Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС
методическая разработка (подготовительная группа)

В работе представлена  индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС. Программа для воспитнника старшего дошкольного возраста со сроком обучения 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iap.docx436.39 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

ПМПк

Протокол № 1

«16» сентября 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий д/с № 48 «Айболит»

________________ Н.А. Липа

«16» сентября 2019 г.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

Детского сада № 48 «Айболит» - филиала АН ДОО «Алмазик»

на воспитанницу  с  когнитивными нарушениями умственной отсталостью

D:\! соня К\изображения\130213_2.jpg

Специалисты участвующие в разработке и реализации ИАОП:

Педагог-психолог -Мельникова В.Е

Учитель-логопед -Костенко Т.В.

Воспитатели группы: Чиркова Н.С.

Давыдова Ю.А.

Тьютор: Шайхутдинова Г.И.

Музыкальный руководитель - Боднарчук А.А.

Инструктор по физической культуре - Маляренко Н.С.

Саха Якутия

г. Удачный

№п/п

Содержание индивидуальной адаптированной образовательной программы

стр.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Планируемые результаты

Содержательный раздел

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Организационный раздел

Проектирование образовательного процесса

Распорядок и режим дня

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Перечень литературных источников

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа на воспитанницу старшей группы № 4 «Росинка» комбинированной направленности Прудникову Мировлаву разработана на основании заключения ТПМПК. Протокол № 378 от 15.04.2019 г. (Приложение № 1) и в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года.
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  • Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Уставом АН ДОО «Алмазик».
  • Положением о детском саде № 48 «Айболит» – филиале АН ДОО «Алмазик».
  • Положением о ПМПк детского сада № 48 «Айболит».
  • Положением о группе комбинированной направленности детского сада № 48 «Айболит» – филиала АН ДОО «Алмазик».

1.2. Цель и задачи

Основная цель реализации ИАОП с УО – создание условий развития воспитанника с когнитивными нарушениями умственной отсталостью (далее УО) открывающих возможности для него позитивной социализации, Его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанника, в том числе его эмоционального благополучия.
  • Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала  ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанника.
  • Сформировать у участников образования инклюзивную культуру  и внедрять инклюзивную практику.

1.3. Принципы и подходы к реализации Индивидуальной адаптированной образовательной программы

  • Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.
  • Принцип системности и учета структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.
  • Принцип комплексности – выражается в единстве подходов к профилактике и коррекции психического, физического и речевого развития.
  • Принцип разумной достаточности -  поставленные цели и задачи решаются на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму».
  • Принцип исключения изолированности в жизни детского сада - признание того, что совместное дошкольное образование - это I  ступень инклюзии в обществе.
  • Принцип систематической диагностики заключается в том, что все обучаемые подвергаются систематическому диагностированию с первого и до последнего дня пребывания в образовательной организации. Контроль необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует от педагога комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается прежде всего в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.
  • Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

  • Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
  • Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

  1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.4.1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

ФИО воспитанника

Дата рождения:

Домашний адрес:

Дата поступления:

Степень адаптации:

Программа обучения: Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, со сложными дефектами, с иными ограничениями здоровья) детского сада-филиала АН ДОО «Алмазик».

Состав семьи: полная.

Ф.И.О. матери:

Ф.И.О. отца:

Общие данные. Возраст ребенка

Основную образовательную программу, адаптированную для детей с ограниченными возможностями здоровья, детского сада усваивает плохо.  На педагогических мероприятиях ребенок не занимается, кроме продуктивных видов деятельности (с тьютором).

С желанием занимается только отдельными элементами.                                                                                   

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы. На контакт со взрослыми практически не идет, либо избирательно с хорошо знакомыми людьми. На свое имя откликается редко. Интереса к другим детям не проявляет. Настроение бывает бурное и противоречивое, но может быстро смениться на улыбку. Не любит уступать, упряма, конфликтные ситуации иногда решает силовыми методами и криком.  Характер деятельности. Элементарные инструкции понимает частично и не сразу. Утомляемость повышенная, не может сосредоточится на чём-то одном на долгое время. 

Сформированность навыков самообслуживания. Навыки самообслуживания ниже возрастной нормы. Иногда без помощи взрослого не может   одеться, раздеться, самостоятельно пользуется ложкой и ест, частично пользуется туалетными принадлежностями, знает свое полотенце.  Во время приема пищи ведет себя спокойно.

 Особенности моторики. Общая моторика – ниже среднего.  Мелкая и крупная моторика развиты плохо, но динамика в развитии наблюдается.

Игровая деятельность. В основном играет отдельными игрушками, частично играет в настольные игры.  Любит рисовать. В сюжетно-ролевые игры не играет.

Особенности речи. Речь развита плохо, объём словарного запаса минимален, в общении использует мимику. Динамики в развитии речи не наблюдается                                      

Социальное развитие. На свое имя   отзывается, поведение переменное.     

 Интеллектуальные особенности.  Элементы наглядно-действенного мышления   сформированы слабо. Программу развития и обучения Мирослава не усваивает. Знаниями и умениями в области формирования элементарных математических представлений не владеет.                                                                                                                   Личностные особенности. В контакт вступает выборочно. На слова  реагирует переменно в зависимости от настроения. На замечания реагирует не всегда. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, не сформированность  функции самоконтроля.

1.4.2. Логопедическое представление на воспитанника

Речевая среда: все члены семьи русскоязычные. Нарушений речи у близких родственников не выявлено.

Процесс воспитания под контролем: мама интересуется проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом.

Краткий анамнез: По словам мамы – раннее психомоторное развитие до года проходило в пределах возрастных норм. Первые слова появились к году. Распад речи у девочки и отставание в развитии мама заметила в полтора года.  

Общая и мелкая моторика: Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность на высоком уровне.  Незначительно нарушена координация движения. Мелкая моторика рук недоразвита.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без видимых патологий. Артикуляционная моторика достаточно подвижна и развита.

Индивидуальные особенности: контакт с девочкой затруднён. Визуальный контакт возможен лишь на 1-2 секунды. Отсутствие реакции на словесные обращения. Девочка не откликается на своё имя. Интерес к новым предметам крайне нестоек; возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию. Быстро утомляется. Навыки самообслуживания почти полностью отсутствуют.

Общая характеристика речи: почти полное отсутствие внешней речи.

Отмечаются собственные спонтанные монотонные высказывания ребенка, представляющие собой отдельные звуки или звукокомплексы (ма, па, ба).

Заключение:   Системное нарушение речи (СНР) тяжелой степени выраженности

1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками индивидуальной адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Планируемые результаты к концу освоения ИАОП с УО во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей самого ребенка, а также от степени проявления умственной отсталости. Возможно выделить общие моменты:

  • сформированность адекватного поведения у ребенка с УО в соответствии с ситуацией взаимодействия;
  • установление контакта ребенка со сверстниками и взрослыми с учетом ситуации коммуникации;
  • включение в процесс познания окружающей действительности самостоятельно или с направляющей помощью воспитателя, а также ближайшего социального окружения;
  • овладение социально-бытовыми навыками в соответствии с возрастом;
  • освоение навыков выполнения действий на основе вербальной одно- и многоступенчатых инструкций;
  • осознание себя через использование правильных речевых конструкций, а так же через включение в разнообразные виды деятельности.

2. Содержательный раздел

Для формирования способности детей с аутизмом к адаптации в окружающем мире, предпосылок их эффективного взаимодействия с другими людьми, следует решать определенные образовательные задачи, что является основой дальнейшего успешного развития, обучения и социализации детей с аутизмом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Представлений о собственном теле.
  • Способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем.
  • Способность выделять себя в окружающей среде: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими.
  • Навыки поведения в различных бытовых ситуациях.
  • Адекватная реакция на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими.
  • Умение оперировать различными бытовыми предметами, совместного и самостоятельного их выполнения, способность действовать по образцу.
  • Чувство принадлежности как собственного физического тела, так и принадлежности других предметов и людей и т.д.
  • Способность к зрительному контакту во время общения.
  • Начальные невербальные навыки как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.).
  • Способность к любым элементарным вербальным контактам с незначительной помощью со стороны взрослого.
  • Предпосылки к самостоятельной инициации контакта.
  • Способность использовать отдельные слова, взгляд и жест с целью привлечь внимание другого человека к предмету интереса.
  • Навык понимать значение слов и высказываний.
  • Способность различать интонацию речевого высказывания.
  • Способность общаться с определенными правилами социального взаимодействия.

