Викторина "Знатоки искусств"
методическая разработка (подготовительная группа)

Суханова Светлана Николаевна

Мероприятие проведено в рамках РМО воспитателей старших и подготовительных к школе групп по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» с участием детей подготовительных  групп ДОУ и первоклассников школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_iskusstva.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки искусств»
 

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству. 

 Программные задачи:

Образовательные: уточнить представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, упражнять в их различении; закрепить имеющиеся знания детей о предметах народного декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушке, изделиях хохломских и гжельских мастеров), упражнять в различении элементов декоративных росписей, знать названия картин известных художников (И.Шишкин, И.Левитан, В.Васнецов); закрепить знания в цветоведении.

Развивающие:  развивать творческие способности, мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение, умение высказывать собственное мнение. Развивать цветовосприятие.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти на помощь, уметь радоваться общим успехам, быть ответственным.

Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Словарная работа: натюрморт, портрет, пейзаж, декоративно-прикладное творчество, народные промыслы, гжель, хохлома, дымковская игрушка, городец.

Демонстрационный материал: наборы репродукций картин разных жанров. портреты художников, плакаты по цветоведению, репродукции картин, презентация, интерактивные игры, д\и «Составьте натюрморт», видеофильмы. 

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр, мольберты, призы (раскраски, карандаши, краски), дипломы, эмблемы, ростовой костюм пчелы.

Раздаточный материал: карточки для каждой команды, альбомные листы, краски, кисточки, баночка с водой, палитры, карандаши

Предварительная работа: Беседы о жанрах живописи, о гамме цветов. Рассматривание репродукций картин известных художников. Проведение художественно – развивающих игр «Собери натюрморт», «Народные промыслы». Занятия по цветоведению. Занятия в кружках «Город мастеров» (народное декоративно-прикладное творчество), «Цветные ладошки».

Форма проведения: совместный досуг.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. Команды входят в красочно оформленный зал,  становятся возле своих игровых мест. 

Воспитатель: Всем добрый день! А у нас он сегодня особенный. Посмотрите, сколько в нашем зале гостей: воспитателей, учителей, а особые наши гости первоклассники, участники сегодняшнего мероприятия. Мы рады видеть и приветствовать всех вас на нашей встрече.  (аплодисменты)

          Сегодня состоится викторина «Знатоки искусств» между 3 командами: детьми

подготовительных групп детского сада  и первоклассниками. Игроки продемонстрируют

свои знания в области изобразительного искусства , проявят смекалку,сообразительность, память, умение работать в команде.

         Наша викторина пройдет в несколько этапов. Результаты, которых будет оценивать  уважаемое жюри. (оглашается состав жюри).

            Ознакомьтесь с правилами игры. За правильный ответ будет вручаться цветной карандаш. Заработанное количество карандашей члены жюри будут вручать командам после каждого тура. Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем.  
Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Остальные члены команд при этом молчат. Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку. 
Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать. Если команда не отвечает на вопрос, соперники  могут помочь и получить для себя дополнительное очко-карандаш.

Ответ должен быть четкий и ясный. 

              А теперь настало время представления команд: «Звездочки», «Знайки» и «Почемучки».  

-Приветствуем команду «Почемучки»!

Члены команды «Почемучки»:

Мы — ребята-дошколята,

Не боимся мы преград.

Любим весело играть,

Дружно, честно побеждать!

-Команда «Знайки». Приветствуйте ее!

Члены команды «Знайки»:

Мы веселые ребята,

В детском саду мы не скучаем,

В игры разные играем

В викторине  побеждаем!

-Команда «Звездочки»!

Мы команда хоть куда.
Мы пришли сейчас сюда.
В викторине поиграть,
И как звездочки блистать.

Ведущий: Итак, мы начинаем викторину! Мы приглашаем команды занять свои места.

(Звучит музыка)

В зал с плачем входит пчелка(педагог в ростовом костюме)

Ведущий: Что случилось? Почему ты , пчелка, плачешь?

Пчелка: Я так мечтаю учиться в школе искусств: научиться красиво рисовать, знать все о живописи, о народных промыслах. А у вас, проходит конкурс на лучшего знатока искусств, где можно обо всем узнать, но вы меня не позвали! (плачет)

Воспитатель: Ребята, что будем делать?

(дети приглашают пчелку остаться с ними и поучаствовать в конкурсе)

Ребята, обратите внимание на эмблему нашей викторины. Этот волшебный колокольчик проводит вас в мир искусства и поможет справиться со всеми заданиями. Давайте его об этом попросим, хором скажем:

 Колокольчик, позвони!

В Мир Искусства позови!!!

Колокольчик оповестил, что пришло время первого конкурса - разминки. Каждой команде необходимо ответить на вопросы из мира искусства. Жюри внимательно считает.

1.Загадки

а)Кисточкою лист смочу,

После — краску нанесу.

Красочным рисунок вышел,

Нет на нем деталей лишних. 

Я старался, мне поверь.

Ну а краски — ... (акварель)

б) Мы рисуем, красим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок карандаш,

А завершит его... (гуашь)

в) Если рисовать за альбом ты сел,

А творение раскрасить так пока и не успел,

Цвет, какой ты выберешь, это сам реши,

Ну а после крась, давай и бери... (карандаши)

2. Назовите названия известных картин? (Слайды)

А)Вот картина Шишкина Ивана Ивановича, как она называется? (Утро в сосновом бору)

Б)Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, как она называется? ( Богатыри)

В)Как называется картина Исаака Ильича Левитана? (Золотая осень)

Вопросы задает пчела

3. а)Кто пишет картины? ( Художники)

Б)Где же хранятся настоящие картины? ( В музеях,  картинной галерее)

В)Как называется небольшая доска, на которой художник смешивает краски? (Палитра)

4. Работа по карточкам. Задание на внимательность и наблюдательность.

Вам предлагается внимательно рассмотреть картину. Желательно сказать кто её автор, название и самое главное – какой объект лишний или чего-то не хватает.

5. Все цвета делятся на две группы. Какие? (Теплые и холодные)
а)Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый, зеленый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
б)Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца) 
в) Какие три цвета называются основными? Почему? Желтый, красный, синий, так как их нельзя получить смешением других цветов.

А)Как получается фиолетовый цвет? ( Смешиваем синий и красный )  

Б) Какой получится цвет, если смешать синий и желтый? (Зеленый)

В)Как получить серый цвет? (смешать белый и черный цвет)

6. О каких народных промыслах эти загадки?

А) Игрушки эти не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

(дымковская игрушка)

Б) Посуда эта непростая,

А словно золотая,

С ягодками и листочками,

Травкой и завиточками.  

(Хохломская роспись)

В) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла,

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжельская керамика)

Вопросы задает пчела.

Ребята, скажите, что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными? (Цвет)
Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные) 
Ведущий: Слово жюри для подведения итогов 1 тура «Разминка». Дети получают баллы-карандаши.

Звон колокольчика

Ведущий: Звенит наш колокольчик,

 оповещает, что пришло время 

второго тура. Зовет нас

в «Галерею живописи»

1. Отгадайте видео - загадку.

А)Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется-ПЕЙЗАЖ.

Б)Если видишь на картине

Чашку, кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - НАТЮРМОРТ.

В)Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется - ПОРТРЕТ.

2)Найди картины одного жанра (Слайды)

3) Практическое задание «Составь композицию натюрморта»

Каждая команда на своем мольберте из различных предложенных элементов составляет натюрморт.

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо разбираетесь в вопросах живописи. Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем и потанцуем. Ведь танец-тоже вид искусства!

 (Слайд. Танец «Разноцветная игра» Сл. Л.Рубальская, муз. Б.Савельев )

Слово жюри для подведения итогов 2 тура «Галерея живописи».

Дети получают баллы-карандаши.

Звон колокольчика

Ведущий: Звенит наш колокольчик, оповещает, что пришло время третьего тура.

Зовет нас в «Галерею народных промыслов России»

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство живёт веками, переходя из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народа.

И так, начинаем третий тур.

1(Слайды) «Назовите народный промысел». Дети: хохлома, гжель, дымковские игрушки,городец, жостовские подносы, каргопольская игрушка, филимоновские свистульки, матрёшки, богородская резьба по дереву. 

2. Игра «Четвёртый лишний»

(Интерактивная игра)

3. Работа по карточкам (для каждой команды)

 К какому народному промыслу относятся изделия?

 Определите, из какого материала они сделаны.

  Ведущий: На этом третий тур закончен.

Слово жюри

Звенит  колокольчик.

Объявляется 4 тур «В мастерской художника».

Ведущий: Художник нарисовал картину, но не успел ее раскрасить. Вам он предлагает посмотреть на нее через синие стекла очков. Солнце уже поменяло цвет. Как изменится вся картина? Художник уверен, что вы знаете, какие цвета получаются при смешивании красок.

Каждая команда работает за своим столом. После окончания работы  сверяют с «правильным» изображением, который нарисовала пчела. )

Слово жюри. Подведение общего итога игры.

Награждение команд.

Пчелка: Я благодарю вас дети за интересную викторину. Теперь я без проблем поступлю в школу искусств. Ведь я сегодня узнала столько нового и интересного и полезного из  мира искусства. А вы что нового и интересного узнали? Где можете применить свои знания? Я хочу вас отблагодарить за гостеприимство и новые знания. Дарю вам сладкие призы!

Ведущий: Спасибо, пчелка! Ну, а мы покидаем  страну Искусства. Во время викторины вы показали не только свои знания, находчивость, но и показали какие вы дружные ребята. На прощание колокольчик всех нас зовет в хоровод дружбы.

Колокольчик, позвони!

В хоровод дружбы  нас позови!!!

Ведущий: Молодцы, хороший хоровод дружбы у нас получился! Спасибо всем! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...

«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: ·      Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...