Формирование связной речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики
статья

Инесса Халанская

К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития значительно увеличилось. Основными причинами такого дефекта, как задержка развития речи являются, недостаточное внимание к ребенку, неправильное воспитание или его отсутствие, также большую роль играет состояние здоровья малыша. Если в первом случае изменение условий вполне достаточно для устранения задержки речевого развития, то в остальных случаях необходимы лечебные мероприятия и вмешательство логопеда.

Год от года все меньше, детей рождаются без каких – либо физических или психических отклонений. Любое хроническое заболевание, родовая травма, болезнь, слабый иммунитет могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребенка и, в первую очередь, на развитие его речи.  Каждый ребенок имеет способности к усвоению правил родного языка, но лишь в процессе общения с окружающими (в частности – с родителями) формируется правильная речь. Если ребенок лишен возможности общения с окружающими, то его способность к речи просто не реализуется.  Задержка темпов речевого развития может объясняться и органическими изменениями. К органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха или зрения, нарушения в развитии речи, мышления (т.е. отставание в психическом развитии), которые нарушения являются серьезными последствиями перенесенных ребенком травм и инфекционных заболеваний.

Правильное развитие речи на первом году жизни ребенка во многом зависит от моторного развития. Нарушения в формировании двигательных навыков у детей выражается в неумении сидеть, ходить, неуверенными действиями руками. У ребенка с моторными нарушениями наблюдается и снижение познавательной активности и, как, следствие этого, проявляется задержка в речевом развитии, задержка в формировании двигательных навыков неблагоприятно отражается на подвижности артикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, губы, щеки, язык.  У таких детей часто бывают дефект речи. Помимо  речевого дефекта у таких детей наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок долго не может научится правильно держать ложку или карандаш, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки.)Слабую, неокрепшую руку ребенка можно и необходимо развивать. Изготовление поделок из различных материалов требует от ребенка ловких движений. Детская рука постепенно приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

Развивая мелкую моторику рук, мы не только готовим его руку к письму, но и способствуем  общему развитию ребенка. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук, от задействованных  мышц   импульсы   поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию.  В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.

Согласно высказыванию И.П.Павлова: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук,  мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

Речь – это деятельность,  в процессе которой люди общаются друг с другом  посредством родного языка.  Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь)

Задачами первых лет жизни являются, во – первых, расширение понимания  речи взрослых и, во – вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения  общественного опыта,  накопленного многими поколениями. Дети овладевают речью, за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит 10 слов, в 2 года -300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

Огромное значение в развитии детской и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.  Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Ученные определили, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично, и преимущественного развития речевых областей в правом и в левом полушарии еще не имеются. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц импульсы поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.   Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

Н.К.Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремится самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.п. научить, как обращаться с этим материалом».

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Для того, чтобы сконструировать какой  - то предмет, предварительно нужно с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Большой частью дети создают работы по представлению или по памяти. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе правильной речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно, встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость. Среди неуспевающих школьников младших классов встречается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста -задача общественной значимости. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь - это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто « думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, ударение - выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и переходить от одного предложения к другому,

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

1.         Связная     речь     должна     строиться     произвольно, преднамеренно   в   большей   мере   чем,   например,   реплика   в диалоге.

2.         Связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым   будет  развертываться   рассказ.   Формирование   этих способностей в простых формах связной речи служит основой  перехода к более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка. Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. К пяти годам ребенок усваивает обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т. е. умением самостоятельно создавать текстовое сообщение.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

Литература:

 

1 Белобрынина О.А. «Речь и общение» С.П.- 1998г. Ярославль.

2 Белая К. Занятия с малышами в детском саду  - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2004

3Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики – Дрофа,  2000

4 Бочкарева О.И. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» Волгоград 2008г..

5 Герасимова А.И. «Уникальное руководство по развитию речи» М 2007г.

6 Жукова О.С. «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Москва «Оникс» 21 век 2001г.

7 Иванова Т.В. «Развитие связной речи» В. 2009г.

