Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»
статья

Пунгина Алёна Валерьевна

Различные формы организации музыкальной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

Музыкальный руководитель

Пунгина А.В.

 

 

                                                                                                                                                                         

                                                                                      

     

 

 

 

 

 

 

2019 г. 

К традиционным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.

           В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Они имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединённые, т. е. вид занятия определяется количеством участвующих в нём детей.

          С введением ФГОС ставится задача  индивидуализации процесса образования. Индивидуальную работу я начинаю проводить с младшего дошкольного возраста, чтобы развить интерес детей к исполнительским навыкам. Продолжительность такого занятия 5 -10 минут.  Для детей старшего дошкольного возраста провожу  индивидуальные занятия целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства.  Результатом такой работы являются сольные выступления детей на утренниках, концертах, участие  в конкурсах.

    Традиционная классификация по содержанию музыкальных занятий включает в себя: типовые или традиционные, доминантные, тематические, комплексные, интеграционные (или интегративные)

     Современные формы музыкальной деятельности более разнообразны.

Рассмотрим некоторые из них.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ

возраст

Ведущая деятельность

Современные формы и методы музыкальной деятельности

3-5 лет

Игровая

(Сюжетно-ролевая игра)

  • Музыкальные сюжетно-ролевые игры
  • Музыкальные игры- фантазирования;
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;
  • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия;
  • Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;
  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;
  • Концерты-загадки;

5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

  • Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
  • Исследовательская (опытная) деятельность;
  • Музыкальные игры-импровизации;
  • Проектная деятельность;
  • Театрализованная деятельность;
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;
  • Интегративная деятельность
  • Компьютерные музыкальные игры;
  • Клуб музыкальных интересов;
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Один из вариантов формы музыкальной деятельности - Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Например,   игра «Цирк».  

Цель игры: 

  • упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  •  закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умения определять характеры героев.
  • Закрепить знания детей о цирке, о его работниках, развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику, воспитывать желание играть в коллективе сверстников.

Здесь дети погружаются в атмосферу цирка, распределяют  роли артистов, зрителей.  В этой игре я использую такие музыкально- дидактические игры как:

 «Цирковые лошадки»- где закрепляется умение детей определять смену частей в музыке, изменяя при этом движения.

 Игра «Клоуны»- воспитывает слушательскую культуру, развивает ладового чувства и музыкальную  память

 «Цирковые собачки» цель игры - упражнять детей в различении неполного звукоряда, развивать звуковысотный слух.

Динамическая пауза "Мартышки"- создает благоприятную атмосферу и снимает эмоциональное напряжение у детей. Развивает мимику лица и воображение.

 слушание - "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К Сен-Санс закрепляется умение  узнавать знакомые произведения по характеру музыки,

Дыхательное упражнение «Лев»- развивает диафрагмальное дыхание , продолжительность выдоха.

Музыкально – дидактическая игра «Узнай на чём играю» - упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.

Так же музыкальными сюжетно-ролевыми  играми могут быть: Магазин «Детский мир», «Зоопарк» и т.д..

Музыкальные игры – фантазирования - это создание нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций, но на основе реальных знаний.

Например: «День Рождения Темноты» Цель этой игры познание детьми темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней; развитие художественного воображения и фантазии. Основные задачи:

  1. Создать атмосферу обострённой чувствительности, проникновенности;
  2. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса фантазийного общения и игры;
  3. Помочь детям преодолеть страх перед темнотой;
  4. Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными реальными сенсорными ощущениями (тактильными, слуховыми, зрительными) и фантастическими образами.

Под музыку К. Дебюсси «Лунный свет»  дети входят в затемнённый зал, наблюдают за тенями, фантазируют, на что стали похожи стулья, шторы, что они чувствуют в темноте. Детям объясняют, что занятие будет проходить в темноте, потому что сегодня у Темноты день рождения.

 Что бы позвать темноту в гости дети садятся в круг и поют песню «Зимний вечер» М. Ройтерштейна. В конце песни детей накрывают тонкой тканью – Темнота пришла в гости.  Что бы выйти из под покрывала темноты дети должны с ней поиграть в игру «Таинственное рондо» - это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах.

 На день рождения к темноте приходят гости: это тени,  изображая которые ребята показывают импровизацию в теневом театре; забавные приведения, которые  пытаются напугать детей, но только смешат их. Прилетает маленький светлячок. Дети поют ему песенку, ребятам предлагается сыграть на металлофоне «Свет светлячков» . Светлячок приносит детям фонарики, ребята их зажигают и прощаясь с Темнотой танцуют танец «Фонарики дружбы»

    Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе  - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. В содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.

Например, игра «День Рождения» проблема: У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Девочка  хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Дети должны помочь ей как развлечь гостей:  Как это сделать? Что подарить? Чем угостить гостей? Сделать подарок в виде импровизированного концерта (чтение стихов, исполнение знакомых песен и танцев)

Один из приёмов  на интегрированном музыкальном занятии -

Игры-эксперименты. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В своей работе я использую пособия:     Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?» «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, где описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Учу  детей пользоваться предметами-заменителями (например С помощью каких инструментов или предметов можно изобразить звуки дождя….или другого природного явления) Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

Театрализованная деятельность является одним из основных направлений моей работы. Элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках. Провожу занятия  по театрализованной деятельности с одарёнными детьми.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является проектная деятельность, которая  рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Одним из таких проектов является проект «Дары осени». Цель его: сформировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам посредством художественно-эстетической деятельности. В рамках проекта проводились тематические занятия по художественно-эстетическому развитию, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, детям предлагалось прослушать музыкальные композиции: А. Вивальди цикл времена года  «Осень», П.Чайковский «Осенняя песня», С. Прокофьев «Фея осени из балета «Золушка»», прослушивали песни  А.Н. Александровой «К нам гости пришли», Л.Олиферова «Осенинына Руси» В детском саду совместно с родителями была организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Итогом проекта явилось музыкально- тематическое занятие «Золотая ярмарка»

Занятие «Ярмарка»

Цель занятия: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;
  2. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения, закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, составление мини-композиции пляски);
  3. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений , способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать.
  4. Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования  
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.

   Если раньше воспитатель занимал  пассивную роль в занятии, то теперь он является главным помощником в проведении занятия. Т. е. современные условия требуют тесной взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя. За день, два во время тихого сна мы с воспитателем обсуждаем  ход занятия и его непосредственную роль. Как вы уже видели, воспитатель может выступать в роли какого-то персонажа.  В предварительной подготовке заучиваются стихи, правила игр, движения танцев. Так же проведение нетрадиционных занятий требует специально организованной предметной среды. Перед каждым занятием я подумываю, как будут организованы зоны для различных видов деятельности. Какие нужны атрибуты и костюмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...

семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...

Сообщение на тему: «Мемомагнетика - как форма организации совместной деятельности в детском саду»

Коллекционирование, занимает значительную часть в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Мемомагнетика- интересная, увлекательная деятельность, способствующая развитию познавательных п...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Статья: «Игра как форма организации образовательной деятельности в детском саду»

В статье говорится о видах образовательной деятельности в ДОУ....

Доклад «Особенности организации образовательной деятельности в детском саду»

Особенности организации образовательной деятельности в МБДОУ Детском саду № 17 г. Кызыла Республики Тыва...