  • Возможность осуществлять визуальный контакт.
  • Элементарные навыки полисенсорного восприятия.
  • Возможность проявлять степень развития сенсомоторных умений и пространственной ориентации.
  • Терпимость к звучанию музыки и пения других людей.
  • Правильная постановка руки во время рисования.
  • Начальные навыки применения мелкомоторных действий и способность осуществлять специфические действия с материалами и инструментами.

  • Самостоятельно или с помощью воспитателя получать и оценивать сенсомоторные ощущения.
  • Овладение несколькими основными локомоторными движениями (ходьба, лазание, различные виды бега и т.д.).
  • Овладение способностью к подражанию за движениями взрослого.
  • Получение информации от различных анализаторов при выполнении физических упражнений (например, зрительно пространственная координация при беге).
  • Возможность расширить спектр двигательных актов;
  • Проявление способности к произвольным действиям и одновременным разноплановым движениям.
  • Проявление инициативы к усвоению двигательных алгоритмов (через имитацию).

  • Фиксирование взгляда на собеседнике.
  • Способность исследовать предметы различными способами: разглядывает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую, убирает два предмета со стола, стучит двумя предметами друг о друга.
  • Расширение ориентации в окружающей среде.
  • Адекватная реакция на стимуляцию тактильных ощущений с помощью чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой- холодной поверхностями.
  • Выполнение скоординированных действий с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.).
  • Выделение отдельных предметов среди других по просьбе взрослого.
  • Соотношение знакомых объемных предметов с его плоскостным изображением.
  • Действовать по двуступенчатой инструкции взрослого.

Игровая деятельность

Развитие социально-бытовых навыков

  • Проявление активности и инициативы во взаимодействии со взрослым и детьми.
  • Проявление активности к запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям (например, стимулирующих межполушарное взаимодействие).
  • Переживание эмоционального единства со всей группой.
  • Способность передать яркую игрушку.
  • Выполнение более сложных и разнообразных действий по речевым инструкциям взрослого, следить за выполнением правил игры.
  •  Возможность выступления в роли ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий.
  • Проявление инициативы в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глаз с другими людьми и т.д.

  • Определяет и занимает собственное место для приема пищи.
  • Самостоятельно выражает просьбу при необходимости посещения туалета.
  • Проявление положительного отношения к процессу одевания, раздевания.
  • Положительно реагирует на санитарно-гигиенические процедуры.
  • Самостоятельно снимает простые предметы одежды и обуви без застежек.
  • Помогает взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания.
  • Понимает и пытается выполнять доступные поручения.

Для успешного усвоения воспитанником ИАОП   разработан ИППС (Приложение № 2)

2.1. Особенности организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик

  • На партнерской, равноправной позиции взрослого и ребенка.
  • На диалогическом общении взрослого с детьми.
  • На продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • На партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

  • Режимные моменты – это распорядок дня, разработанный таким образом, чтобы учесть возрастные особенности детей в каждой возрастной группе. В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, морально-нравственному воспитанию. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.

  • Индивидуальная работа – деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

  • Самостоятельная деятельность - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно – пространственной образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение  ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить) материал, изучаемый в совместной  деятельности с взрослым.

2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с направлениями развития ребенка

2.2.1. Индивидуальная коррекционно-образовательная работа педагога-психолога  с воспитанником (Приложение № 3)

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанника

Содержание деятельности

Формы взаимодействия

Ответственный

Знакомство с семьей воспитанника

  • Посещение семьи
  • Анкетирование семьи
  • Индивидуальная беседа

Воспитатели, специалисты

Информирование и ознакомление родителей (законных представителей) с ИАОП воспитанника и реализацией ИАОП

  • Индивидуальные консультации
  • Памятки

Воспитатели, специалисты

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Индивидуальные беседы
  • Корректировка ИППС

Воспитатели, специалисты

Педагогическое просвещение родителей

  • Стендовые консультации
  • Буклеты
  • Ссылки на интернет источники, книги, журналы по проблемам воспитания детей ограниченными возможностями здоровья
  • Родительские тренинги