8 Кольцова М «Ребенок учится говорить» М 1998г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи детей дошкольного возраста,

посредством развития мелкой моторики

К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития значительно увеличилось. Основными причинами такого дефекта, как задержка развития речи являются, недостаточное внимание к ребенку, неправильное воспитание или его отсутствие, также большую роль играет состояние здоровья малыша. Если в первом случае изменение условий вполне достаточно для устранения задержки речевого развития, то в остальных случаях необходимы лечебные мероприятия и вмешательство логопеда.

Год от года все меньше, детей рождаются без каких – либо физических или психических отклонений. Любое хроническое заболевание, родовая травма, болезнь, слабый иммунитет могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребенка и, в первую очередь, на развитие его речи.  Каждый ребенок имеет способности к усвоению правил родного языка, но лишь в процессе общения с окружающими (в частности – с родителями) формируется правильная речь. Если ребенок лишен возможности общения с окружающими, то его способность к речи просто не реализуется.  Задержка темпов речевого развития может объясняться и органическими изменениями. К органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха или зрения, нарушения в развитии речи, мышления (т.е. отставание в психическом развитии), которые нарушения являются серьезными последствиями перенесенных ребенком травм и инфекционных заболеваний.

Правильное развитие речи на первом году жизни ребенка во многом зависит от моторного развития. Нарушения в формировании двигательных навыков у детей выражается в неумении сидеть, ходить, неуверенными действиями руками. У ребенка с моторными нарушениями наблюдается и снижение познавательной активности и, как, следствие этого, проявляется задержка в речевом развитии, задержка в формировании двигательных навыков неблагоприятно отражается на подвижности артикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, губы, щеки, язык.  У таких детей часто бывают дефект речи. Помимо  речевого дефекта у таких детей наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок долго не может научится правильно держать ложку или карандаш, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки.)Слабую, неокрепшую руку ребенка можно и необходимо развивать. Изготовление поделок из различных материалов требует от ребенка ловких движений. Детская рука постепенно приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

Развивая мелкую моторику рук, мы не только готовим его руку к письму, но и способствуем  общему развитию ребенка. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук, от задействованных  мышц   импульсы   поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию.  В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.

Согласно высказыванию И.П.Павлова: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук,  мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

Речь – это деятельность,  в процессе которой люди общаются друг с другом  посредством родного языка.  Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь)

Задачами первых лет жизни являются, во – первых, расширение понимания  речи взрослых и, во – вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения  общественного опыта,  накопленного многими поколениями. Дети овладевают речью, за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит 10 слов, в 2 года -300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

Огромное значение в развитии детской и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.  Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Ученные определили, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично, и преимущественного развития речевых областей в правом и в левом полушарии еще не имеются. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц импульсы поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.   Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

Н.К.Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремится самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.п. научить, как обращаться с этим материалом».

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Для того, чтобы сконструировать какой  - то предмет, предварительно нужно с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Большой частью дети создают работы по представлению или по памяти. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе правильной речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно, встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость. Среди неуспевающих школьников младших классов встречается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста -задача общественной значимости. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь - это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто « думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, ударение - выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и переходить от одного предложения к другому,

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

1.        Связная     речь     должна     строиться     произвольно, преднамеренно   в   большей   мере   чем,   например,   реплика   в диалоге.

2.        Связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым   будет  развертываться   рассказ.   Формирование   этих способностей в простых формах связной речи служит основой  перехода к более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка. Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. К пяти годам ребенок усваивает обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т. е. умением самостоятельно создавать текстовое сообщение.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

Литература:

1 Белобрынина О.А. «Речь и общение» С.П.- 1998г. Ярославль.

2 Белая К. Занятия с малышами в детском саду  - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2004

3Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики – Дрофа,  2000

4 Бочкарева О.И. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» Волгоград 2008г..

5 Герасимова А.И. «Уникальное руководство по развитию речи» М 2007г.

6 Жукова О.С. «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Москва «Оникс» 21 век 2001г.

7 Иванова Т.В. «Развитие связной речи» В. 2009г.

8 Кольцова М «Ребенок учится говорить» М 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики »

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огро...