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры с этих слов начинающиеся "жмурки", "казаки-разбойники", "са...