Познавательно-исследовательская деятельность "Загадки волшебницы Воды"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ткачева Оксана Анатольевна

технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта занятия35.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10» Г. ТОБОЛЬСКА

(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10»

Г. ТОБОЛЬСКА)

 

Конкурс инновационных уроков/занятий

«От образовательных трендов – к качеству образования и воспитания»

 в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»

Номинация: инновационное занятие в ДОО

Познавательно-исследовательская деятельность

«Загадки волшебницы Воды»

для воспитанников подготовительной к школе группы

Автор: Ткачёва Оксана Анатольевна,

воспитатель

Пояснительная записка

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». В настоящее время система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, а развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагоги стараются зародить в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряют любознательность, дают возможность ребятам ощутить восторг открытия.

В методической  разработке используется технология исследовательской деятельности, которая предполагает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей; позволяет активизировать познавательные процессы, проявлять инициативу, взаимодействовать со сверстниками для достижения общей цели.  Представлена  технология «Загадки» (авторы Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Рыбаков Фонда «ПРОдетей»),  используемая в качестве  мотивации к познавательно-исследовательской деятельности. Данная технология предполагает только два ответа на загадку «Да» или «Нет» и обязательную проверку правильности выбора ответов собственной деятельностью по теме загадки. А также используется метод планирования деятельности детей в центрах активности (авторы Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова).  

Подобранный материал, техническое сопровождение позволили поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности. Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Тема: «Загадки волшебницы Воды»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Образовательная технология: технология «Загадки», технология исследовательской деятельности, метод планирования деятельности детей в центрах активности.

Место занятия в изучаемой теме, курсе: занятие является одним из этапов познавательно-творческого проекта «Вода-водица».

Цель: формирование навыков самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-  совершенствовать представления о воде и ее свойствах;

-  формировать представление о воде, как единице измерения времени;

-  развивать умение составлять планировать свою деятельность;

- формировать умение детей представлять свою точку зрения, основываясь на самостоятельно проведенную исследовательскую работу;

- создать условия для работы детей в командах.

Планируемые  результаты:

- Умеют правильно  решать поставленную задачу (загадку), планировать свою деятельность; демонстрируют умение логически мыслить, рассуждать;

- Участвуют в коллективном обсуждении, слушают и понимают других, аргументируют свое мнение. Приходят к правильному, единому мнению; решают конфликтные ситуации.

Ресурсы: подарочная коробка, украшенная по тематике водного царства; карты-загадки, стикеры с ответами «Да», «Нет». Материал для исследовательской деятельности: пластиковые бутылки (объемом 0.25, 0.5 л., 1.5 л.), воронки, мерные ложки, лупы, тарелочки, веревки, магниты, ёмкости с водой с насыпанными на дне различными предметами, песочные часы, энциклопедии, альбомы с фотографиями предыдущей деятельности детей по теме «Вода-водица», льдины разного размера и формы; простые карандаши и листы формата А4, закрепленные на планшетах для планирования работы. Содержимое подарочной коробки: бутылочки мыльных пузырей, трубочки для коктейля, красители, альбомные листы, разнообразные наклейки на водную тематику (морские обитатели, корабли, водные растения и т.п.).

Этап занятия

Содержание и деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Планируемые

результаты

Формируемые

УУД

Мотивацион-

ный этап

Создает ситуацию неожиданной находки.

Находят большую подарочную коробку.

Проявление удивления, интереса.

Проявление  заинтересованности, выражения инициативы.

Актуализация

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в организации исследовательской деятельности:

на крышке коробки находятся 3 карты-загадки, которые нужно отгадать и только в случае правильного ответа можно открыть коробку и увидеть сюрприз.

Совместно с детьми читает загадки. Создает игровую ситуацию к деятельности: совместно с детьми даёт ответ на загадки. Спрашивает  о правильности ответов на загадки. Создаёт ситуацию, в которой возникает необходимость поделиться на группы для организации исследовательской деятельности по поиску точных ответов на предложенные загадки.

Рассуждают, высказывают мнения, стикерами «Да»/«Нет» отвечают на загадки.

Делятся на группы, выбирают загадку для своей группы, договариваются, обсуждают план действий.

