Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка (старшая группа) на тему

Нарядчикова Оксана Юрьевна

Целевая аудитория: воспитатели,методисты.

Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию 2015-2016 у.г.

Тема:”Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе”

Воспитатель гр.37: Нарядчикова Оксана Юрьевна

Пояснительная записка

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней, т.к. книга требует систематического чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Так, наблюдение за детьми своей группы (старший возраст) в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи.

 

Действенным средством умственного нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Произведения художественной литературы играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения их детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В.В.Путин объявил 2014 год годом «Годом культуры в России». Книга играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Слушая стихи и сказки, дети узнают и запоминают новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить их кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она помогает овладеть речью, является ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому развивать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

 

Актуальность

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как результат, уже младшие школьники не любят и не хотят читать.

 

Новизна

Новизна в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе заключается в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных необычных приёмов и методов:

- организация рассуждения в слух о прочитанном;

- графическое и словесное рисование (при её организации предлагаются детям различные задания: подбери картинку к тексту, сравни иллюстрации разных художников к данному литературному произведению);

- словесное рисование эпизода (рисуется место, где происходят события, изображаются действующие лица, добавляются необходимые детали, раскрашиваются контурные рисунки);

- драматизация (используются разнообразные формы, которые вводятся постепенно усложняясь  с учётом возрастных особенностей детей;

- творческая литературная игра (дети с удовольствием сочиняют чистоговорки, небольшие стихотворения, загадки);

- активная работа с детской книгой;

- работа по организации и выставки книг.

 

Цели

 

Создать эффективную систему работы по приобщению детей к художественной литературе, формируя нравственные качества через многообразие видов сказок.

Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников.

Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно – эстетическому развитию.

Создать возможности формирования у детей эстетической культуры, развития творческих возможностей, приобщение к миру искусства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей через знакомство с произведениями художественной литературы.

Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.

Повысить уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщения детей к художественной литературе через разнообразные формы работы.

 

Задачи:

Образовательные:

- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; - о простейших элементах образности в языке;

- выработать правильное отношение к книге и чтению;

Развивающие:

- развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- развивать поэтический слух.

Воспитательные:

- воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;

- воспитывать интерес к художественной литературе,

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

- воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

 

Практическая значимость

Проект разработан и предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использован в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

 

Принципы построения проекта

Принцип личностно-деятельностного подхода (формирование активности ребёнка к деятельности за счёт доверительных отношений с воспитателем и удовлетворение от решения поставленных задач в сотрудничестве с другими детьми);

Принцип культуросообразности (обеспечивание становления самосознания ребёнка на основе культуры своего народа через нравственную основу народных, авторских сказок);

Принцип интеграции образования (возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности: игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, театрализованной, изобразительной);

Принцип нравственной обоснованности жизнедеятельности (ориентировка на понимание, осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, умение понимать и принимать позицию другого);

Принцип развития (ориентация содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, нравственного, интеллектуального развития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности).

Данные принципы построения проекта стали основой для формирования коммуникативной, познавательной, творческой, регулятивной компетенций воспитанников. Помогли в создании системы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

 

Сроки реализации проекта

Реализация проекта на тему «Приобщение дошкольников к миру художественной литературы» осуществлялась с 01.09.2015 по 31.05 2016 года.

 

Участники проекта

-Воспитанники ГБОУ 967 старшего дошкольного возраста;

- Родители воспитанников;

- Воспитатель группы –Нарядчикова Оксана Юрьевна.

 

Этапы работы

Подготовительный (01.08.2015 – 30.08.2015)

Основной (01.09.2015 – 31.05.2016)

Заключительный (01.06.2016 – 30.06.2016)

 

Формы работы подготовительного этапа

-Составить план реализации проекта;

-Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

-Провести анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой;

-Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»,

-Провести опрос-беседу с детьми на тему «Моя любимая книга»;

-Проанализировать результаты опроса-беседы с детьми на тему «Моя любимая книга»;

-Провести экскурсию в другие группы с целью рассмотреть книжный уголок;

-Проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, образовательная область «Чтение художественной литературы»;

-Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников;

-Обновить развивающую среду;

-Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

 

Формы работы основного этапа

-Проведение НОД согласно перспективному плану работы на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы»;

 -Использование произведений художественной литературы на занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Ежедневное чтение художественной литературы, проведение бесед по содержанию произведения;

-Проведение работы по обучению детей правильному обращению с книгой;

-Изготовление книжек-малышек в подарок детям средней группы;

-Организация сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг»;

-Организация игр-драматизаций (по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой);

-Организация мультконцертов по прочитанным произведениям художественной литературы;

-Ежедневные утренние беседы «Расскажи о прочитанном»;

-Проведение родительского собрания на тему «Книга как средство всестороннего развития дошкольников», «Развитие дошкольников в театрализованной деятельности», «Мы читающая семья»;

-Проведение консультации для родителей на тему: «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста», «Роль книги в жизни дошкольника», «Подбор художественной литературы для дошкольников», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке», «Роль сказки в развитии дошкольника», «Роль фольклора в развитии дошкольника»,«Влияние художественной литературы  на развитие словаря дошкольников»;

-Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;

-Составление памятки для родителей: «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года», «Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как организовать семейное чтение», «Семья и книга», «Вы хотите, что бы ваш ребёнок читал?», «Покупая книгу, обратите внимание», «Маленькие хитрости при прочтении сказки»;

- -Оформление тематических выставок-презентаций, посвященных к 110-летию со дня рождения А.Л.Барто,

-Создание выставки «Семейная библиотека» на тему «Наши книги о природе», «Любимые герои сказок наших мам»;

-Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах  внутри ДОУ;

-Экскурсия в детскую городскую библиотеку;

-КВН”В гостях у сказки”

Формы работы на заключительном этапе

-Проанализировать состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой;

-Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»;

-Оформить результаты проекта на тему «Приобщение дошкольников к миру художественной литературы».

 

План работы

 Август

 -Проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, образовательная область «Чтение художественной литературы»;

-Составить план реализации проекта;

-Провести анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой;

-Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»;

-Провести опрос-беседу с детьми на тему «Моя любимая книга»;

-Проанализировать результаты опроса-беседы с детьми на тему «Моя любимая книга»;

-Провести экскурсию в другие группы с целью рассмотреть книжный уголок;

-Организовать работу по подготовке детей к празднику, посвященному Дню знаний.

 Сентябрь

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Провести родительское собрание на тему «Книга как средство всестороннего развития дошкольников»;

-Организовать совместную работу с родителями по подготовке к конкурсу чтецов.

-Принять участие в конкурсе чтецов «Воспитателя люблю, и стихи ему дарю»;

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Доктор для книг»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года»;

-Принять участие в торжественном мероприятии, посвященному Дню знаний;

-Организовать работу по подготовке детей к празднику Дня дошкольного работника;

-Принять участие в праздновании Дня дошкольного работника;

-Организовать мультконцерт «Сказочные чудеса».

 Октябрь

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Мой красочный друг»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Развитие читательского интереса у ребёнка»;

-Организовать работу по подготовке детей к утреннику «Осенний карнавал»;

-Принять участие в утреннике «Осенний карнавал»

-Организовать мультконцерт «Песенки зверей»;

-Организовать беседу с детьми на тему «Что такое библиотека».

 Ноябрь

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

- -Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью;

-Организовать работу по подготовке детей к празднику «Для мамы милой и любимой»;

-Организовать совместную работу с родителями по подготовке детей к конкурсу чтецов;

-Принять участие в конкурсе чтецов «Мамочка любимая моя»;

-Провести  ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «С книгой мы друзья на долгие года»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Провести ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Роль книги в жизни дошкольника»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Читаем каждый день»;

-Принять участие в торжественном мероприятии посвященным Дню матери;

-Организовать мультконцерт «Песенка Мамонтёнка».

-Провести экскурсию в городскую библиотеку.

 Декабрь

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Зимние картины»»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Подбор художественной литературы для детей дошкольного возраста»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»;

-Организовать подготовку к новогоднему утреннику «Весело встретим Новый год»;

-Принять участие в новогоднем утреннике «Весело встретим Новый год»;

-Организовать подготовку к рождественскому утреннику «Ночь перед рождеством»;

 -Организовать мультконцерт «Снежные цветы на  наших окнах».

 Январь

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью;

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «В мире много сказок»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Как привить ребёнку любовь к чтению»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Как правильно читать детям книги»;

-Организовать работу по подготовке к конкурсу чтецов «Добрым быть совсем легко»;

 -Организовать семейную выставку книг «Наши книги о природе»;

-Организовать мультконцерт «Мороз Иванович и все, все, все».

 Февраль

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Зимовье зверей»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Как научить ребёнка составлять рассказ по картине»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Как организовать домашнее чтение»;

-Организовать выставку-презентацию посвященную 110-летию А.Л. Барто

-Показать выставку-презентацию посвященную 110-летию А.Л. Барто воспитанникам других групп;

-Организовать работу по подготовке к утреннику «День защитника Отечества»;

-Принять участие в утреннике посвященного «Дню защитника Отечества»;

-Принять участие в конкурсе чтецов «Добрым быть совсем легко»;

-Организовать мультконцерт «Мороз Иванович и все, все, все».

 Март

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Мы едем в далёкие края»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Роль сказки в развитии дошкольника»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Семья и книга»;

-Организовать подготовку к проведению утренника посвященного дню «8 Марта» «Поздравляем наших женщин»;

-Принять участие в проведении утренника посвященного дню «8 Марта» «Поздравляем наших женщин»;

-Организовать семейную выставку книг «Любимые герои сказок наших мам»;

-Организовать мультконцерт «Мы играем в паровоз».

 Апрель

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Вы хотите, что бы ваш ребёнок читал?»;

Изготовить памятку для родителей на тему «Условия, благоприятные для развития речи через театрализованные игры»;

-Организовать работу по подготовке детей к конкурсу чтецов посвященному Дню Победы;

-Организовать мультконцерт «Бесконечные синие дали».

 Май

 -Провести Н.О.Д. по художественной литературе согласно перспективному планированию;

-Использовать произведения художественной литературы на  занятиях художественно-продуктивной деятельностью

-Проводить ежедневные чтения произведений художественной литературы;

-Организовать работу детей в книжном уголке «Этот День Победы»;

-Организовать ежедневные игры-забавы, игры-драматизации для детей;

-Проводить ежедневные утренние беседы с детьми о прочитанной литературе дома;

-Провести консультацию для родителей на тему «Влияние художественной литературы  на развитие словаря дошкольников»;

-Провести родительское собрание на тему «Мы читающая семья»;

-Изготовить памятку для родителей на тему «Покупая книгу, обратите внимание»;

-Принять участие в конкурсе чтецов посвященному Дню Победы;

-Организовать мультконцерт «Здравствуй лето красное».

 

Июнь

 

-Проанализировать состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой;

-Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»;

-Оформить результаты проекта на тему «Приобщение дошкольников к миру художественной литературы».

 Ожидаемые результаты

1.Повысить интерес детей и родителей к художественной литературе.

2.Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к художественной литературе.

3.Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

4.Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

5.Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

 Содержание работы

 Содержание работы на подготовительном этапе

На подготовительном этапе (01.08.2013 – 30.08.2013) был составлен план реализации проекта, затем была изучена методико-педагогической литература по данной теме. После этого был проведён анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Итоги мониторинга воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой (приложение 9) были следующими:

40% детей знают 2-3 программных стихотворения, считалки, загадки;

45% детей могут назвать жанр произведения;

37% детей умеют драматизировать сказки, читать по ролям стихотворения;

35% детей могут назвать любимого детского писателя, любимую сказку и рассказ.

Из этого был сделан вывод о том, что необходимо повышать уровень знаний, умений и навыков детей по данному направлению: необходимо развивать умение драматизировать литературные произведения, развивать умение читать по ролям стихотворения и другие произведения, необходимо обогащать знания детей о писателях, сказках, рассказах и других произведениях художественной литературы.

