Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
проект (младшая группа)

Кривошлыкова Татьяна Геннадьевна

Проект по самообразованию на тему:

«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samoobrazovaniyu.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:    

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»  

О.В.Долингер______________

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Анцирский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Проект по самообразованию на тему:

«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Воспитатель:  Кривошлыкова Татьяна Геннадьевна

Анцирь

2020г.

Введение

 «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

 Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры,  из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.

 Народ создал множество   колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной  сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

 Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. 

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

 Беря это все во внимание, я решила, что для развития выразительности  детской  речи,  произведения устного народного творчества,  народные игры и игрушки  окажут нам неоценимую помощь.

Цель проекта:

Знакомить детей  дошкольного  возраста с русской народной культурой  посредством  устного народного творчества. Приобщать детей разного возраста к красоте родного слова.

Задачи:

-Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

-Знакомить  детей с фольклором  русского народа.

-Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.

-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.

-Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

-Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Актуальность  проекта:

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

Этапы проекта:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта:

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.

        

Сроки работы над проектом: сентябрь 2020г. – май 2021г.

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

1.

1 этап – подготовительный. Создание условий необходимых для реализации проекта.

Сентябрь – Октябрь  2020г.

1. Создание предметно-развивающей  среды;

2. Иллюстрированный  материал по сказкам;

3.Театральный уголок - герои  русских народных сказок;

4.Уголок развивающих игр.

2.

2 этап – основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Ноябрь 2020г. – Апрель 2021г.

1.Создание библиотеки русского народного творчества;

2.Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр;

3.Подбор наглядных пособий, иллюстраций;

4.Подбор методической педагогической литературы;

5.Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа;

6.Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

Формы совместной деятельности:

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).

2. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

5. Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе,  настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

6. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

7. Пальчиковые игры.

8.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

3.

3 этап – Заключительный.

Оформление материалов проекта, итоги, выводы.

Май  2021г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по моей теме.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Месяц

Мероприятия

Цель

В течении года

    Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

В течении года

Дидактические игры  по русским народным  сказкам

«Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки»,  «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр»

В течении года

Музыкальная деятельность

Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах.

Сентябрь

Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

Октябрь

Подвижные русские игры  «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору»

Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

Ноябрь

Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка»,  «Расти, коса, до пояса», «Зайчик»

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Декабрь

Хороводные народные игры: «Каравай», «Заинька попляши»,  «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси»,  «Серенький козлик»

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

Январь

Игры–драматизации по русским народным сказкам  «Репка», «Теремок», «Колобок».

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказок. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

Февраль

Рассказывание сказок  «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо  и  театром игрушки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

Март

Знакомство детей с колыбельными.

Помочь заучить текст.

Май

Слушание       аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др.

Пальчиковый театр «Теремок»

 Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь.

Участие родителей в проекте:

Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.

Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).

Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»

Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.

Итог проекта:

Таким  образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у  детей   познавательный  интерес  к познанию  русской культуры. Фольклор помогает воспитывать  у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности.   Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения.  У детей  совершенствуется  речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников  культуры  речи  в широком смысле   слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.

Вывод:  детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес  к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Список использованной литературы:

1. Рабочая  программа воспитателя второй младшей группы составлена на основе  программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

2.  Интернет ресурс: http://kids-covenok.ru/130605.htm 

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

5. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

6. Русские народные сказки, потешки, колыбельные. Интернет ресурс: https://skazki.rustih.ru/ 

7. Аудио сказки и потешки. Интернет ресурс: https://1.akniga.org/nashi-skazki-kniga-pervaya-russkie-narodnye-skazki-pesenki-zagadki 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...

Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....

План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклор...