Особенности театрализации в старшей группе
статья (старшая группа)

Должникова Е.И.

Материал для педагогаю Пед копилка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_teatralizatsii_v_starshey_gruppe.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности театрализации в старшей группе

Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.

Активное, осознанное наблюдение за поведением людей и животных во время прогулки помогает в дальнейшем находить наиболее точные и выразительные штрихи интонации, движений, мимики создаваемого образа. Для развития артистических данных ребятам предлагаются специальные упражнения, например: «Представьте лес, прекрасную солнечную погоду. У нас радостное настроение. Мы собираем землянику. У каждого в руке маленькое ведёрко, все разбрелись по полянке, нашли кустики с ягодами, наклоняются и аккуратно срывают каждую ягодку» и т. д.

Линия литературного или фольклорного сюжета воспринимается как некая общая канва, на основе которой ребёнок импровизирует, самостоятельно развивает события, объединяет несколько знакомых или придуманных историй, подключая фантазию и воображение.

Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.

Диапазон театральных специальностей расширяется, каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».

Старших дошкольников знакомят с историей театра в России, жанровым разнообразием, театральными терминами и понятиями, то есть приобщают к театральной культуре в целом.

Дети чаще экспериментируют и пробуют свои силы в области самостоятельной режиссёрской деятельности. Управляя куклами, ребёнок смелее осваивает пространство режиссёрской игры.

Тексты для сценок и спектаклей становятся более сложными, несущими скрытые подтексты, более глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Игра как продолжение сюжета с переплетением реального и вымышленного выходит на первый план.

Формы работы со старшими дошкольниками

Плановые занятия (два раза в неделю продолжительностью 25 минут):

игры-миниатюры, сценические импровизации, этюды;

упражнения по коммуникативному и эмоциональному развитию;

просмотр кукольных спектаклей и обсуждение их с детьми.

Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком (один раз в неделю не более сорока минут):

подготовка ребёнка к игре, роли в спектакле;

работа с отстающими детьми.

Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:

воспитатель,

руководитель детского театра,

музыкальный работник,

дети и родители.

Повседневная самостоятельная театрализованная деятельность и ролевая игра с элементами театрализации в свободное от плановых занятий время, в процессе прогулок.

Театрализованные импровизации с куклами на занятиях по математике, чтению художественной литературы, развитию речи.

Театрализованное развлечение:

выступления, постановки с участием профессиональных артистов;

совместные представления, подготовленные педагогами детского сада, детьми, родителями.

Праздничный утренник.

Кружковая работа, которая проводится руководителем детского театра в сотрудничестве с воспитателями, музыкальным работником, педагогом по изобразительной деятельности. Основное содержание курса — подготовка к спектаклю во время специальных еженедельных получасовых занятий в первой или во второй половине дня. Однако подготовка к спектаклю может идти и во время плановых занятий.

Ритмопластика — ритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением, нацеленные на формирование чувства телесной гармонии, развитие пластической выразительности телесных движений и природных психомоторных данных детей.

Культура и техника речи:

диалоги по картинкам в ролевом исполнении;

упражнения для совершенствования дикции, дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика;

творческое обыгрывание сценок по мотивам сказочных или литературных сюжетов;

импровизированные сценки на темы из повседневной жизни (забавное приключение, запомнившийся эпизод и т. д.);

упражнения, нацеленные на развитие приёмов, усиливающих вербальную, пластическую и мимическую выразительность создаваемого образа;

задания, способствующие обогащению эмоционального мира и социальной адаптации детей.

Основы театральной культуры — изучение базовых понятий театрального искусства.

Приёмы работы

На занятиях по театрализации возможны следующие приёмы:

Познавательная беседа, которая выстраивается вокруг обсуждения таких вопросов:

Можно ли представить театр без зрителей?

Кто принимает участие в создании театральной постановки?

Кем распределяются роли между актёрами?

Кто придумывает костюмы, создаёт декорации?

Как правильно себя вести во время посещения театра?

Разыгрывание детьми сценок в форме диалога, например: «Телефонный разговор», «В поликлинике», «Малыш и Карлсон», «Буратино и Мальвина» и т. д. Педагог помогает разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога.

Тренинги (комплексы упражнений) по актёрскому мастерству, помогающие овладеть средствами выразительной передачи образа:

интонация — отработка самостоятельного выразительного произношения слов и реплик с определённой интонацией (радость, удивление, печаль, страх, отвага и т. д.);

статическая поза — обучение умению изобразить позой какой-нибудь предмет или персонаж (дерево, лыжника, пловца, бабочку). Важно научить находить одно, но наиболее красноречивое движение, которое является своеобразной «визитной карточкой» того или иного образа.

жестикуляция — во время сценических упражнений дети осваивают навыки передачи состояния (мне жарко, холодно), имитации действия (подметаю пол, убираю игрушки, рисую карандашами) с помощью языка жестов.

мимика — овладение наукой «чтения» эмоционального состояния другого человека, а затем дети учатся передавать своё настроение или реакцию с помощью мимики.

Игры

«Зеркало» 

Развивать монологическую речь

Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало)
В группу (зал) вносят большое зеркало.
Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.
Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

«Рифма»

Совершенствовать умение подбирать рифму.

Волшебник задаёт рифмы по очереди:
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка…
Картошка — матрёшка, морошка, кошка…
Печь — меч, течь, лечь…
Лягушка — квакушка, подружка, кружка…
Зайчик — пальчик, мальчик…
Мышь — тишь, камыш, шуршишь…
Кошка — мошка, блошка, плошка…
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок…
Снежинка — пушинка, пружинка…

«Расскажи стихи руками»

Побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л. П. Савина)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах.
Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

«Как варили суп»

(на имитацию движений)

Развивать воображение и пантомимические навыки.

(Каждая фраза сопровождается необходимыми действиями)
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с неё понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по её серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Тёплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварёшку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

«Поиграем — угадаем» (А. Босева)

Развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей:
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
(Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки.
Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки).
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, трясут головой, болтая в это время языком во рту).
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако, он верблюд или?.. (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут её Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает как… (Кошка.)
(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти»).
Верно, верно угадали, будто где её видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(Дети рассаживаются по воображаемым машинам и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине).
Тр-р-р, приехали!
Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые… (Поганки)
Дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).
Стойте, стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы?
Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу?
А что растёт в лесу зимой? (Сугробы)

«Вдоль по бережку»

Тренировка памяти и внимания

Прочитать выразительно, нараспев стихотворение.
Попросить ребёнка передать его содержание в движениях.
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
Со крыла водичку стряхивает.
Вдоль по бережку молодчик идёт,
Выше по бережку молодчик идёт,
Выше бережка головушку несёт,
Сапожком своим пристукивает
Да по пяточкам постукивает.

Игры-стихи

Учить детей обыгрывать литературный текст,
поддерживать стремление самостоятельно искать
выразительные средства для создания образа,
используя движение, мимику, позу, жест.

«Самолёт»
Поиграем в самолёт? (Да).
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом).
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлётной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолёт.

«Овощи» Стихотворение

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

А. Берлова

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...