Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств у детей старшей образовательной группы
план-конспект занятия (старшая группа)

 Харченко Ольга Викторовна

Дать представление детям о моральных понятиях: доброта, вежливость; о способах передачи информации и общения. Сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Харченко Ольга Викторовна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области

Методическая разработка занятия с детьми

Автор: Харченко О.В.,

воспитатель МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида

«Родничок» с. Верхопенье

Ивнянского района

Белгородской области

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств у детей старшей образовательной группы

«Мы играем в сказку» (Образовательная область «Познание»)

Цель: Дать представление детям о моральных понятиях: доброта, вежливость; о способах передачи информации и общения. Сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.

Задачи:

  • Образовательные: Углублять представления воспитанников о нравственных понятиях. Способствовать формированию умения  у воспитанников давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали.
  • Развивающие: Развивать связную речь.  Закреплять умение пересказа известной сказки с опорой на основные события «по кругу»; учить понимать скрытый смысл сюжета сказки. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других)
  • Воспитательные: Воспитывать доброе отношение друг к другу, чувства сопереживания, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал: магнитофон с аудиозаписями, ИКТ, значки -  помощники, микрофон, книга, микрофон, куклы из театра кукол (по количеству детей), мольберт с иллюстрацией по сказке «Морозко» с изображением падчерицы и дочери мачехи, смайлики (яркие веселые и черные грустные), сердечки из бумаги, сундук с элементами театральных костюмов, воздушный шарик и элементы для воздушной куклы (нарисованные части лица, волосы).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, есть одна хорошая примета - каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А какое у вас сейчас настроение?

Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

Потопайте те, у кого плохое настроение.

А теперь похлопайте те, кто хочет со мной сегодня поиграть.

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам предложить пообщаться на тему сказок. А кто знает, что значит «общаться»? (Разговаривать, беседовать, рассказывать)

— Каким бывает общение? (Устным, письменным, с помощью «посредников» — телефон, книга, телеграмма).

— Что значит быть вежливым? (Говорить «волшебные» слова)

— Что значит здороваться? (Пожелать друг другу здоровья)

- Кто знает, как можно здороваться друг с другом?

Правильно, а сейчас давайте поиграем.

Игра «Давайте поздороваемся»

(В начале упражнения дети вспоминают разные способы приветствия, реально существующие и шуточные. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, ушками, щекой, лбом, пятками или придумать собственный необычный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться).

Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки? (Да.). А хотите попасть в сказку? Но хочу я вас сразу спросить: «Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?» («Готовы!»)

Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. «Раз, два, три, счастливого пути!»

(Звучит музыка, дети открывают глаза.)

Воспитатель: -  Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране.

Но смотрите, я вижу значки. Это подсказки, что и как нам делать. О чём же они нам говорят? ( Знаки: «Смотри», «Слушай», «Говори») И вот сегодня я предлагаю вам еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.

 - Я вам предлагаю сыграть в игру

Игра «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк - «Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса - «Лисичка со скалочкой»; Курица – «Курочка ряба»; Заяц - «Заяц хваста».

Воспитатель:  - Ребята, вы много сказок знаете? (Да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку. Если ответ будет правильным, то на экране появится иллюстрация из этой сказки.

* Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

*Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

* В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

* В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал. (Буратино)

Воспитатель: - Молодцы. Давайте с вами немножко отдохнём и проведём физминутку.

Физкультминутка «В темном царстве есть избушка»

В темном царстве есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят -  покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят – руки вверх

 На столе лежит книга, русская народная сказка «Маша и медведь»

Воспитатель: - Ребята, кто узнал,  как называется эта сказка? Давайте вспомним эту сказку и «по кругу» друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать …Лиза.

(Дети рассказывают сказку)

Воспитатель: - Молодцы! А теперь попробуем ещё раз рассказать по-другому. Представим, что кто-то из вас Медведь. Например … Коля.

— Коля, расскажи нам, как ты нёс пирожки.

(Мальчик представляет себя в роли Медведя и рассказывает от 1-ого лица)

Воспитатель: -  Какой замечательный у нас Медведь!

— А ты, Настенька, превратись, пожалуйста, в Машу, и расскажи нам, как ты заблудилась?

(Девочка рассказывает от 1-ого лица)

Воспитатель: - Молодец!

— Ребята, а давайте возьмём интервью у Медведя, пусть он нам скажет, почему не хотел отпускать Машу? Медведем будет … Саша. Интервью будет брать … Даша. (Происходит диалог между Медведем и девочкой).

Медведь: Одному скучно, некому варить, подметать пол. Люблю пирожки.)

Воспитатель: -  Да, действительно Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь? (Воспитатель выслушивает предложения детей)

Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка.