Планируют свою деятельность, отражая ее (зарисовывая или записывая)  на планшетах. Высказывают предположения, что необходимо для проведения исследования, готовят рабочее место для своей группы.

Задавать вопросы, выбирать ответ на загадку.

Уметь правильно разобрать и решить поставленную задачу,  умение планировать свою деятельность, распределять этапы работы; научиться работать  сообща, слушать и слышать товарищей.

Внутренняя мотивация на деятельность. Осознают

 и принимают поставлен-

ную задачу.

Решают проблему, умеют работать по плану. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основной этап/ Работа в творческих группах

Координирует работу в группах.

Загадка первой группы детей «Можно ли измерить время водой?»

Рассматривают энциклопедии, иллюстрации экспонатов музея часов. Предлагают разные варианты. Выдвигаются разные версии.

Приходят к выводу, что можно сделать водяные часы из двух пластиковых  бутылок, поставленных друг на друга (крышка к крышке). Обсуждают и зарисовывают схему изготовления, приступают к работе.  В итоге получают водяные часы по типу песочных.

Проявляют смекалку, сообразительность, логически мыслят.

Умеют мастерить  из подручных материалов.

Применение практических навыков в изготовлении различных поделок.

Загадка второй группы детей «Можно ли льдину переместить в бутылку?»

Рассматривают схемы проведения опытов с водой. Приходят к мнению, что льдины можно разморозить, получившуюся воду вылить в бутылку и заморозить  или расколоть льдину  на мелкие части и маленькими кусочками поместить в бутылку. Начинают проверять эти версии и приходят к выводу, что раскалывать льдины травмоопасно и долго, лучшей оказалась идея – разморозить. Решают обратиться за помощью на пищеблок (разморозить в микроволновой печи), перелить получившуюся воду в бутылки и опять заморозить (в холодильнике). Проводят работу и зарисовывают данный эксперимент.

Проявляют  сноровку, сообразительность.

Умение обращаться за помощью к сотрудникам ДОУ.

Умение работать со схемами.

Установле-

ние причинно-следстве-

нных связей.  Уверенная работа со схемами опытов.

Загадка третьей группы детей «Можно ли быстро достать предметы из глубокой емкости с водой,  не замочив рук»

Рассматривают предметы, находящиеся на дне ёмкости с водой. Определяют предполагаемый материал,  из которых они изготовлены. Высказывают версию, о том, что предметы «утопленные» в воде сделаны из металла. Поэтому для того чтобы достать «клад» из воды можно применить магнит.

Привязывают магнит к веревке и достают предметы из воды.

Умение определять материал, из которого изготовлены разнообразные предметы. Умение решать  спорные ситуации. Умение использовать в работе различные подручные средства.

Проявляют творческую активность,

приводят свои примеры из жизненных ситуаций.

Заключитель-

ный этап

Создает ситуацию для проверки правильности данных ранее ответов на загадки.

Создает ситуацию успеха, где каждый ребенок чувствует значимость в проделанной работе.

Каждая группа детей представляет  результат проведения своих исследований  по поиску правильного ответа на загадки.

Дети еще раз прикрепляют стикеры «Да»/«Нет» на карты «Загадки».  Но теперь уже зная точно, что ответ правильный.

Участвуют  в коллективном обсуждении, в диалоге, слушают  и понимают других, аргументируют свое мнение.

Овладение умениями и навыками  исследовате-

льской деятельнос-

ти

Рефлексия

Подводит итоги, спрашивает, что нового узнали? Что запомнилось больше всего?

 Приходят к выводу, что ответы на загадки точно правильные и это дает право открыть коробку-сюрприз.

Открывают коробку, где находят подарки от волшебницы Воды – наборы для рисования мыльными пузырями.

Умение высказывать свое мнение, выделять положительные и отрицательные моменты.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Список использованной литературы

1. Баранова Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011.№ 3. С. 78-84.

2. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., допол. испр. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.

3. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. –  М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. –  136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных зад...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Водичка, водичка"

Данный проект направлен на развитие представлений детей о природном объекте-воде....

Технологичекая карта по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Волшебница - вода"

Цель:Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значения для жизни и здоровья.Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи:1...

Познавательно-исследовательский проект средней группы «Волшебница вода»

Познавательно-исследовательский проектсредней группы «Волшебница вода»...