Из опыта «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Ертакова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»

Можно заставить войти коня в воду,

но нельзя заставить его пить.

(русская пословица)

 

Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

     Как показывает практика, большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению. И здесь возникает необходимость объяснять им, что готовность ребенка к обучению в школе  заключается не только в этом.

     Понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень развития- психологическая готовность к учебе, т.е. сформированность всех психических процессов(памяти, внимания, мышления, воображения), а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.  Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.  

        Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.  

 Поэтому я считаю самым актуальным направление  в подготовке к школе на сегодняшний день является направление «Формирование мотивационная готовность ребенка к школе», которое имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

2. Цели и задачи.

Цель:   создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Формировать учебно-познавательные мотивы, положительное отношение к школе.
  • Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
  • Укреплять уверенность ребенка в себе, повышать его самооценку, создавать условия для его успехов и достижений.
  • Повышать педагогическую компетентность воспитателей и уровень знаний родителей по данной проблеме.

3. Новизна и практическая значимость опыта.

  • Систематизация диагностических методик, позволяющих определить мотивационную готовность к школьному обучению,
  • Изучение закономерностей изменения отношения детей к разным видам деятельности в период перехода от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности.
  • Апробация диагностико – коррекционной программы в работе с детьми старшей дошкольного возраста с несформировавшейся мотивацией.

     В целом результаты работы помогут в решении вопросов диагностики уровня психического развития детей для определения наиболее благоприятных сроков и условий их обучения и воспитания, что ведет к профилактике школьной неуспеваемости.

4. Ожидаемые результаты:

    Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и уровня знаний родителей по данной теме.

5. Принципы  подхода к осуществлению данной проблемы.

  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
  • Принцип доступности - тщательно отобранный, подготовленный материал, для активного восприятия ребенком и дальнейшего его использования.

6. Технология опыта

1.  Знакомство с научно – психологической литературой, изучение вариативных методик диагностирования готовности ребенка к школе, теоретических аспектов   мотивационной готовности .

2. Создание предметно- развивающей среды, позволяющую проводить работу по данной проблеме.

3. Создание системы работы по формированию мотивационной готовности: диагностика, перспективное планирование, разработка занятий, комплектование групп, выбор методов и приемов. Работа с родителями и педагогами по повышению знаний по данной теме.

4.  Результативность опыта.

6. 1.Анализ методической литературы по теме.

      Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению.  Первый источник, к которому я обратилась – «Психология образования кн.2» Немова Р.С. Данная книга содержит разделы, посвященные особенностям возрастного развития детей, их обучения и воспитания.  В книге Н.И.Гуткиной «Психологическая готовность к школе» автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа "Группы развития". Помимо теоретической основы проблемы психологической готовности к школе в книге излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и другие, применяющиеся в группе развития.  Учебное пособие «Диагностика готовности ребенка к школе» Павловой Т.А. –позволяет исследовать психические особенности личности будущего первоклассника, наличие желания идти в школу, мотивацию учения.

6.1.1. Теоретические аспекты   мотивационной готовности  у дошкольников.
     
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный.  Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

 В структуре мотивов можно выделить следующие группы мотивов:

- социальные мотивы – основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли ученика.

-учебно – познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому.

-оценочные мотивы –стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.

-позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутики школьной жизни и позиции школьника.

-внешние по отношению к школе и учению мотивы ,

-игровые  

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,  как самооценка . Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

  • ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
  • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
  • сформирована широкая полимотивация учения;
  • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
  • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
  • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

     Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

6.2. Предметно – развивающая среда в формирование школьной мотивации.

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

-включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;

-создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности;

-понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;

-педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности ребенка к школе.

      Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенка, но и прочувствована им.

     Для этого в старших группах были созданы «Уголок первоклассника», в которые входят:

  • Сюжетно – ролевая игра «Школа»
  • Дидактические игры;
  • Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе;
  • Альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде;
  • Художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотечка»;

         Создавая предметно – развивающую среду были учтены следующие принципы:

-комфортность и безопасность.

