«Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с музыкальными инструментами»
статья

Клочкова Оксана Юрьевна

Выступление из опыта работы: «Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования игр с музыкальными инструментами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_lazareva_o.yu_.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы: «Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования игр с музыкальными инструментами»

Подготовила: Лазарева Оксана Юрьевна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития

ребенка - детский сад №33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

2020 г.

Основоположником методики обучения детей игре на детских музыкальных инструментах является Н.А. Метлов, который выдвигал свои идеи в данном направлении в 20-е гг. ХХ в. В это время в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т.д. Применительно к дошкольному возрасту в данной области проведены специальные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой и др. Разработанные системы ритмического воспитания направлены на формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствии с музыкой. Одним из основных средств реализации данных систем являлись музыкально-ритмические движения: упражнения, игры, хороводы, танцы. По мнению Б.М. Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки [1]. Чувство музыкального ритма имеет моторную и эмоциональную природу. Ритм является одним из выразительных средств музыки, передающим содержание. Поэтому чувство ритма, наряду с ладовым чувством, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Исследованиях К.В. Тарасовой показали, что усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в определенной последовательности: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка [2]. В ФГОС ДО среди видов деятельности для детей от 3 до 7 лет выделяется музыкальная деятельность, в которую входит игра на детских музыкальных инструментах [3]. Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста составляет формирование метро-ритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Особое внимание педагога на начальном этапе обучения должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. В его компетенцию входит: грамотный подбор репертуара и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов [4]. Следовательно, элементарное музицирование обладает большой возможностью в развитии у детей чувства ритма. Оно является одним из основных и любимых детьми видов музыкальной деятельности, в которой они активно действуют, воспроизводя на различных детских музыкальных инструментах определенный музыкальный ритм. Но в психолого-педагогической и методической литературе недостаточно раскрыта проблема развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах. Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что не всегда уделяется должное внимание игре на детских музыкальных инструментах как эффективному средству развития музыкальных способностей. Это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

Цель состоит в выявлении педагогических условий развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Объектом исследования выступает процесс развития чувства ритма у детей. Предмет исследования являются педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях: -     использование музыкальных произведений с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма (народная песня, танец, марш); -     поэтапное развитие чувства ритма: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка. -     наличие музыкальных инструментов со звуком неопределенной высоты деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков и т.д. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи: 

1. Теоретически обосновать проблему развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

 2. Выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

 3. Разработать и апробировать мероприятия, способствующие развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование; беседа; наблюдение; методы математической обработки данных.

В ходе выше перечисленных мероприятий, был сделан вывод: детские музыкальные инструменты используются в основном во время обучения игре на них, а также во время пения. Детский оркестр организуется редко, в основном при подготовке к праздникам. Таким образом, преобладает средний уровень развития чувства ритма, а организации работы по развитию данной музыкальной способности уделяется недостаточно внимания. Поэтому следующим этапом стала разработка и проведение мероприятий, способствующих развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Формирующий этап состоял из трех направлений: 1)     Проведение музыкально-дидактических игр и упражнений в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию. 2)     Проведение музыкально-дидактических игр в режимных моментах. 3)     Организация индивидуальной работы с детьми.

В процессе формирующего этапа было проведено: вводная беседа о детских музыкальных инструментах с использованием мультимедийной игры «Ритмическая ромашка»; разработаны ритмические упражнения, направленных на развитие чувства ритма, формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма); разработаны музыкально - дидактических игры, направленные на развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи с использованием детских музыкальных инструментов; подготовлен итоговый концерт для малышей «К нам гости пришли». Выступление оркестра музыкальных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков).

