Создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации принципов ФГОС ДО
статья

Елена Хлусова

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая предметно-пространственная среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Федеральный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОО, выдвигает ряд требований к социально – коммуникативному развитию его воспитанников. Социально–коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально–коммуникативного развития. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Проблема организации развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchyaya_sreda.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №28

Статья

на тему:

Создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации принципов ФГОС ДО

                         

выполнена:

Воспитателем

Хлусовой Еленой Дмитриевной

Санкт-Петербург

2020 г

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3

Глоссарий………………………………………………….……………………. 6

1. Требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной среде ………………………………………………………………………………….… 7

2. Основные принципы организации РППС………………………..…….. .10

3. Предметное содержание РППС дошкольной образовательной организации………………………………………………………………..…... 14

4. Алгоритм создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО………………………………………………………………………….... 16

5. Зонирование развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО……………….. 18

Заключение…………………………………………………………………….. 23

Список литературы……………………..……..…………….………………... 24

Приложение ………………………………………………………………….... 25

Введение

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая предметно-пространственная среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Федеральный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОО, выдвигает ряд требований к социально – коммуникативному развитию его воспитанников. Социально–коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально–коммуникативного развития. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Проблема организации развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно созданная развивающая предметно–пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей [4].

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад [3].

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования [4].

Пути решения обозначенных выше проблем, Ю.П. Дубенский видит в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. Какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов [5].

Объект исследования: процесс реализации принципов ФГОС.

Предмет исследования: педагогические условия, влияющие на создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации ФГОС  в условиях дошкольного учреждения.

Цель исследования: определение  роли ФГОС  при создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. 

Исходя из выделенной цели, ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме  создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении при реализации ФГОС. 

2. Раскрыть основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. 

3. Описать педагогические условия для создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении при реализации ФГОС.  

4. разработка  методических рекомендаций для воспитателей по созданию центра художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС

Глоссарий

ДОО - Дошкольная образовательная организация , осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [1].

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1].

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания [1].


           РППС - развивающая предметно–пространственная среда, часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития
[1].

  1. Требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной среде

Созданию РППС в современном ДОО сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно смоделирована РППС в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. Формируя РППС в дошкольной организации (групповом помещении), необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек) [11].

Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом. В то время как ФГОС ДО - это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само-развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении.  Предметно-развивающая среда ДОО служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт [11].

Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого [6].

Для того чтобы правильно организовать РППС, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и других. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы  [12].

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация РППС является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Развивающая среда строится с целью предоставления детям, как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности [8].

Развивающая предметно-пространственная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [12].

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав РППС входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению [12].

  1. Основные принципы организации РППС ДОО 

Развивающая предметно-пространственная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

- принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

- принцип системности представлен со масштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Исходя из данных концепций, при создании развивающей предметно-пространственной среды, педагогам необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждения, изложенных в «Концепции по дошкольному воспитанию» (2001)

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

-Вариативной - ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.) [1].

Созданию РППС в современном ДОО сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно смоделирована РППС в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние [7].

Формируя РППС в дошкольной организации (групповом помещении), необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).

Для того чтобы правильно организовать РППС, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей предметно-пространственной среды, и рассматриваются её основные принципы  [12] .

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами развивающей предметно-пространственной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения [12].

В состав РППС входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению [12].

Развивающая предметно-пространственная среда включает себя совокупность подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- игрового развития;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и другие. разработали  концепцию построения РППС для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [16] .

  1. Предметное содержание РППС дошкольной образовательной организации

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка [18].

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

-провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);

-провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

-вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

-провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

-полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

-применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

-дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

-эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств [1].

  1. Алгоритм создания развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО

1-Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.

2-Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.).

3-Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.).

4-Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособий, оборудования. Лишнее оборудование (не требующееся в ближайшем будущем) необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп.

5-Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования.

6-Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.

7-Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада.

8-Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования [17].

  1. Зонирование развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО

Для детей младшего возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения [14].

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания [14].

Центры развития в младшей группе: Центр познавательного развития, центр безопасности, центр правил дорожного движения «Светофор. «Центр песка и воды». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности». «Уголок природы». «Юный конструктор», Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие». «Будь здоров», центр игры, «центр театра». «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»). «Центр музыки», «Центр изо-деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека» [14].

РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию [14].

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать [14].

Центры развития в средней группе: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения». Патриотический уголок «Наша родина – Россия». «Центр безопасности», Центр ПДД «Светофор. «Центр песка и воды», «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности».  «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие». «Будь здоров» центр игры, «центр театра». «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»). «Центр музыки», «Центр изо-деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека» [14].

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты [14].    

Центры развития в старшей группе: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения».  Патриотический уголок «Наша родина – Россия».  «Центр безопасности» Центр ПДД «Светофор». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности». «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие», «Будь здоров» центр игры, центр театра. «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!») «Центр музыки», «Центр изо деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития», Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека», «Центр дежурства» [14].

Подготовительная группа: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения». Патриотический уголок «Наша родина – Россия». «Центр безопасности», Центр ПДД «Светофор». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие», «Будь здоров» центр игры, центр театра. «Центр книги» или «Центр речевого развития».  Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»), «Центр музыки». «Центр изо деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека», «Центр дежурства» [14].