В течении года

Воспитатели, специалисты

Пропаганда здорового образа жизни

  • Спортивные мероприятия
  • Консультации
  • Буклеты
  • Практикум

Инструктор по физкультуре

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Проектирование образовательного процесса

Образовательный процесс в детском саду строится по комплексно-тематическому принципу. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику детского сада.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей

в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень актуальных тем для каждой возрастной группы, разработанный на основе значимых событий для группы/детского сада/города/страны; времени года и др.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

  • Индивидуальных занятий со специалистами детского сада.
  • Активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка).
  • Совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми.
  • Приема пищи.
  • Организации взаимодействия в детско-родительских группах.
  • Праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.

3.2. Мониторинг возможных достижений воспитанника (Приложение № 4)

3.3. Режим дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим дня (выписка из приложение к ООП № 16 ), как физиологически обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. Для реализации режимных моментов используется гибкий график в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями воспитанников и с учетом психолого-педагогических особенностей, т.е. могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, а также по мере совершенствования профессионального мастерства педагогов и формирования у детей навыков и умений.  

3.4. Расписание коррекционно-развивающей работы (Приложения № 5)

3.5. Учебный план коррекционно-развивающей работы  (Приложение № 6)

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.6.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева)

Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих принципах:

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Для визуализации предметно-пространственной развивающей образовательной среды используют:

  • информационные таблички (пиктограммы) на дверях спальни, раздевалки и т.д.,
  • алгоритмы выполнения бытовых навыков (умывания, туалета, переодевания на физкультуру, мытья рук и т.д.),
  • коммуникативный альбом: фотографии близких людей; любимых видов деятельности ребенка; пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет); изображением эмоций ребенка; базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
  • иллюстрированные правила поведения,

Специальное оборудование:

•        Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)

Центр сенсорного развития

Картотека «Сенсорные игры», игры по сенсорному развитию «Цветочная полянка», «Букет для мамы», «Гусеница», «Чудесный мешочек», «Подушка», жилетка с пуговицами, коробка для закручивания крышек, игра «Липучки».

C:\Users\GozymovaAT\Pictures\Новая папка\depositphotos_189320468-stock-illustration-little-kids-playing-doctor-patient.jpg

Сюжетно – ролевые игры Дом», «Магазин», «Больница» (Поликлиника), «Шоферы», «Военизированные игры», «Зоопарк», «Почта», «Безопасность на дорогах», «Строители», «Прачка»,  «Цирк», «Ателье», «Салон сотовой связи», «Салон красоты», «Библиотека», «Аэропорт», «Школа».

Атрибуты для игр: коробочки для хранения атрибутов наголовники, кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска, куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные, средние, маленькие, дорожные знаки, жезл, телефоны, руль, весы, деньги, карточки, кошельки, сумки, ведёрки, утюг, инструменты, кукольные коляски, одежда для ряженья, муляжи из соленого теста, конверты, обшитые посылки, продуктовая корзина, баночки, аптечки и т.д.

Настольно печатные игры

Серия игр «лото»: «Чей малыш», «Веселые зверята», «Ассоциации», «Профессии», «Игрушки», «Форма»,  «Зоопарк», «Мы играем в магазин»,  «Этикет»,  «Мамины помощники», «Времена года, «Растения и животные». 1521639938_risunok

Серия игр «Домино»: «Буквы», «Игрушки», «Домашние животные».

Серия игр «Учись играя»: «фигуры», «наблюдательность», «Развитие внимания», Формы», Что из чего сделано?», Кто где живет?», «Все профессии важны» 1, 2 часть», «Аскорбинка и ее друзья», «Наведи порядок»,  «Мои первые цифры», «Мои первые буквы», «Ассоциации», «Мои первые часы», «Признаки», «Часть и целое»,  «Веселая логика», «Что к чему и почему? «Время».

«Игры – путешествия» - «Незнайка в Солнечном городе» , «Полное лукошко», «Математика в сказках», «Театр Карабаса Барабаса», «Том и Джери».

 «Пазлы» (разных размеров), «Кубики» (Сказки, буквы), «Шахматы», «Шашки», «Фишки», «Пирамидки», «Вкладыши».