 После проведения анализа состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой было проведено анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и книга», «Ваша настольная книга»,

Результаты анкетирования «Ребёнок и книга» показали, что даже не все родители ежедневно читают детям книги. Некоторые читают книги по своей инициативе, а некоторые – по просьбе ребёнка, многие родители не обсуждают с ребёнком прочитанное (более 40%); у многих детей есть любимые художественные произведения (более 90%), но не все предпочитают слушать чтение, а отдают предпочтение просмотру мультфильмов или кино; у всех есть домашняя библиотека, в которой содержатся книги разных жанров; многие дети рассказывают родителям о том, что им читали в детском саду, но не все дети считают книгу хорошим подарком.  При анализе анкетирования «Ваша настольная книга» выяснилось, что у многих родителей нет свободного времени для чтения книг; многие увлекаются чтением «желтой прессы», решением ребусов, кроссвордов, сканвордов; многие родители (около 80%) уверены, что книга оказывает положительное влияние на воспитание ребёнка, но мало кто покупает книги своим детям.На подготовительном этапе был проведён опрос-беседа с детьми «Моя любимая книга». Результаты оказались следующими: на вопрос «Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги» - все ответили положительно. У всех детей есть книги в библиотеке. В основном их читают мамы и бабушки, только в трёх случаях – папы. Некоторые дети ответили, что им вообще дома не читают, они слушают сказки либо по магнитофону, либо по компьютеру. Большинство детей любят книги, по которым «можно заниматься» - азбука, книги с заданиями. Оказалось, что среди мальчиков популярны книги про динозавров, рыцарей, среди девочек – про принцесс. Среди любимых книг называют книги  с русскими народными сказками, со сказками русских и зарубежных писателей. Дети называют много сказок, в том числе и сказки-мультфильмы. Вопрос о любимом герое заставил детей задуматься – у большинства нет любимого героя. Все дети на вопрос «Хотел бы ты сам научится читать книги» отвечали положительно. Многие высказывали желание читать книги вместе со взрослыми.

      Из всего этого можно сделать вывод, что у детей присутствует интерес к художественной литературе. Они любят слушать и рассматривать книги, но   большинство родителей зачастую заменяют чтение книг прослушиванием по магнитофону литературных произведений или просмотром мультфильмов или кино.

На подготовительном этапе было проведено родительское собрание на тему: «Книга, как средство всестороннего развития дошкольников» с целью показать воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка; рассказать о ее роли и в развитии речи дошкольника, обратить внимание на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи.

    На подготовительном этапе проводились экскурсии в другие группы с целью рассмотреть книжные уголки. Затем нами была проанализирована примерная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  под ред.  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Затем, учитывая результаты мониторинга состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой, результаты анкетирования с родителями, результаты беседы-опроса с детьми был составлен план работы на основном и заключительном  этапах.

 Содержание работы на основном этапе:

На этом этапе систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы» согласно перспективному планированию, ребята учились инсценировать некоторые произведения художественной литературы, что способствует воспитанию любви к художественной литературе. На занятиях по художественно-продуктивной деятельности в течение всего периода основного этапа проекта использовались произведения художественной литературы.

   На основном этапе с детьми проводилось  ежедневное чтение художественной литературы  с последующей беседой о прочитанном. Систематически проводилась работа в книжном уголке: «Доктор для книг» - детям рассказывали и показывали как правильно обращаться с книгой, и что нужно делать, если вдруг книга порвалась; «Мой красочный друг» - вместе с детьми отбирались самые яркие, красочные книги; «Мы с книгой друзья на долгие года» - проводились беседы о том, что любить книгу нужно всегда, о том, что книга – это самый верный и надёжный друг всегда; «Зимние картины» - вместе с детьми рассматривали выбирали книги на зимнюю тематику; «В мире много сказок» - обсуждали с детьми, какие есть сказки, дети рассказывали о своих любимых сказках, некоторые сказки драматизировали; «Зимовье зверей» - рассматривали книги и выбирали книги о животных, рассказывали и читали о том, как зимуют звери; «Мы едем в далёкие края» - рассматривали книги о путешествиях, о других странах; «А.Л. Барто для детей» - рассматривали книги А.Л. Барто, рассказывали наизусть и читали стихи; «Этот День Победы» - рассматривали книги о Дне победы, читали стихи и рассказы на тему: «этот День Победы».

 На этом этапе для детей были организованы сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг». Все эти игры проводились с целью привить любовь к книгам, к чтению книг, научить правильному обращению с книгой, научить как правильно «вылечить» книгу. Для проведения этих игр была специально организована развивающая предметно-пространственная среда. Помимо сюжетно-ролевых игр были организованы игры-драматизации. Периодически организовывались мультконцерты по прочитанным произведениям художественной литературы. Ежедневно с детьми проводились утренние беседы о прочитанном каждое утро дети рассказывали о том, что прочитали им родители дома. Сначала мало кто из детей рассказывал о прочитанном. Но уже к середине основного этапа я сделала вывод о том, что всем детям родители ежедневно стали читать художественную литературу. Дети каждое утро с удовольствием об этом рассказывали.

На основном этапе были проведены родительские собрания  и систематически проводились консультации для родителей на различные темы, связанные и с художественной литературой, обновлялись информационные стенды, проводилась работа по разработке, изготовлению и распространению памяток для родителей. Вся эта работа проводилась с целью показать воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, рассказать о роли художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста, о роли книги в жизни дошкольников, обратить внимание на важность приобщения детей дошкольного возраста к красоте родного слова, на развитие культуры речи; рассказать о том, как правильно подбирать художественную литературу для дошкольников, как привить ребёнку любовь к чтению, как правильно читать детям книги, как организовать семейное чтение.

В ходе работы по приобщению дошкольников к художественной литературе я организовывала семейные выставки. К организации этих выставок привлекались родители. Они дома сами подбирали соответствующую литературу. Всё это они делали с большим удовольствием, потому что им было очень интересно вспомнить книги из своего детства.

 Для развития интереса к книге и художественной литературе на основном этапе проводились выставки-презентации. На выставках-презентациях детям представляли презентацию, которая им рассказывала о важных событиях  Дети с удовольствием смотрели и слушали, а в конце каждой презентации с ними проводились мини-викторины.

В ходе реализации проекта воспитанники систематически принимали участие в конкурсах чтецов как в муниципальных, так и внутри ДОУ. Ребята занимали в этих конкурсах призовые места.

 Для развития у детей чуткости к художественному слову, для развития у детей читательского интереса, развития устойчивого интереса к русскому народному творчеству на протяжении всего основного этапа дети готовились и показывали небольшие театральные постановки для воспитанников других групп, используя при этом различные виды театра.

 В ноябре была организована экскурсия в городскую библиотеку. Сотрудники библиотеки не только провели экскурсию, но и рассказали о том, как можно записаться в библиотеку, какие интересные книги можно найти в библиотеке, показали книгохранилище, организовали интересные игры с детьми, загадывали загадки про известных каждому героев сказок и рассказов. Наши ребята на прощание прочитали стихотворения.

 3.Содержание работы на заключительном этапе

На заключительном этапе сначала был проведён анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Итоги мониторинга были следующими:

95% детей знают 2-3 программных стихотворения, считалки, загадки;

90% детей могут назвать жанр произведения;

96% детей умеют драматизировать сказки, читать по ролям стихотворения;

все дети могут назвать любимого детского писателя, любимую сказку и рассказ.

Из этого был сделан вывод о том, что уровень знаний, умений и навыков значительно повысился – в среднем на 60%.

 После проведения анализа состояния учебно-воспитательной работы было проведено повторное анкетирование родителей. Результаты анкетирования оказались значительно лучше, чем на подготовительном этапе: все родители стали ежедневно читать книги  своим детям и по просьбе детей, и посвоей инициативе; все родителистали обсуждать прочитанное. Многие родители отметили, что просмотр мультфильмов, кино, прослушивание аудиозаписей отошло на второй план – они стали предпочитать чтение книг. Многие родители стали находить больше времени для чтения книг своим детям, стали больше покупать книги.

Итоги проекта

Подводя итоги проекта, я сделала вывод: моя работа дала положительные результаты, целенаправленная, систематическая и планомерная работа обеспечила высокие результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас, сформировалась монологическая речь, дети научились перевоплощаться в любой образ  с помощью мимики и жестов, обогатилось их воображение, фантазия. Слушая чтение, рассказывание, дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их переживания, невзгоды, приключения, победы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературепо средствам продуктивной деятельности.«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в ж...

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"

   Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...