Статья «Особенности нарушения речи детей – билингвов дошкольного возраста»
статья

 

         В наше время, когда страны все более многонациональны, актуальной становится проблема оказания коррекционной логопедической помощи детям дошкольного возраста, которые осваивают свой родной язык, а русский язык изучают как иностранный. Это явление происходит в силу ряда различных политических, экономических и социокультурных причин.

Таких детей принято называть- «дети-билингвы», хотя правильное определение билингвизма звучит так: человек, одинаково хорошо владеющий двумя языками.

Я работаю в Петроградском районе Санкт-Петербурга и в нашем детском саду таких детей достаточно много. И в течении моей многолетней практики я стала выявлять некоторые особенности логопедических нарушении, которые сложились в повторяющуюся систему нарушений речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности нарушения речи детей – билингвов дошкольного возраста»

         В наше время, когда страны все более многонациональны, актуальной становится проблема оказания коррекционной логопедической помощи детям дошкольного возраста, которые осваивают свой родной язык, а русский язык изучают как иностранный. Это явление происходит в силу ряда различных политических, экономических и социокультурных причин.

Таких детей принято называть- «дети-билингвы», хотя правильное определение билингвизма звучит так: человек, одинаково хорошо владеющий двумя языками.

Я работаю в Петроградском районе Санкт-Петербурга и в нашем детском саду таких детей достаточно много. И в течении моей многолетней практики я стала выявлять некоторые особенности логопедических нарушении, которые сложились в повторяющуюся систему нарушений речевого развития дошкольников.

Давайте уточним предмет разговора, я хочу остановиться на детях дошкольного возраста с 5до 7 лет, соматически здоровых, которые попадают в русскоязычную речевую среду в дошкольном возрасте или рождаются в нашей стране, и в силу возраста изучающих свой родной язык, а в силу обстоятельств изучающих русский язык.

Таким детям обычно ставят общее недоразвитие речи второй-третий уровень речевого развития, что обусловлено не столько нарушением звукопроизношения, а в основном не усвоенными грамматическими категориями русского языка, так как русский язык они осваивают как иностранный.

Звукопроизношение у таких детей, как правило, страдает меньше всего.

Часто встречается нарушение произношения звуков «л» и «р», а также смягчение согласных или твердая атака гласных, особенности свойственные родному языку ребенка. Я сейчас не имею в виду ребенка с дизартрией, например, в дополнение к диагнозу общее недоразвитие речи, так как это заболевание носит больше неврологический характер и не зависит от родного языка ребенка.

Лексическая сторона речи страдает больше, но накопление словаря по всем лексическим темам идет своим темпом, быстрее накапливается бытовая лексика, а если ребенок попадает в детскую русскоязычную среду (например группу детского сада) то накопление активного словаря значительно прогрессирует. Пассивный словарь накапливается гораздо медленнее, так как чтение книг на русском языке, объяснения смысла слов, объяснение словообразования и словоизменения не происходит, родители просто не в силах эти знания дать своему ребенку или создать ему речевую среду где у него будет возможность анализировать услышанное, поэтому вопрос об осмыслении русского языка тут не стоит.

Вот теперь м ы подошли к самому проблемному моменту освоения русского языка детьми –билингвами, это грамматические категории русского языка. Нужно отметить, что ребенок погруженный в среду своего родного языка с момента рождения, усваивает грамматический строй самостоятельно, благодаря повседневному общению со взрослыми и детьми, занятиям, чтению книг (мы говорим о соматически здоровом ребенке). Так ребенок сначала понимает грамматические закономерности, а затем практически использует их, накапливая свой опыт правильных грамматических конструкций.

Так как грамматические закономерности основаны на большом количестве языковых правил, которые тесно связаны с морфологическими и синтаксическими единицами языка, ошибки в усвоении грамматического строя речи часто встречаются и у детей носителей русского языка, в силу неразвитости процессов анализа и синтеза, но в более простой форме.

Рассмотрим основные нарушения грамматического строя речи характерные для детей –билингвов:

-неправильное употребление родовых, падежных, числовых окончаний существительных, прилагательных

- неправильное употребление местоимений

-неверное согласование существительных с глаголами и местоимениями

-неверное употребление предложно-падежных конструкций

-сложности в определении рода существительных

Хотелось еще отметить, что родной язык ребенка-билингва, как показывает практика, может быть любой, как языки наших бывших братских республик, так и английский, шведский и так далее..

Какие можно сделать выводы из вышеописанного:

  1. Все эти трудности в освоении русского языка, возникают в основном из-за того, что дома с ребенком и между собой родители разговаривают на родном языке и у ребенка нет ни пищи для языкового анализа, ни мотивации к изучению русского языка.
  2. Зачастую родители и сами не знают русский язык в достаточной мере и поэтому не могут обучить или объяснить ребенку какие-то нюансы русского языка.
  3. Бывает мама разговаривает с ребенком на одном языке, а папа на другом, а ребенок слишком мал, что бы разобраться в хитросплетениях двух языков сразу.
  4. В помощь логопеду можно посоветовать привлечь родителей, просить их играть в определенные игры, объяснять слова, читать книги, больше разговаривать на русском. Если родители сами плохо владеют русским языком и помощи логопеду ждать неоткуда, необходимо работать с таким ребенком как с иностранцем изучающим русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з...

Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) "

в статье рассмотрены теоретические аспекты изучения двуязычия, анализируются его типовые различия и проблемы. Приводятся наиболее распространенные речевые трудности детей-билингвов на примере Республи...

Статья: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

quot;Если ребенок молчит, покожите ему картинку, и он заговорит." Ушинский К. Б....

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи" Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего ...