Викторина для детей старшей группы "Путешествие по городам Золотого кольца: Москве и Костроме"
план-конспект занятия (старшая группа)

Яцущак Светлана Михайловна

Целью данной викторины является  закрепление полученных детьми знаний о Москве и Костроме. Создать условия для самостоятельного показа детьми  своих знаний  о городах России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Путешествие по городам Золотого кольца: Москве и Костроме»

Цель: закрепить полученные детьми знания о Москве и Костроме. Дать возможность детям применить полученные знания в викторине. 

Задачи:

  • актуализировать знания детей о городах России;
  • создать условия для самостоятельного показа детьми своих знаний о городах России;
  • развивать грамматически правильную речь, пополнять словарный запас детей;
  • развивать навыки работы  в командах (СИТ)
  • воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление детей с прошлым и настоящим городов  России.
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (СИТ).

Ход:

-ребята, сегодня я вас приглашаю на викторину по городам России, с которыми мы знакомились и узнали много интересного о них. А для того, чтобы мы дружно и правильно решили все задания, произнесем вместе:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Ты и я, ты и я,

Вместе дружная семья

Вместе читаем,

Вместе играем,

Вместе друзьям мы во всем помогаем.

«Волшебная палочка» - проводится игра для рабочего настроения

-ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)

-а как называются жители России? (россияне)

-да, ребята! «Мы – россияне».

-Каждый из вас будет называть город, который вы знаете и передавать волшебную палочку. Обязательно глядеть друг другу в глаза, громко и четко произносим название города и города не должны повторяться.

-Вы уже знаете названия многих городов России  и посмотрите,  какая большая и дружная наша страна. Но это малая часть городов, которые вы назвали. Вы знаете, что в России более 1000 городов, больших и маленьких.

-а сейчас я вас приглашаю к столам. Нам необходимо разделиться на команды, для этого у вас у каждого платочек в кармане, посмотрите какого он цвета и садитесь к столу с соответствующим  по цвету флажком. Выберите капитана.

-начнем нашу викторину, ребята, с небольшой разминки. Вопрос для первой команды, отвечаем четко и быстро.

1. Как зовут президента России и чем он занимается?

-вопрос для другой команды.

    Назовите государственные символы России?

2. Назовите древнейшие города России? (Ярославль, Ростов Великий, Суздаль, Кострома, Москва, Смоленск, Муром, Владимир)

   Главный город России?

-Разминка закончилась, и теперь все внимание на экран. (1 слайд)

-Я вас приглашаю на прогулку по красивейшим городам, входящих в состав Золотого Кольца России- в город Кострому и  Москву. Мы пройдемся по самым интересным их местам и покажем гостям, что мы знаем об этих городах. За каждый правильный ответ даем 1 балл, если у другой команды есть дополнения, то она тоже получает балл за дополнительный ответ.

2-ой тур. Работа по картинкам.  Москва    

-посмотрите внимательно на экран, о каком городе мы сейчас будем разговаривать? (о Москве) (слайд 2)

-первое задание: назовите по иллюстрации достопримечательности Москвы. Вопрос первой команде. Что здесь изображено?

- ребята, для чего служил Кремль в старину? (для защиты от врагов)

-какой был Кремль в старину?

-какой был Кремль после пожара?

-что изображено на следующей картинке? (слайд 3)

-где находится Храм Василия Блаженного? (на Красной площади)

-почему площадь так называется? (Красная площадь — главная площадь столицы. «Красная» — значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники).

-что изображено на этой картинке? (слайд 4) (Спасская башня –одна из башен Кремля. На ней расположены главные часы государства. Это – куранты. Размер часов таков, что сквозь них может проехать поезд метро).

Слайд 5. Памятник Юрию Долгорукому в Москве

-ребята, что изображено на слайде? (памятник Ю. Д.)

-расскажите кем он является, что он сделал? (князь Юрий Долгорукий со своею дружиной ехал через дремучие леса, топкие болота. Поднялся князь Юрий Долгорукий на крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен.

Слайд 6. Памятник Минину и Пожарскому в Москве

-как вы думаете, кому посвящен это памятник? (Минину и Пожарскому)

-да, ребята, на памятнике написано: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

-скажите, за что благодарит Россия Минина и Пожарского? Какой подвиг совершили эти люди?
(За победу над врагами, которые захватили Москву. Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами. Командовал народным войском военачальник князь Дмитрий Пожарский. Они привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг был поставлен памятник)

Слайд 7. Цирки Москвы

-что это за здание? Что о нем можете рассказать?

(Самые известные в Москве цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. Цирк Юрия Никулина - самый старый цирк Москвы. Кроме клоунов в цирке можно увидеть выступления акробатов, воздушных гимнастов, фокусников, жонглеров, дрессированных обезьян, медведей, собак, тигров, слонов и львов).

Слайд 8. Большой цирк на проспекте Вернадского - самый большой в мире цирк!

Слайд 9. Третьяковская галерея

-ребята, что это за здание перед вами? Что такое галерея? (это музей, дом, где хранятся картины известных художников)

-что можете рассказать об этом здании? (здание похоже на терем)

(Основателем галереи является Павел Третьяков. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям. Поэтому музей носит его имя).

-Предлагаю вам прогуляться по этой галерее, и посмотреть, какие красивые картины находятся в ней.

-Назовите художников  и названия их картин?

Слайд 10. Виктор Васнецов  «Три богатыря» Кто изображен на картине? (В центре мы видим - Илья Муромец. Он могуч, Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец,, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич).

Слайд 11. картина Валентина  Серова «Девочка с персиками»

Слайд 12. картина Исаака Левитана «Золотая осень» (в каком городе написана эта картина (Плес))

Слайд 13. картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору»

-ребята, а какие еще достопримечательности Москвы вы вспомните? (Останкинская башня, фонтан «Дружба народов» и др.)

3-й тур. Конкурс капитанов.

Вопросы

1. Название какого города произошло от слова «угол»? (Углич) (Слайд 14)

2. Название города по имени одного из богатырей на картине «Три богатыря» (Муром)

3. Города, названиях которых произошли от имен их основателей (Владимир, Ярославль, Иваново)

4. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим. (Ростов, Устюг)

ФИЗМИНУТКА

-ребята, у меня в конвертах разрезные картинки с изображением одной из достопримечательностей Москвы и Костромы. Ваша задача собрать картинку как можно быстрее и рассказать о том, что изображено на ней.

(Царь-пушка - самое большое по калибру орудие в мире. В боевых действиях она никогда не участвовала) (Слайд 15) памятник Ю. Долгорукому, расположенный в Костроме (Слайд 16).

4-ый тур. Работа с гербами.

-ребята, перед вами разложены гербы городов России. Первая команда находит герб Москвы, а другая команда ищет герб Костромы.

-кто может рассказать, что изображено на гербе Костромы?

(Императрица Екатерина Вторая приплыла в Кострому на галере «Тверь» в 18 веке, и это так впечатлило тогда горожан, что они изобразили это событие на своем гербе, а до этого ни у одного города России не было гербов).

-расскажите нам так же, кто изображен на гербе Москвы? (На гербе Москвы дракон символизирует врага, а всадник  Георгий Победоносец – москвичей. За много лет враги нападали на Москву не один раз, сжигали и разрушали её. Но всегда Москва, в конце концов, побеждала. Вот почему у Москвы такой герб, который говорит, что лучше на нас не нападайте!)

-гербы каких городов вам еще известны? (Ярославль (Слайд17), Владимир (Слайд 18), Суздаль (Слайд 19)

5-ый тур. Работа по картинкам. Кострома. Показ Слайда 20.

-ребята, как связан этот предмет с историей возникновения Костромы?

(Так как после набега на город врагов, город был сильно разрушен и Екатерина 2 приказала перестроить город. Ее спросили, каким она видит город, а она положила перед архитектором веер и сказала: Строить будете так! Поэтому улицы города расположены необычно в виде веера. Слайд 21).