— Что же мы сообщим Медведю? (Дети проговаривают текст)

— Лесной почтальон — сорока всё услышала и обязательно всё  передаст Медведю.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Это хорошо. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок «Идём дальше»)

Дети подходят к ширме. На ней значки «Смотри», «Думай». (За ширмой куклы из набора кукольного театра)

Воспитатель: - Ребята, куклы загрустили, как вы думаете, какое доброе дело можно сделать для них? (Версии детей)

— Давайте кукол оживим на время, поиграем с ними. (Дети берут кукол, и, надев их на руку, играют с ними). Смотрите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот сейчас наши куклы поприветствуют  друг друга жестами, они пока разговаривать ещё не могут. Сейчас они решили прогуляться (двигаются). Но вдруг внезапно налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. Ветер прекратился, куклы опять разбежались по полянке. Нагулялись, пора отдохнуть. (Дети ставят кукол на место, прощаются с ними)

Значок «Идём дальше»

Подходим к мольберту с картинками по сказке «Морозко».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, с какой сказкой мы сейчас встретились, и что будем делать (по значкам «Думай», «Говори»)

— Как вам кажется, о чём эта сказка? Кто здесь добрый, кто злой?

— Как вы думаете, чему она учит?

— Почему Морозко так поступил с мачехиной дочкой?

— Как бы поступил Морозко, если бы мачехина дочка была бы доброй?

— Как бы поступил Морозко, если бы в сказке все были бы злыми и ленивыми? (Версии детей)

Воспитатель: - Ребята, вы говорите, что одна девочка добрая, трудолюбивая. А другая злая, ленивица. Возьмите, пожалуйста, эти сердечки на тарелочке, и подарите той девочке, которая вам больше нравится.

(Дети разбирают сердечки и кладут возле той девочки, которая им нравится.

Воспитатель запоминает и берёт себе на заметку)

Воспитатель: - Значит, вам больше нравится падчерица, добрая девочка. Хорошо.

— А вот теперь падчерица и ленивица приготовили для вас смайлики. Падчерица приготовила вам злые сайлики  черного, некрасивого цвета, а мачехина дочка — яркие, радостные смайлики.

— Пожалуйста, возьмите себе смайлики, кому какие нравятся.

(Обратить внимание на то, какие смайлики берут дети)

Воспитатель: - Сережа, почему ты сердечко подарил падчерице, а смайлик взял у ленивицы? (Два, три вопроса к детям)

Воспитатель: - Да, ребята, оказывается, говорить красиво легко, а поступать красиво сложно. Но этому обязательно учиться нужно с детства

Воспитатель: - Ну что, идем дальше? (Значок «Идём дальше»)

Воспитатель: - А это что такое? Значок «Смотри». Смотрите. Сундук, наверное, с драгоценностями. Давайте посмотрим.

(В сундуке элементы театральных костюмов: шапочки, сумочки, короны, шляпы и т. п.)

Воспитатель: - Ребята, а кому это все надо? … Правильно, артистам.

— Давайте примерим. (Дети примеряют и рассматривают себя)

— …(обращаясь к кому-либо) кем ты себя в таком наряде чувствуешь? …, а ты, …а ты?

— Рассмотрите себя  и друг друга со всех сторон. И поиграем в игру

Игра «Замри»

 Пока звучит музыка, вы двигаетесь как сказочные герои в костюмах, как артисты. Как только музыка замолчит, вы должны замереть, как будто это портрет. (Играем)

Воспитатель: - Молодцы! Настоящие артисты!

— Ребята, здесь очень интересно, но нам пора.

(Значок «Идём дальше»)

— Нам предстоит сделать ещё одно дело. Мы с вами волшебники, и сейчас попробуем превратить обыкновенный шарик в чудесную куклу. Она у нас обязательно  получится, только  если будем работать дружно, помогать друг другу и советоваться. А сначала попробуем надуть шарик.

Дыхательная гимнастика «Надувание шарика»

Воспитатель: - Вот и шарик. Приступаем к работе.

(Дети на воздушный шарик наклеивают глаза, нос, рот, уши, волосы. Получается кукла).

Воспитатель: - Ну что, ребята, вам понравилось делать добрые дела? Что запомнилось вам больше всего на занятии, что было интересным?

— А мне вы очень понравились, понравилось как вы дружно работали, помогали друг другу. (Индивидуальные похвалы)

— Путешествие закончилось, но Сказка с вами не прощается, она сама будет приходить к вам в гости. А куклу возьмите себе на память.

— Возьмитесь за руки, закройте глаза. Мы возвращаемся в группу. (Звучит музыка)

До свидания. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки в младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Воспитание нравственных качеств детей.Задачи:1.    Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других.2.    Развитие эмоциональной отзывчивости...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры общения для детей старшей группы на тему: «Волшебные слова».

Программное содержание:Учить детей правилам речевого этикета; развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими взрослыми. Формировать умение анализировать свои поступки, развива...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств у детей средней общеразвивающей группы «Цветок доброты» (Образовательная область «Познание»)

Дать представление детям о моральных понятиях:  доброта, вежливость. Сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Милосердие – готовность делать добро»

Цель:Формировать у старших дошкольников представление о добре и милосердии; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам.Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей разли...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Милосердие – готовность делать добро»

Цель:Формировать у старших дошкольников представление о добре и милосердии; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам.Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей разли...

Конспект организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: « Дети и дорога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста...