Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.
статья (старшая, подготовительная группа)

Никитюк Ольга Михайловна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе

по средствам продуктивной деятельности.

«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения». Н.К.Крупская

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

У детей с общее недоразвитие речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. У этих детей наблюдается: неустойчивость внимания, психофизическая расторможенность, недостаточное развитие общей и мелкой моторики рук, сниженный уровень развития памяти, восприятия, сенсорного развития, быстрая истощаемость воображения, снижение мотивации и познавательных интересов.

Художественная литература играет важную роль в развитии детей. Помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, человека и отношений. Слушая художественные произведения, ребенок узнает и запоминает новые слова. Чтение помогает расширять кругозор, развивать память, внимание, мышление и воображение. Книги закладывают основы такого  важного качества как любознательность. Художественная литература формирует нравственные чувства, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

При определении путей приобщения юных читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе чтения произведения и при рассматривании иллюстраций детской книги, но также в процессе продуктивной деятельности, когда дети переносят впечатление от прочитанного, создавая ту или иную работу после знакомства с героями произведений. 

После чтения художественных произведений дети изображают прочитанное в продуктивных видах деятельности (рисунках, лепке,  аппликации). Ведь именно продуктивная деятельность играет немаловажную роль в закреплении знаний о творчестве писателя, дает возможность лучше запомнить героев.

Продуктивные виды деятельности способствуют развитию всех психических процессов, развитию самовыражения, являются средством психотерапии. Продуктивная деятельность развивает образные формы мышления, воображение, познавательный интерес, самостоятельность, целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Способствует обогащению речи.

В процессе НОД мы познакомили детей с творчеством  одного из любимых детских писателей  Э.Н. Успенского.  Свои  яркие впечатления  от знакомства с героями произведений  Э.Успенского:  Чебурашкой, крокодилом Геной, котом Матроскиным, дядей Федором, псом Шариком, пластилиновой вороной и многими другими, дети с большим удовольствием переносили на свои творческие работы.

Мы использовали  одним из видов такой продуктивной деятельности - работу с одноразовыми бумажными тарелками. Этот вид  нетрадиционной техники аппликации позволяет подключать еще и другие виды нетрадиционных техник: в работе с бумагой - квиллинг, в работе с пластилином – налеп, в работе с красками – декоративные элементы гжельской, хохломской, дымковской росписи, а также использовать разнообразие материала: пуговицы, пластилин, бусины, салфетки, цветные картон и бумагу, краски,  бросовый и природный материал. Работы получаются интересные, яркие, красочные и неповторимые. Дети с большим удовольствием изготавливают из одноразовой тарелки героев произведений.

Это позволяет развивать ребенка всесторонне. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре, а продуктивная деятельность является одним из средств приобщения детей к чтению. Благодаря этому создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. У воспитанников формируется целостная картина мира, совершенствуется речь. У большинства детей проявляется интерес к книгам, они внимательно и заинтересовано слушают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_no_151.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврова Т.М., Никитюк О.М.

МАДОУ № 151

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе

по средствам продуктивной деятельности.

«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения». Н.К.Крупская

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. 

У детей с общее недоразвитие речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. У этих детей наблюдается: неустойчивость внимания, психофизическая расторможенность, недостаточное развитие общей и мелкой моторики рук, сниженный уровень развития памяти, восприятия, сенсорного развития, быстрая истощаемость воображения, снижение мотивации и познавательных интересов.

Художественная литература играет важную роль в развитии детей. Помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, человека и отношений. Слушая художественные произведения, ребенок узнает и запоминает новые слова. Чтение помогает расширять кругозор, развивать память, внимание, мышление и воображение. Книги закладывают основы такого  важного качества как любознательность. Художественная литература формирует нравственные чувства, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

При определении путей приобщения юных читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе чтения произведения и при рассматривании иллюстраций детской книги, но также в процессе продуктивной деятельности, когда дети переносят впечатление от прочитанного, создавая ту или иную работу после знакомства с героями произведений.  

После чтения художественных произведений дети изображают прочитанное в продуктивных видах деятельности (рисунках, лепке,  аппликации). Ведь именно продуктивная деятельность играет немаловажную роль в закреплении знаний о творчестве писателя, дает возможность лучше запомнить героев.

Продуктивные виды деятельности способствуют развитию всех психических процессов, развитию самовыражения, являются средством психотерапии. Продуктивная деятельность развивает образные формы мышления, воображение, познавательный интерес, самостоятельность, целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Способствует обогащению речи.

В процессе НОД мы познакомили детей с творчеством  одного из любимых детских писателей  Э.Н. Успенского.  Свои  яркие впечатления  от знакомства с героями произведений  Э.Успенского:  Чебурашкой, крокодилом Геной, котом Матроскиным, дядей Федором, псом Шариком, пластилиновой вороной и многими другими, дети с большим удовольствием переносили на свои творческие работы. 

Мы использовали  одним из видов такой продуктивной деятельности - работу с одноразовыми бумажными тарелками. Этот вид  нетрадиционной техники аппликации позволяет подключать еще и другие виды нетрадиционных техник: в работе с бумагой - квиллинг, в работе с пластилином – налеп, в работе с красками – декоративные элементы гжельской, хохломской, дымковской росписи, а также использовать разнообразие материала: пуговицы, пластилин, бусины, салфетки, цветные картон и бумагу, краски,  бросовый и природный материал. Работы получаются интересные, яркие, красочные и неповторимые. Дети с большим удовольствием изготавливают из одноразовой тарелки героев произведений.

Это позволяет развивать ребенка всесторонне. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре, а продуктивная деятельность является одним из средств приобщения детей к чтению. Благодаря этому создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. У воспитанников формируется целостная картина мира, совершенствуется речь. У большинства детей проявляется интерес к книгам, они внимательно и заинтересовано слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе

Целевая аудитория: воспитатели,методисты.Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Огромная роль в приобщении дошкольников  к художественной литературе принадлежит дидактической игре....

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"

   Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...