-город Кострома один из самых старых городов России. Кострома входит в состав Золотого кольца России, и считается красивым и удивительным городом. Почему? Посмотрим на экран и увидим, что есть особенного в этом городе?

Слайд 22. Красивое и особенное место, музей-заповедник Костромская слобода. (Это особенный деревянный мир. Здесь располагаются деревянные церкви, старинные дома, и разнообразные амбары. Все постройки находящиеся в музеи находятся под открытым небом, это придает еще большей красоты).

Слайд 23. Музей льна и бересты.

Слайд 24. Кому посвящен данный памятник? Какой подвиг совершил Иван Сусанин? (простой крестьянин Иван Сусанин, который благодаря своему героическому поступку получил призвание – защитник земли русской) 

Слайд 25, 26. Чем еще славится Кострома? Что такое ярмарка? (Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Называлось это «ярмарка». На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились! Ставили качели и карусели. Публику веселили скоморохи, дрессированные медведи)

Слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33. Что можно было купить на ярмарке? Какие ремесла вы можете назвать?

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства: дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек)

Слайд 34. Городские собаки прославили этот город – здесь установлен памятник псу Бобкекоторый вместе с пожарными в 19 веке вытаскивал из огня маленьких детей. Насколько смел и отважен был этот пес! Вытащив ребенка из огня, он возвращался в дом и помогал выносить уцелевшие вещи.

-ребята, а теперь отгадайте загадку?

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)  (Слайд 35)

-а почему мы заговорили о Снегурочке? (считается, что Кострома –родина Снегурочки)

Слайд 36. Давным-давно в Костромской губернии, в усадьбе Щелыково жил писатель Александр Николаевич Островский, который и написал пьесу «Снегурочка». По ней был снят фильм «Снегурочка» так же в Костроме. Так героиня пьесы Островского превратилась в символ праздника и новогодних чудес. Поэтому, ребята, сейчас Кострома для многих не просто старинный русский город, а родина главной зимней волшебницы – Снегурочки.

-а про Снегурочку нам расскажет Злата.

(Снегурочка живет в бревенчатом Тереме (Слайд 37), на живописном берегу Волги. Живет она не одна, а со своими помощниками-домовыми и котом Баюном (Слайд 38). Сам Дедушка Мороз каждый год навещает любимую внучку и привозит подарки. Наша Снегурочка не растает весной от тепла, потому что в тереме у неё есть очень холодная (ледяная) комната (Слайд 39). Здесь все предметы сделаны изо льда.

Снегурочка приглашает вас в путешествие в Великий Устюг – на родину Деда Мороза (Слайд 40).

-ребята, вот и закончилась наша прогулка по городам. Давайте подведем итог. Сколько баллов у каждой команды, посчитаем.

-ребят, кто сегодня был самым активным участником вашей команды, кто больше всех показал свои знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная викторина для детей старшего возраста «Лангепас – город нефти и газа»

Программное содержание: ·         Обобщить представление детей о  родном городе, об основных достопримечательностях.·...

Музыкально – литературная викторина для детей старшей и подготовительной групп  «Мой город Москва»

Закрепление и обобщение знаний  детей о родном городе – Москве, воспитание  у детей чувства гордости за свой город, любви к нему, желания  узнать о нём еще больше....

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста «Мой город - Воркута»

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста«Мой город - Воркута» Цель: Закрепить знания детей о родном городе. Задачи:- Продолжать знакомить с традициями...

Презентация по викторине "Путешествие по городам Золотого кольца: Костроме и Москве"

Презентация по викторине "Путешествие по городам Золотого кольца: Костроме и Москве"...

"Золотые кольца Москвы"

Праздник посвященный Дню города Москвы....

Интерактивная познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Город древний, город славный – Нижний Новгород»

Интерактивная познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста«Город древний, город славный – Нижний Новгород»...