 Требования к организации центров развития:

- центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т. д., но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей;

- мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей;

- «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу;

- материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры;

- материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве;

- центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы;

- для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»;

- в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними;

- РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

- все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

- у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы [1].

Заключение

В последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России стало обеспечение благополучного защищенного детства.

ФГОС (2013) дошкольного образования подчеркивает важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: что изменение развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в развивающей предметно-пространственной среде способствует возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/

  1. Акимова Ю.А., Иванова Е.В., Казунина И.И. Цаплина О.В. Организация игровой среды ребенка : учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Ивановой, О.В. Цаплиной. – М.: МГПУ, 2014. – с.131
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - с.506
  3. Выготский Л.С., Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - с.674
  4. Дубенский, Ю.П. Воспитание и социализация личности / Ю.П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с. 
  5. Епанчинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс.канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева -Белгород: БГУ, 2001.- с.132
  6. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// «Детство-Пресс» – 2010 – с. 5-12.
  7. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014.-№8. с.15-18 .
  8. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики:
  9. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – с. 145
  10. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. / М., 2001. – с.91
  11. Новоселова С.Л Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - с. 88
  12. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ.ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ, 2012. – с.120
  13. Петровский В.А. Концепция построения развивающей среды / В.А. Петровский / Москва. – 2010. - с.76
  14. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М. 2001.- с.102
  15. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – с. 104
  16. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.- с.72
  17. Реализуем ФГОС: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014. – с.211
  18. Сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова, 2000. - с. 289

Приложение

Методические рекомендации для воспитателей  по созданию центров художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС

Следует опираться на гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группах специальное место. На стене на уровне глаз ребёнка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудуется стол со стульями – место для встреч с прекрасным готово!

Окружающая ребёнка среда должна содержать лучшие образцы общечеловеческой культуры – должна быть насыщена классическими и авангардными произведениями не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.

Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (Дымковские, Филимоновские, Богородские).


Младшие группы:

1. Шесть карандашей в коробке,

2. Бумага цветная и белая,

3. Целый альбомный лист и половина,

4.Бумага цветная - голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.,

5. Гуашь в наборе, кисти №9,10, 12.,

6. Подставка для кистей,

7. Баночки,

8. Салфетки,

9. Глина,

10. Пластилин,

11. Стеки 3-4 видов,

12. Салфетки для вытирания рук,

13. Дощечки,

14. Силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д.,

15. Трафареты одежды,

16. Альбомы с фото (соответствующие тематике недели).


Средняя группа:

1.Шесть карандашей в коробке,

2.Бумага цветная и белая,

3.Целый альбомный лист и половина,

4.Бумага цветная - голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.,

5.Гуашь в наборе,

6.Кисти №9,10, 12.,

7.Подставка для кистей,

8.Баночки,

9.Салфетки,

10.Глина,

11.Пластилин,

12.Стеки 3-4 видов,

13. Салфетки, для вытирания рук,

14. Дощечки,

15. Силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д.,

16. Контуры домиков, кукол разного размера, овощей, фруктов,

17. Трафареты листьев, одежды, игрушек, дымковские игрушки с элементами росписи,

18. Иллюстрации по сказкам в соответствии с тематикой данной группы,

19. Книжки раскраски предметные,

20. Муляжи овощей, фруктов,

21. Дидактические игры на закрепление цвета и формы,

22. Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики,

23. Дидактические игры,

24. Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей,

25. Наличие игрового персонажа,

26. Альбомы с фото (соответствующие тематике недели).

Старшая и подготовительная группы:

1. Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета,

2. Цветные карандаши от 12 до 24 шт.,

3. Гуашь,

4. Акварель,

5. Сангина,

6. Цветные восковые мелки,

7. Фломастеры,

8. Кисти № 12-14,

9. Планшеты 35x25см,

10. Пластилин,

11. Стеки,

12. Шариковые ручки,

13. Баночки,

14. Салфетки из ткани,

15. Губки из поролона,

16. Салфетки для рук,

17. Глина,

18. Доски для лепки,

19. Клеёнки для покрытия столов,

20. Навесные валики с рулонами бумаги,

21. Мелки для рисования,

22.Трафареты посуды, овощей, фруктов и др.,

23. Силуэты животных, птиц и человека,

24. Керамические изделия,

25. Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи  (дымка, городецкая и др. по программе),

26. Скульптуры малых форм,

27. Муляжи овощей, фруктов, ягод,

28. Раскраски для девочек и мальчиков,

29. Иллюстрации по сказкам, по временам года, выполненные в разной    манере исполнения,

30. Портреты художников,

31. Дидактические игры,

32. Тематические папки с работами детей в  самостоятельной деятельности,
33.Макеты декораций,
34. Эстампы по временам года,

35. Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.

36. Образцы смешивания красок,

37. Наличие игрового персонажа,

38.Различная техника изобразительного творчества (образцы), 

39. Развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры),

В раздевалке оформляется выставка творческих работ детей. Выставки могут иметь разные названия «Наш Вернисаж», «Картинная галерея», «Наше творчество» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды с уче-том принципов ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, по вопросам, связанным с организацией развивающей предмет-но-пространственной среды в свете требован...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...