Центр патриотического воспитания настольная игра «Я живу в Якутии», флагштог с флагами Якутии и России, дидактическое пособие «Государственные символы России», матрешки различных размеров, картинки с изображением флага, портреты президента и премьер министра Российской Федерации, методическая литература («Край алмазный», «Фольклор народов крайнего севера», «За гранью алмаза», «Наша Родина Россия», «Удачный – город у полярного круга», «Река Лена», «Якутский язык в картинках», «Новь якутского села»), картотека якутских сказок, тематический альбом с фотографиями города.

Центр конструирования «Строитель»

Крупный строительный конструктор, средний строительный конструктор, набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали, конструкторы типа «Лего». Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.), набор «Мастерок», игрушечный транспорт средний и крупный грузовые, легковые машины, Лего – Ведо», картотека конструирования. 344dbda7f9d301e10d603a6641c00837

Книжный центр «Книжная радуга» Стеллаж для книг, книги с красочными иллюстрациями для рассматривания, книжки-малышки, портреты писателей и разнообразная литература для детей.C:\Users\GozymovaAT\Pictures\Новая папка\_1263-84.jpg

Центр экспериментирования «Юные ученые» емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой, пробирки, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, предметы для игр с тенью, лупы, природный материал (песок, камешки, ракушки),с, соль, сахар, горох, гречка, фасоль, скорлупа ореховая. Картотека экспериментирования, картотека «Эксперименты в картинках, « Опыты с водой», «Опыты с воздухом», «Опыты с природными материалами», «Похимичим».

Центр творчества «Волшебный карандаш» цветные карандаши, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь, цветные восковые мелки, альбомы для рисования, листы разных размеров и цветов для свободного рисования, раскраски, кисточки разных форм, баночки для промывания кистей, трафареты различной тематики, пластилин, стеки, салфетки из ткани, доски, клей карандаш, ножницы, цветная бумага и картон, картотеки «Учимся рисовать», «Смешиваем цвета», «Палитра».

Музыкальный уголок «Веселый бубен» Музыкальные инструменты: бубны, дудочка, металлофоны, погремушки, гусли, гитара, пианино, барабан,  микрофон, музыкально – дидактические игры, «Расскажи детям о музыкальных инструментах, комплект детских песен с микрофоном, колокольчики, синтезатор, музыкальные книги на батарейках.

Театрализация «Волшебный мир театра» кукольный театр «Теремок», «Красная шапочка», «Русалочка», русские народные сказки,  дидактические игры по сказкам, картотека театрализованных игр,, перчаточный куклы «Звери» теневой  театр , «Колобок», «Репка», настольный театр «Спящая красавица», пальчиковый театр «Руковичка», настольный деревянный театр «Бычок смоляной бочок», «Три поросенка».

Спортивный центр «Догоняйка» Скакалки, мячи, обручи, массажные дорожки, ленточки, массажные шарики, кегли для сбивания мячиком, гимнастическая палка.1789fceed194

Для развития мелкой моторики рук: «Шнуровки», «су-джок, картотеки «Гимнастика для глаз», «Гимнастика после сна», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Подвижные игры», «Су-джок терапия для маленьких».

Приложение № 4

 Мониторинг индивидуальных достижений воспитанницу

Дата рождения:

Группа ____

Наличие инвалидности: ребенок инвалид

Рекомендации ТПМП: обучение по АОП ДО, разработанной с ориентировкой на содержание АОП для обучающихся с когнитивными нарушениями (УО) умеренной степени (вариант 2)

Показатель

Индикатор

Сроки мониторинга

Сентябрь

Декабрь

Май

Представление о себе

Возможна реакция на своё имя, откликается на свое имя

Способен назвать свое имя и фамилию

Знает имя, фамилию, но не называет

Сформирование навыков                           самообслуживания

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы

Выполняет культурно-гигиенические процедуры с разной степенью помощи, знает последовательности их выполнения.

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого

                                                     Речевое развитие

Может реагировать на элементарные бытовые просьбы

Понимает односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами

Понимает простую инструкцию без подкрепления наглядности

Способен сам выбирать себе вид деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела, человека и животных. глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке

Речевое развитие

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев

Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность

Повторяет двустишья и простые потешки

Отвечает на вопросы с помощью отдельных слов, распространенных предложений , дополняя их жестами

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах

Демонстрирует навыки фонематического восприятия

Познавательное развитие

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течении 5-10 минут

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую т левую руку; направления пространства «от себя»

Различает понятия «много», «один», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы

Познавательное развитие

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах подбирает предметы по форме,  величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры

Учится считать  от 5 до 10 ( на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет

Показывает по словесной инструкции и может называть до 5 основных цветов и 2-3 плоскостных геометрических фигур, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора

Художественно-эстетическое развитие

Выражает радость

звукам музыки

Напевает простые мелодии

Совершает попытки двигаться под музыку

Чувствителен к тишине

Подражает простым движениям под музыку

Повторяет простые танцевальные движения и запоминает их

С удовольствием принимает участие в групповых музыкальных занятиях

Рассматривает картинки, книги, предпочитает красочные иллюстрации

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относиться к ее процессу т результатам

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, кистью, мелками

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок адаптируется в  условиях группы

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека

Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми

Сам вступает в общение, использует вербальные средства

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого

В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности

Физическое развитие

Выполняет физические упражнения по заказу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре

( воспитателя)

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования

Практически ориентируется и перемещается в пространстве

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами

Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма

Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви

Приложение № 5

Режим и расписание  индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанницы старшей группы

комбинированной направленности «Крепыш» Прудникову Мирославу

Время

понедельник

вторник

среда

Четверг

Пятница

Режимные процессы / Содержание деятельности

7.00 – 8.30 (1ч. 30 мин)

Прием воспитанника.      Взаимодействие с родителями игровая деятельность

8.00-8.20

Коррекционно-развивающая деятельность индивидуальное занятие с учителем – логопедом

8.20-8.30 (10мин)

Утренняя гимнастика с группой (в сопровождении тьютора)

8.30-8.50 (20 мин)

Подготовка к завтраку, завтрак.     Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

8.50 – 9.00 (10 мин)

Самостоятельная игровая деятельность Формирование навыков коммуникации, решение задач социально- эмоционального развития детей

9.00-10.10(10.50)

Коррекционно-развивающая деятельность/Индивидуальная образовательная деятельность

9.00-9.20

Коррекционно-развивающая деятельность – индивидуальное занятие

 с педагогом –психологом

9.40-10.00

Коррекционно-развивающая деятельность индивидуальное занятие с учителем – логопедом

9.40-10.00

Коррекционно-развивающая деятельность индивидуальное занятие с учителем – логопедом

10.40-11.00

Коррекционно-развивающая деятельность – индивидуальное занятие

 с педагогом –психологом

9.40 – 10.00

Коррекционно-развивающая деятельность – индивидуальное занятие

с педагогом –психологом

Самостоятельная игровая деятельность

10.10 – 10.20 (10 мин)

Второй завтрак Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

10.20 (10.50) – 12.05

(1ч.30 мин) 2 час

(1 ч. 15 мин)

Подготовка к прогулке, прогулка Гигиенические процедуры, формирование КГН,  навыков самообслуживания и коммуникативное взаимодействие.

Социально-коммуникативное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сюжетная игра, формирование навыков двигательного развития.

12.05 – 12.30 (25 мин)

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры Гигиенические процедуры, формирование КГН,  навыков самообслуживания и коммуникативное взаимодействие.

12.30 – 12.50 (20 мин)

Подготовка к обеду, обед

Приложение № 6

Учебный план коррекционно-развивающей работы  

Коррекционно-развивающая деятельность с учителем-логопедом

Коррекционно-развивающая деятельность с педагогом-психологом

 неделя

месяц

квартал

 неделя

месяц

квартал

Кол-во/ время

Кол-во/ время

Кол-во/ время

Кол-во/ время

Кол-во/ время

Кол-во/ время

3/1ч.

12/4ч.

38/12 ч.40 мин.

3/1ч.

12/4ч

38/12 ч.40 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Индивидуальная адаптированная программа для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "Родничок успеха"

Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитаци...

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося...

Учет индивидуальной адаптированной программы.

Учет индивидуальной адаптированной программы....

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью

При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:-  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...