МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Магдеева Светлана Юрьевна

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Тимяшевский детский сад – Ласточка”  муниципального образования “Лениногорского муниципального образования” Республики Татарстан

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


«Использование нетрадиционных техник рисования 
в развитии изобразительного творчества детей»

Воспитатель: Магдеева С.Ю .

2020 год

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование нетрадиционных техник рисования 
в развитии изобразительного творчества детей»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи: 
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Место проведения - музыкальный зал.
Оборудование. 5 столов, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы. Выставки пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования».


Ход мастер-класса.


Ведущий «О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух...» Милые педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.

Игра «Близкие люди»

- Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши - все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка - движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка - играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.

Ведущий Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объединиться».

Игра «Встанем по парам (4,6)»

Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 4 (6). Все строятся четверками, шестерками (парами). Когда играющие разбились по парам, им предлагается занять места за столами.

Ведущий Вот у нас и определились играющие команды (5 команд).


Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Первая страница – «Практикум+лекторий»

Ведущий

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это - нетрадиционные изобразительные техники.

- 1 страничка нашего мастер-класса посвящена этому «волшебному» рецепту.
Презентация
Ведущий А теперь я предлагаю вам немного расслабиться, поиграть и попутно узнать что-то полезное. 

2 страница «Раскрась свое имя»

3. Игра «Раскрась свое имя».

Цель: продолжить знакомство с педколлективом; закрепить полученные знания о нетрадиционных техниках в изодеятельности на практике. 

Ведущий Используя имеющиеся в вашем арсенале или полученные знания о нетрадиционных изобразительных техниках, запишите на листе бумаги свое имя, которое вы считаете наиболее приемлемым для общения в нашем педколлективе. Расшифруйте свое имя, представив его как аббревиатуру называя свои характеристики (например: ЕЛЕНА. Е – естественная, Л – ласковая, Е – егоза, Н – нежная, А – артистичная.) 

Педагоги называют свое имя, а также его расшифровку.

3 страница «Педагогическая коллекция»

Остановимся на некоторых техниках рисования подробнее..  На тему: «Зима» команды по 2 педагога

1 команда

Рисование «Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)
Материалы для работы:
-Салфетка
-Лист плотной бумаги
-Гуашь
-Тонкие и толстые кисти
-Картон
-Ножницы
-Клей ПВА
-Губка
-Манная крупа
-Салфетка для промакивания кисти
-Простой карандаш
-Стакан с водой
Шаблон

1.Подготовим лист для работы, для этого тонируем его с помощью губки -бледно-фиолетовый фон.

2.Пока краска сохнет, приготовим трафарет с силуэтом снегиря. Для этого нарисуем птицу на картоне. 
Затем вырезаем трафарет по контуру. 

3.Возвращаемся к нашему фону. И рисуем ветки дерева с учетом того, что на рисунке будет располагаться парочка снегирей.

4.Приступаем к работе с трафаретом и манной крупой. Аккуратно прикладываем трафарет птицы на наш рисунок и наносим на область трафарета клей ПВА с помощью кисти, клей наносим насыщенно.
Затем насыпаем манную крупу и аккуратно разглаживаем ее пальцами и прижимаем. (крупу можно насыпать как рукой, так и использовать мерный стаканчик)
На нашем рисунке будет парочка снегирей, поэтому выше описанные действия проделываем дважды.

Пока клей высыхает, не теряем времени, и наносим манный «снег» на ветки, используя тот же принцип: на веточки местами наносим клей ПВА и посыпаем мукой. 
5.Когда клей высох убираем лишнюю крупу, просто стряхнув с листа. И приступаем к раскрашиванию снегирей. Для начала прорисовываем контуры. 
Затем раскрашиваем птичек.
Теперь добавляем птицам пёрышек, с помощью штрихов серого и белого цвета. 
6.Дорисуем теперь ягодки рябины и подкрасим снег белой краской. . 

2 команда

Рисование «Ёлочка» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование солью)
Материалы для работы:
Салфетка
Лист плотной бумаги
Тонкие и толстые кисти
 Гуашь зеленая,,голубая

Простой карандаш
Банка с водой

Соль

Клей ПВА

 Губка

Ход работы:
1.Делаем голубой фон на белом листе
2. Делаем эскиз елочки
3.Набираем на полусухую кисть зеленую гуашь и держа вертикально кисть примакиванием рисуем ветки, рисовать начинаем снизу
4.Так проходим ряды до верхушки
5.Рисуем снег клеем ПВА.