-активности, самостоятельности выбора.

-гибкого дозирования, доступность

-стабильности, динамичности.

6.3. Система работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

Свою работу по данной теме я построила таким образом:

I блок – работа с детьми

Диагностика

 С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:

"Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);

Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника" (разработана Н.И. Гуткиной);

Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей;

Изучение самооценки дошкольника «Лесенки » (По Т.Д. Марцинковской)

  Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые консультации и рекомендации.

В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики,   я  формирую коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах проводятся по разработанной программе «Учусь учиться» с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника, овладения способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы, знакомства детей с правилами поведения в школе, формирования у детей уважительных отношений друг к другу.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

  • игрового преподнесения заданий;
  • создания положительного образа школьника;
  • при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • закрепления знаний о школьных принадлежностях;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.

     Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.

     Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

     Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Структура группового занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Рефлексия прошлого занятия.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия прошедшего занятия.
  6. Ритуал прощания.

    Есть несколько детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционной работе, с которыми  проводятся индивидуальные занятия.

II блок – работа с родителями

    В этот блок входит психологическое просвещение родителей по мотивационной готовности к школьному обучению.

     Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком, его позиции в семье.

       На родительских собраниях в старших группах я выступаю с докладами,(приложение 3) обсуждаю с родителями теоретические аспекты данного вопроса (что означает мотивация, способы ее формирования, психологические особенности старшего дошкольника и т.д.). На собраниях родителям предлагаются тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?», (приложение 4) выполнение практических упражнений, живое общение. Используется наглядность (схемы, таблицы), продуктивные виды деятельности. Также проводятся с родителями тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке,  разрабатываются памятки и буклеты для  каждого родителя «Что такое мотивационная готовность к школе?». (Приложение 5 )

Индивидуальное консультирование

      Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка. В ходе таких консультаций   освещаются  итоги диагностики; даются родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу),   подготавливаю родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечаю стратегию сопровождения ребенка. В ходе родительского собрания я по желанию приглашаю на консультацию родителей ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60% родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально отмечаются позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать.

III блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности

детей к школе

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению

 Моя работа строится следующим образом:

  • выступление на педсоветах педагогов,
  • проведение тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста,
  • подготовка  информации на стенд в   уголок.

Индивидуальное консультирование педагогов

В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.

Связь со школой

Заключен договор о преемственности работы ДОУ с близлежащей школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов,  педагогом-психологом, на которых обсуждаются дальнейшие перспективы  развития детей, оптимизация адаптационного периода. Также организуются встречи первоклассников и будущих выпускников ДОУ.

      Считаю, что данная модель работы  является очень гибкой системой, развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем, потребностей и особенностей всех участников процесса.

6.4. Результативность опыта.

    Система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам.

Наблюдается:

  1. Повышение мотивационной готовности у старших дошкольников.

Диаграмма 1. Преобладающий мотив.

Диаграмма 2. Отношение к школе.

  1. Повышение педагогической компетентности воспитателей и уровня знаний родителей по данной проблеме.

    На основе полученного опыта ведется разработка собственной программы по повышения мотивационной готовности дошкольников к школе.

Список литературы

  1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб.: ПИТЕР, 1999.
  2. Андреева В. Старая новая проблема: школа – детский сад. / В. Андреева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7-8 – С. 3 - 7.
  5. Вакуленко И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. – 2002. - № 5.
  6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8.
  7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.
  8. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003.
  9. Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2006.
  10. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: ИНФРА – М, 1997.
  12. Немов Р.С. «Психология кн.2 Психология образования»
  13. Павлова Т.А. Диагностика готовности к школе / Т.А. Павлова. – ТЦ Сфера, 2006.

приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного  возраста....

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.

Источник:  Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9 2008...

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.

В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией....

Динамика психофизиологических показателей готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ Пахова О.И. Динамика психофизиологических показателей готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возрастаНаучный руководитель – к.б.н., доцент Малышев Д.А.Выпускная кв...

"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...