В процессе подготовки использовались музыкальные произведения, такие как народная песня, танец, марш с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма. Сначала детям предлагалось воспроизвести ритм звучащей мелодии хлопками, затем без мелодии. Затем дети выполняли движения (прыжки, повороты, движения рук под ритм музыки. Характерные особенности музыкальной речи, такие как акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д. передавались детьми соответствующими по эмоциональной окраске движениями, хлопками, притопами, плавными или отрывистыми движениями рук, ног и т.д.  После того, как большинство детей стали без особых затруднений выполнять данное упражнение, мы включали в него усложнение. Отметим, что у некоторых детей возникали затруднения, для устранения которых проводилась индивидуальная работа. Ритмические игры «Гусеница» и «Паровоз» являются однотипными, поэтому для поддержания интереса детей мы предложили их чередовать. Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте акцент ставится на развитие творчества и самостоятельности детей в музицировании, мы включили музыкально-дидактическую игру «Дирижер». В ходе непосредственной образовательной деятельности создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. Большое значение имело непосредственное участие воспитателя в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком. В процессе игр на музыкальных инструментах у детей развивалось чувство ритма, проявляющееся в музыкально-ритмических движениях, а также ладовый, ритмический и мелодический слух. Такие музыкально-дидактические игры как «Сильный и слабый дождь», «С кем дружит зайчонок?», «Наше путешествие», «Инструментальный хоровод», «Волшебный бубен», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи» и др. были направлены на развитие ритмического восприятия, слуховой памяти, внимания и исполнительских умений детей. При организации игр нередко возникали конфликты между детьми в выборе музыкальных инструментов. В последующем, чтобы предупредить данные конфликты, мы использовали «волшебный кубик», на гранях которого приклеены изображения детских музыкальных инструментов. Дети становились в круг (или по разные стороны), педагог вращал кубик, сопровождая свои действия словами (в последующем вместе с детьми): «Кубик медленно вращаем, Ручкой глазки закрываем. Кубик будет выбирать, На чем тебе сейчас играть!» После этих слов дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Итогом нашей работы стал концерт детей старшего дошкольного возраста, подготовленный для малышей, в котором дети под фортепианную музыку «Полька с хлопками» (муз. Е. А. Дунаевского), играли на бубнах и треугольниках, металлофонах, маракасах и др. В процессе подготовки к концерту дети осваивали определенные ритмоформулы, прослушивали и обсуждали выбранное музыкальное произведение, осуществляли совместный подбор музыкальных инструментов, необходимый по характеру музыкального произведения.  Таким образом, дети старшей возрастной группы обладают большими возможностями игры на детских музыкальных инструментах: они осваивают различные группы инструментов, а диапазон исполняемых ими попевок состоит их трех звуков. В работе большое внимание уделялось побуждению детей к самостоятельному музицированию, развитию умений музицирования в коллективной музыкальной деятельности. Основными методами и формами развития ритма детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах являлись музыкально-дидактические игры и упражнения, используемые в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию и в режимных моментах, организация индивидуальной работы с детьми и создание детского оркестра.

Список литературы:

  1. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. Ин-тов /Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Рябинина Д. Н. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре //Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 105-108.
  5. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс,2011.–352с.

Приложение 1

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ


«
Лесной оркестр»
Серый зайка музыкант,
Он играет в барабан…Бум- бум, бум- бум, бум- бум, бум- бум!
(ребенок – зайка играет ритмично на барабане).
А у белочки- резвушки
Озорные погремушки…Дзинь- дзинь, дзинь- дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
(ребенок- белочка играет на погремушках)
Тут лисичка к нам пришла, 
Колокольчики взяла…Динь- дон, динь- дон, динь- дон, динь- дон!
(ребенок-лисичка играет на колокольчиках).
Мишка ложками стучит,
Всех зверей он веселит:
Тук- тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук!
Эй, лесные музыканты!
Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте,
Вместе дружно заиграйте!
(Все дети играют на муз.инструментах одновременно).
«
Узнай, кто говорит?» 
(Выбирается водящий ребенок, который отворачивается и будет отгадывать, кто из детей отвечает, меняя голос).
Воспитатель: (читает текст)
Сидит кукушка на суку,
И громко нам поет …(Ку-ку! –отвечает ребенок, на которого показывает воспитатель. Он меняет голос.
Кошка на окне сидит,
С нами вот как говорит…(Мяу, мяу!-отвечает ребенок, на которого показывает воспитатель).
Вот и Жучка прибежала
И на кошку лаять стала…(Гав! Гав! -отвечает ребенок)
Корова тоже не молчит,
А громко- громко промычит…Му-уу!
На заборе петушок
Петь умеет хорошо…Ку- ка- ре- ку!
Курочка- хохлатка как зовет цыпляток? …Ко- ко- ко!
А цыплята прибежали, маме звонко пропищали…Пи- пи-пи!
Поезд набирает ход, прокатиться нас зовет…У- у- у !
Если праздник, детвора весело кричит…Ура!
«
Дождик»
Дождик капал на дорожку:
Кап, кап, кап.
Дождик капал на ладошку:
Кап, кап, кап.
Застучал по крыше он:
Кап, кап, кап!
Вот какой веселый звон:
Кап, кап, кап!
(Дети берут муз. инструменты ритмично отмечают метрическую пульсацию)
«
Солнышко»
Светит солнышко с утра,(на повторение после игры «Дождик» поем «Светит солнышко опять….Позовет с собой гулять…)
Ля, ля, ля!
Нам гулять давно пора,
Ля. ля. ля!
В гости к солнышку пойдем,
Ля, ля, ля!
Песню солнышку споем,
Ля, ля, ля!
(Дети ладошками, а потом на муз. инструментах отмечают ритмическую пульсацию). 
Игра с бубном «Большой – маленький»
(для младших групп)
Оборудование:
Большой и малый бубны
Ход игры:
Педагог показывает большой бубен, стучит в него, проговаривает:
Бубен, бубен, ты большой,
Вот такой, вот такой!
Постучу, постучу,
И детей повеселю! (дети встают на носочки, тянут ручки вверх)
Педагог звенит маленьким бубном, проговаривает:
Бубен маленький какой,
Вот такой, вот такой!
Как ручей он звенит,
Всех ребяток веселит! (дети опускаются на корточки)
Игра с бубном «Постучи – позвени»
Оборудование:
Малый бубен
Ход игры:
В первой младшей группе д/с
Педагог проговаривает:
Бубен в руки ты возьми,
Громко, громко постучи.
Поиграй, поиграй,
Бубен другу передай! (Ребёнок стучит в бубен, передаёт его рядом стоящему ребёнку)
Во второй и средней группе д/с
Бубен в руки ты возьми,
Громко, громко постучи (чередуем с «позвени»)
Поиграй, поиграй,
Бубен другу передай! (ребёнок стучит или звенит бубном, в соответствии со словами педагога)

«Музыкальный магазин»

Цель: Развивать музыкальные способности детей.

Задачи: Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно      

              передавать движения в образе. Поощрять стремление узнавать

              и обыгрывать образы музыкальных инструментов;

              определять и различать «продавца» и «покупателя».

              Вырабатывать в детях навык использования основных форм

              речевого общения, умения вести диалоги в ситуации творческого

              и речевого общения.

              Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Предварительная работа: Беседа с детьми о музыкальных инструментах; разучивание стихотворений, загадок; рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов.

Материалы и оборудование: маски с изображением музыкальных инструментов, диски, CD-диски, магнитола.

 Ход: 

Воспитатель – Ребята, сегодня мы отправимся в магазин.

А магазин – то не простой - уникальный.

Называется магазин - музыкальный.

На витрине магазина

Инструментов всех не счесть:

Балалайка, треугольник,

Даже ксилофон здесь есть.

Скрипка, бубны, маракасы,

Ложки очень хороши.

 А весёлая трещотка-

 Выбирайте для души

В круг вставайте как один.

Открываем магазин!

Дети – (становятся; держась за руки, идут по кругу)

Дин-дин-дин, дин-дин-дин!

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите!

 (останавливаются; выходит ребёнок в маске «Колокольчик»)

Ребёнок – На меня вы посмотрите

                  И к себе домой возьмите.

                  Дам я точный вам сигнал,

                Если гость в звонок нажал.

Воспитатель – Кто хочет купить этот музыкальный инструмент?

«Покупатель» - Колокольчик покупаю и с собою забираю.

 

«Колокольчик» - Прежде, чем меня забрать,

                              Должен ты меня догнать.

Дети – (ребёнок в маске выбегает из круга, «покупатель» старается догнать. Вместе встают в круг).

           

            Дин-дин-дин, дин-дин-дин!

            Открываем магазин!

            Заходите, заходите,

            Выбирайте, что хотите!

Ребёнок – Бьют по мне,

                  А я не плачу!

                  В марше очень много значу.

                  Соберётесь вы в поход,

                  Поведу я вас вперёд.

Воспитатель – Кто хочет купить этот музыкальный инструмент?

«Покупатель» - Барабан я покупаю и с собою забираю.

Дети – (игра повторяется)

            Дин-дин-дин, дин-дин-дин!

            Открываем магазин!

            Заходите, заходите.

            Выбирайте, что хотите.

Ребёнок – Бубна слышен громкий бой.

                  Поиграйте- ка со мной.

                  Сильно вы по мне побейте.

                  Не обижусь я, поверьте!

Воспитатель – Кто хочет купить этот музыкальный инструмент?

«Покупатель» - Этот бубен покупаю и с собою забираю.

Дети – (когда весь «товар» раскуплен, все участники игры играют на детских музыкальных инструментах)    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Музыкальных инструментов»

Интегрированное педагогическое   мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Музыкальных инструментов» направленно на развитие творческих спосо...

Статья "Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности"

К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания ...

Развитие тембрового слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Развитие тембрового слуха у старших дошкольников с помощью музыкально-дидактических игр...

Экспериментальное исследование «Развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Содержание экспериментаС целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика чувст...

«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.Проблема...

«Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»

laquo;Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»    Меняется мир – меняются и дети.  Перемены ...