6.Насыпаем соль поверх клея. Ждем, пока клей с солью подсохнет.

3. команда

Рисование «Зимние узоры» с использованием нетрадиционных приёмов (листы капусты свежие и хрустящие, еловые веточки.)
Материалы для работы:
Салфетка
Лист плотной бумаги
Гуашь
Тонкие и толстые кисти
 Пластиковые тарелки

Затонировать лист бумаги

Этап первый: оттиски.

На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска (только на сами прожилки), чтобы оттиск получился интереснее и ровнее, затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался.

Этап второй: прорисовка.

Тонкой кистью к готовому оттиску добавляется прорисовка красками, чтобы образовался наиболее замысловатый и сложный узор.

Этап третий: вьюга.

В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.

Этап четвертый: обсуждение.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе подразумевает и обсуждение результатов . Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по другому.

4. команда 

Рисование «Ёлка» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование коктельной трубочкой)


Материалы для работы:
Салфетка
Лист плотной бумаги
Гуашь
Тонкие и толстые кисти
Коктельная трубочка,

 Баночка с водой.
Губка

 Ход работы.

Закрасить лист бумаги

1.На тонированном листе бумаги простым карандашом рисуем дугу в нижней части листа - горка.

2.На горке будем рисовать ёлку. Сначала рисуем ствол и ветки, направленные вниз.

3.На веточки наносим мазками краску зеленого цвета.

4.Дуем в коктельную трубочку над краской, раздуваем её к нижней части рисунка.

5.Рисуем хвою на всех веточках.
6.Рисуем снег на горке методом раздувания. Наносим краску белого цвета и раздуваем пятна. Получаются комки снега.

5. команда

Рисование «Заснеженное дерево» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование вилкой)
Материалы для работы:
Салфетка
Лист плотной бумаги
Гуашь
Тонкие и толстые кисти
Вилка

Вода;

Зубная паста;

Губка

Ватные палочки

Ход работы:
1.Делаем голубой фон на белом листе
2. Делаем эскиз

3.рисуем ствол дерева.

4. на ветки ватными палочками наносим зубную пасту

5. вилкой рисуем иней.


4 страница. «Мозговой штурм»

Игра «Острое блюдо».
Цель: расширить и систематизировать знания педагогов в области терминологии по изобразительному искусству.

Ведущий Работая в ДОУ, вы знакомы с различными видами блюд, входящими в повседневный рацион питания детей. Сегодня я предложу вам острое блюдо – попробуйте и оцените его вкус!

В вазе лежат футляры из-под киндера-сюрприза. В них спрятаны вопросы. Ведущий подходит к любому из присутствующих и предлагает попробовать «Острое блюдо». Педагоги читают и отвечают на предложенные вопросы.

Вопросы «Острого блюда».

1.Что такое авангардизм? ( Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве).

2. Что такое акварель? (Краска на растительном клее, которая разводится водой. А также техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками).

3.Что такое детский рисунок? Является ли детский рисунок произведением искусства? ( Произведение изобразительного искусства ребенка от 3 до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир).

4. Что такое пастель? (Красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. Пастель изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Пастелью называется и сама техника живописи и рисования пастельными красками).

5. Что такое художественное творчество? (Одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X. т. является создание особой, «второй реальности», картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности).

6. Что такое художественные техники? (В соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. делятся на живописные, графические и скульптурные).

7. Что такое художественные способности? (Психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов X. с. лежит общее свойство человеческой личности - эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства).

8.Что такое цвет? (Это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение).

9.Что такое гуашь? (Красочный материал, обладающий большой кроющей способностью. Гуашь не прозрачна, хотя и разводится водой).

5 страница Игровой тренинг

Игра «Говорящие очки».

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами педколлектива.

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Ведущий

- Каждый из педагогов по очереди надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне - что прекрасного открыли вы во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать о возможно новых, каких-то неизвестных сторонах, которых удалось вам сегодня разглядеть в коллеге. Старайтесь говорить приятные, теплые слова в адрес ваших коллег.

6 страница  Прощание

Ведущий

- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное …

Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». 

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,
А самое главное – деток учите! 

- Всего вам доброго. До новых встреч!

- Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение очень поможет мне в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встрече.

- Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

Список литературы

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.

Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2010

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2011.

Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.

Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009

Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015

Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009

Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009

Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2009

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.

Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009

Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011

Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС - 2012

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов  изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружк...

Мастер-класс для педагогов: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества»...

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...